Дорога на холм. Интересные факты о Гран-при Австрии
Одна из самых легендарных и исторических трасс в календаре. Только восемь других автодром приняли Гран-при «Формулы-1» еще раньше. Гран-при Австрии – это один из самых захватывающих Гран-при в сезоне.
Трасса «Ред Булл Ринг» расположена в живописной сельской местности. Хоть конфигурация трассы уже 20 лет существует в нынешнем варианте, но когда-то именно здесь был расположен автодром «Остеррайхринг». Эта трасса позволяет прочувствовать старую школу. Здесь вы можете ощутить атмосферу золотой эпохи для гонок «Формулы-1». Реально крут тот факт, что трасса принадлежит «Ред Булл». Сейчас здесь Гран-при проходит куда лучшем, чем в 70-е годы, когда «Формула-1» вернулась в Австрию. До этого единственный Гран-при «Формулы-1» прошел на аэродроме «Цельтвег» в 1964 году. После войны очень часто автодромы создавались именно в таких местах. Например, находящийся на гране вылета «Сильверстоун».
Сейчас австрийцы занимают очень важные посты в «Формуле-1». Взять хотя бы руководителя команды «Мерседес» Тото Вольффа или владельца команды «Ред Булл» Дитриха Матешица. Люди этой национальности, наверное, хорошо разбираются в этом спорте. Перед этим Гран-при мы опросили одного местного легендарного пилота «Формулы-1». Этот человек завоевал три титула в «Формуле-1». Я думаю вы уже догадались…
Сегодня вы узнаете все, что вам нужно знать перед 30-м Гран-при Австрии в истории «Формулы-1». Мы с вами вспомним прошлогоднюю гонку, а также побываем на прекрасных пастбищах Штирии. Наслаждайтесь этим гоночным уикендом!
1 подиум в карьере завоевал британский пилот Боб Андерсон на первом в истории Гран-при Австрии в «Цельтвеге» в 1964 году. Выступая в мотогонках в 1958-1960 годах, смог трижды финишировать там на подиуме. В 1963 году дебютировал в «Формуле-1» на Гран-при Великобритании. Провел всего лишь 24 Гран-при в карьере, потому что в 1967 году его настигла беда. В августе он разбился на тестах «Сильверстоуне».
Первым сезоном в «Формуле-1» для Боба стал 1963. Он участвовал в двух этапах чемпионата мира, где он оба раза финишировал 12-м, но что интересно — не последним. В незачётных гонках он и вовсе был успешен — стал третьим в Имоле, четвёртым в Сиракузах, а на Гран-при Рима он и вовсе победил. Следует заметить, правда, что самым сильным соперником англичанина в этой гонке был не хватавший звёзд с неба Карел Годен де Бофор. Тем не менее, победа являлась существенным достижением, особенно если учесть тот факт, что команда DW Racing Enterprises, под флагом которой гонялся Боб, состояла фактически лишь из самого Андерсона, его жены в качестве хронометриста и маленькой команды механиков.
Сменив уже порядком устаревший автомобиль на новейший Brabham BT11, который ему достался существенно раньше самого Джека Брэбема, Андерсон принял участие в чемпионате-1964 уже по полной программе. Уже на второй гонке удалось попасть в очки, а в Австрии, где неровная поверхность трека привела к множеству сходов, и вовсе добрался до нижней ступеньки подиума. Вообще, в сезоне Боб часто обгонял более именитых и более богатых частников, и по результатам сезона заслуженно получил «Кубок памяти фон Трипса», вручаемый лучшему частнику — несмотря на то что пропустил два финальных этапа за океаном, в США и Мексике.
