Как устроен раллийный бивуак
Где отдыхают гонщики во время длительных марафонов.
В длительных ралли-рейдах и автомарафонах ключевую роль играет не только скорость, но и способность справляться с напряжением — как человеческим, так и техническим. Пилоты и штурманы должны преодолевать усталость и тяжелые условия, сохранять концентрацию и не допускать ошибок, ведущих к поломке техники. Машины специально сконструированы, чтобы выдерживать те же самые испытания и выдавать максимум производительности. Но иногда пилот ошибается или обнаруживается поломка, полученная вследствие аварии или износа техники.
Тогда-то в дело и вступают механики, перед которыми стоит задача полного восстановления уничтоженной машины. В идеале необходимо вернуть технике и способность быстро преодолевать дистанцию. Для этих целей крупные команды нанимают целые отряды ремонтников (например, у «КАМАЗа» численность персонала может достигать 47 человек), которые работают в темное время суток, а отдыхают днем.
Что в это время делают экипажи машин? Зачастую им удается перевести дух и немного поспать, восстановить силы и постараться больше не допускать ошибок. Но во многих случаях пилоты и штурманы тоже помогают команде механиков отремонтировать автомобиль, ведь каждая лишняя минута может повлечь штраф за опоздание на старт или финиш – рейд можно выиграть или проиграть даже в перерывах между спецучастками.
Гонки рабочих рук начинаются не в поле с использованием гаечного ключа и жалости проезжающих мимо экипажей, а на раллийных бивуаках с полным набором инструментов и запчастей. Эти места отдыха каждый день разворачивает дирекция заезда в конце всех спецучастков.
Обычно бивуаки разбивают на просторных территориях. Например, аэродромах — потому что по пути следования марафона других участков с удобной логистикой почти не бывает. Свободное пространство нужно для размещения экипажей всех классов со всеми машинами и техническими командами в одном месте рядом друг с другом. К тому же большую часть персонала и стационарного оборудования перевозят между бивуаками по воздуху, так что «аэродромное» расположение пунктов отдыха и техобслуживания более чем оправдано. Из-за этого иногда машины и шатры команд всерьез соседствуют с самыми настоящими самолетами — как на нынешнем «Шелковом пути».
Казалось бы, рабочая ночь на бивуаке должна начинаться с въезда на территорию аэродрома лидеров гонки. Но вообще-то все машины поддержки, сопровождающие участников рейда, должны быть на месте немного раньше – ведь именно они перевозят кучу запчастей, жилплощадь пилотов в своих кузовах и другие необходимые в гоночном хозяйстве вещи. Так что первыми (пусть и неформальными) участниками заезда на бивуаке появляются грузовики с нумерацией класса Т-5 на борту (желтый «бип», стартующий с пятерки»).
Эти фуры вместе с доставленными по воздуху механиками и оборудованием выстраивают целые мини-ремонтные мастерские для экипажей. Непосвященному случайному зрителю может показаться, что он попал на авторынок запчастей.
Только потом уже на постой прибывают машины участников марафона и останавливаются рядом с развернутым и огороженным под команду пространством. Как, например, сделал участник «Шелкового пути» венгр Микош Ковач, припарковавшийся рядом с грузовиком поддержки своей команды Qualisport Racing.
Сразу же начинается экспресс-техосмотр машины и ремонт всего, что сломано и можно восстановить. Небольшие команды иногда даже обходятся тем же набором запчастей и инструментов, которые возит с собой «техничка». Благо у пилотов может не оказаться серьезных видимых проблем – как у чеха Петара Ченкова из RALLY RAID.BG SPORTS CLUB на фото.
Заводские команды могут позволить себе натянуть шатер над каждым экипажем (чтобы защитить открытые «внутренности» техники от непредвиденных осадков) и прикрепить бригаду механиков с огромным инструментарием и набором запчастей за каждым автомобилем (вот для чего «КАМАЗу» 47 человек). Такие коллективы легко визуально отличить от остальных участников рейда.
Недавний лидер «Шелкового пути» Себастьян Леб, выступающий за автогигант «Пежо», попал в крупную аварию на одном из спецучастков. Механики отработали на все сто и восстановили машину француза, но девятикратный чемпион мира по ралли все-таки снялся с марафона из-за травмы.
Работа кипит и по ночам, особенно когда техника крупногабаритная и на один только осмотр уходит огромная прорва времени. Для армады «КАМАЗов», претендующих на все подиумные места любого марафона, в темное время суток главная сервисная фаза может только начинаться.
Но перед любым ремонтом персонал команд смывает с поверхности машин грязь. Очистить необходимо не только поверхности кузовов (открыв миру символику спонсоров и отработав вложенные деньги), но и каждый закуток машины. В ралли лишний раз стремятся не рисковать, а пропущенная грязь на каком-нибудь важном агрегате затрудняет техосмотр с ремонтом и может повредить технику в самый неподходящий момент.
После полного цикла обслуживания технику выстраивают на взлетно-посадочной площадке, чтобы продемонстрировать полную готовность к старту.
Если механикам удалось одолеть техосмотры и неисправности до восхода солнца, то они могут даже вздремнуть в палатках, которые разбиты тут же, рядом с машинами.
Нет, работники команд спят в таких условиях вовсе не потому, что организаторы гонки о них не заботятся — просто так реально быстрее. Дирекция в свою очередь предоставляет участникам и персоналу команд много других удобств. Например, большую общую столовую-кафе.
Там накормят всех: и пилотов, и технический персонал, и пресс-службу, и всех остальных членов команд.
Для удобства получения маршрутных и навигационных карт, а также работы отделов команд по связям с общественностью организаторы «Шелкового пути» развернули целый пресс-центр!
На каждом бивуаке «Шелкового пути» для комфорта участников организовывали даже АЗС.
Учитывая, что среди просторов казахских степей отыскать качественное горючее невероятно трудно, такая возможность сэкономила немало сил и нервов экипажам. Бензовоз с новым топливом «Дизель Опти», снабженный мобильной топливораздаточной колонкой передвигался по всему маршруту на территории России и Казахстана. Только вот в Китай «передвижеую заправку» не пустили – чтобы все пользовались местным горючим.
А вот такой шатер с яркой подсветкой есть далеко не на каждом ралли-марафоне. Попробуйте догадаться, для чего он.
Не поверите, но это передвижной бар для тех, кто захотел расслабиться после тяжелого трудового или гоночного дня! Гостей рейда или бивуака там тоже обслужат.
Топовое фото: silkwayrally.com