Следующие сезоны были не столь успешны, но тем не менее он всегда держался в середине пелотона и часто финишировал буквально на грани очковой зоны. Конец сезона-1965 пришлось пропустить из-за того, что единственный принадлежащий Андерсону автомобиль он разбил на практике перед Гран-при Германии. Эта авария, в которой Боб удачно избежал травм, не поколебала его решимости продолжать гоняться, и на новый сезон он после ремонта снабдил автомобиль старым четырёхцилиндровым Coventry-Climax, расточенным до 2,7 литров. Сезон принёс единственный финиш в очках, на шестом месте, на последнем европейском этапе — в Италии. Единственное заработанное очко поместило его на 18-е место в чемпионате.
Постепенно ухудшающиеся результаты, вызванные устареванием техники (сам Брэбем использовал уже BT19), заставили Андерсона подумать об уходе, но он решил погоняться ещё. Сначала всё шло неплохо — на стартовом этапе удалось заработать сразу два очка, а в остальных гонках он неоднократно финишировал как и раньше, поблизости от очковой зоны. Всё кончилось быстро и трагично — неделей позже пропущенного гонщиком немецкого Гран-при он проводил тесты в Сильверстоуне в дождевых условиях, не справился с управлением, вылетел с трассы и врезался прямиком в основание поста маршалов. Гонщик получил серьёзные травмы груди и шеи и умер в машине скорой помощи по пути в Нортгемптон. Ему было всего 36 лет.
3 место занял Валттери Боттас в 2014 году в гонке. Для Боттаса – это первый подиум в карьере. Возрождающиеся команда «Уильямс» впервые за долгое время смогла занять весь первый ряд стартового поля. Финн стартовал же вторым.
5 подиумов в карьере у Дэвида Култхарда на Гран-при Австрии. Шотландец пробовал шампанское в Штирии больше, чем любой другой пилот.
С самого начала сезона 2001 года стало понятно, что остановить «Феррари» Михаэля Шумахера едва ли возможно. Потому единственной надеждой соперников оставалось возвращение управляющей электроники - системы контроля тяги, старта и автоматические КП планировалось ввести еще с первого этапа, но по просьбе небольших команд отложили до апрельского Гран-При Испании. Однако существенного влияния на расклад сил эти меры не принесли. Следом в календаре значилась гонка на австрийском «А1-Ринге».
Едва погасли огни на старте, как выяснилось, что далеко не у всех «лонч-контрол» работает эффективно. Если гонщики «Уильямс», показавшие в квалификации второе и третье время, помчались вперед так резво, что уже к первому повороту опережали всех на добрых полсотни метров, то сразу четыре их соперника так и остались на решетке! Особенно оконфузилась команда «Джордан», никуда не поехавшая в полном составе.
Впрочем, судьи проявили снисходительность и дали всем неудачникам первого старта возможность присоединиться к другим участникам гонки, пока тех водила за собой машина безопасности. А когда она скрылась в боксах, впереди по-прежнему мчались новичок «Формулы-1» Хуан-Пабло Монтойя и его напарник Ральф Шумахер.
Немец, правда, очень быстро сошел из-за проблем с тормозами, а вот колумбиец сдаваться преследователям просто так явно не собирался. Чемпион Формулы 3000 и серии ChampCar с самого начала дал всем понять, что авторитетов для него не существует - и теперь подкреплял теорию практикой.
Как Михаэль Шумахер не наседал на Монтойю, тот избирал в поворотах «A1-Ринга» оборонительные траектории и удерживался в лидерах, даже несмотря на постепенно «поплывшие» шины. На 16-м круге немецкий гонщик пошел в решающую атаку в знаменитом повороте Remus, расположенном на вершине холма. Хуан-Пабло предпочел и тут стоять до последнего - и в итоге буквально вывез соперника в гравийную зону безопасности.
В итоге оба смогли вернуться на асфальт, но потеряли слишком много позиций, чтобы претендовать на высокий результат. Михаэль откатился на шестое место и к финишу поднялся до третьего, Хуан-Пабло гонку и вовсе не закончил из-за отказа гидравлики.
Ну а спор за победу повели Рубенс Баррикелло и Дэвид Култхард. Бразилец из «Феррари» поначалу держался впереди противника, но раньше поехал в боксы на единственный пит-стоп - и уступил позицию. А на последних кругах бразильцу поступил приказ о том, что ему нужно пропустить напарника.
Гонщику пришлось наступить на горло собственной песне и подвинуться-таки в сторону в финальном повороте гонки. Эмоциональный Баррикелло очень нелегко пережил этот момент и едва не покинул Скудерию - но в итоге все же остался, выступал за команду еще четыре с половиной года и в дальнейшем еще не раз подчинялся принципу субординации…
5 пилотов одержали первую победу именно в Австрии. Лоренцо Бандини выиграл здесь гонку за рулем «Феррари» в 1964 году, Витторио Брамбилла на болиде «Марч» в 1975 году, Джон Уотсон за рулем «Пенске» в 1976 году, Алан Джонс в 1977 году на болиде команды «Shadow» и Элио де Анжелис на «Лотусе» в 1982 году. На трассе же «Ред Булл Ринг» побеждали пока только пилоты команды «Мерседес».
2059 дней прошло прежде, чем Фелипе Масса завоевал свою новую поул-позицию в «Формуле-1» в 2014 году. До этого пилот «Уильямса» стартовал первым последний раз на Гран-при Бразилии 2008 года.
Вот мы подошли и к интервью с Лаудой.
Трехкратный чемпион мира «Формулы-1» и неисполнительный директор команды «Мерседес» готов рассказать о домашнем Гран-при.
В «Формуле-1» много знаменитых австрийцев – вы, Тото Вольфф, Франц Тост, Дитрих Матешиц, Герхард Бергер, Алекс Вурц. Почему австрийцы так хороши в этом бизнесе?
Это совпадение. Герхард, Алекс и я оказались здесь потому, что были гонщиками. Одни гонщики ушли после завершения карьеры, а мы остались. Австрийцы ничем не лучше жителей других стран! (смеётся)
Что вы помните о своих выступлениях в Австрии? Между 1974 и 1977-м вы завоевали здесь три поула, а в 1984-м выиграли важную гонку…
Да, в 1984-м эта победа имела особое значение, поскольку Ален Прост попал в аварию, а я вышел в лидеры чемпионата. По ходу гонки возникли проблемы с коробкой передач, мне действительно повезло, когда удалось опередить Нельсона Пике. Эта гонка сыграла важнейшую роль в моём титуле.
Каким был старый Остеррайхринг – на самом деле таким сложным, как многие говорят?
Великолепная скоростная трасса – мне очень нравилось на ней выступать. Физическая нагрузка была не слишком велика, но нужно было постараться, чтобы показать хорошее время. Текущая версия трассы тоже хорошая. Нужно поблагодарить «Ред Булл» – без них у нас не было бы своего этапа, который прежде имел такой же исторический статус, как гонки в Монако, Монце или Спа, особенно со времён Йохена Риндта. Возвращение этой гонки в календарь – большой плюс для нашего спорта.
Насколько важна для гонщика победа на домашнем Гран-При?
Это всегда приятно, хотя мне было всё равно, на какой трассе побеждать – вы хотите выиграть их все, чтобы стать чемпионом мира. Все победы одинаково важны. Хорошо, домашняя победа немного важнее, поскольку на домашней трассе вы постоянно в центре внимания, там всегда находятся люди, желающие задать глупые вопросы.
Что же было на Гран-при Австрии в прошлом году:
Дженсон не мог поверить своим ушам, услышав Фернандо, который объяснил странный сон, приснившийся ему накануне: «Единственное, что я помню – это было в Америке и я мочился в свою собственную машину».
Клэр Уильямс не могла поверить, что Кристиан Хорнер смог влезть в школьную форму.
Тото просто не мог сосредоточиться на разговоре с Маурицио, потому что наушники на руководителе «Феррари» его постоянно отвлекали.
Механики понимали, что парню нужно уйти, а он все не хотел уходить.