Почему Квята нужно поддержать
Гонщик «Торо Россо» не заслужил критики.
Пилотов «Формулы-1» часто оценивают исключительно по двум параметрам: финишной позиции и набранным очкам. Когда эти показатели оказываются ниже ожидаемых, то болельщики нередко начинают критиковать спортсменов и желают тем работать водителями маршруток.
Однако подобная система оценки выступлений гонщиков хороша только для определения чемпиона мира среди нескольких претендентов на топовых машинах. Ведь в «Ф-1» ключевую роль играет техника, и пилот, который попал не в ту команду, может полсезона не набирать очков. Идеальный пример: Фернандо Алонсо и «Макларен». В этом сезоне двукратный чемпион мира завоевал первые баллы только на восьмом по счету Гран-при, но кто сможет назвать его плохим пилотом и потребовать отставки?
По каким критериям оценивать выступления?
Для понимания хотя бы приблизительного уровня пилота требуется обращать внимание и на кучу других показателей. Количество, причины сходов, квалификационные результаты, наличие или отсутствие обновлений болида и двигателя в течение сезона – на выступления влияют многие аспекты. Также стоит следить за информационным фоном, который исходит от гонщика и его команды – в нем могут проскальзывать интересные сведения о причинах успехов или провалов. И, конечно, необходимо держать в памяти разный уровень машин в пелотоне даже среди середняков — поэтому, кстати, корректно сравнивать только товарищей по команде.
Что, кстати, все равно не гарантирует однозначно правильного восприятия в случае непростой ситуации. Посмотрите на «Ред Булл»: Даниэль Риккардо в последних четырех гонках каждый раз финишировал на подиуме и набрал 70 очков — больше всех в чемпионате за этот период (да, у Феттеля и Хэмилтона меньше — 67 и 66 соответственно). А его напарник Макс Ферстаппен заработал в семь раз меньше очков, трижды сошел и отпустил Кими Райкконена в общем зачете. Если смотреть только на финишные протоколы, то покажется, что безусловно лучшим в паре является австралиец.
Но если пересмотреть гонки (особенно их старт) — то легко заметить, что именно Макс чаще остальных навязывает борьбу лидирующим «Мерседесам» и «Феррари», а также обгонял их на трассе. В квалификациях голландец побеждает напарника со счетом 5:3, при этом Ферстаппен опережал Риккардо на быстром круге в последних четырех субботних сессиях подряд. Цифры не врут – Макс в последнее время ощутимо быстрее напарника. Просто подводит техника — а точнее, двигатель «Рено», который взял за обыкновение выключаться без видимых причин. С учетом всех этих факторов уже не так просто выявить, кто из пилотов «Ред Булл» сильнее, верно?
А что тогда у Квята?
Его тоже подводит техника. И гонщик с этим ничего поделать не может — в противном случае мир бы не захлестнули мемы о вечно сходящем Алонсо и его «Хонде».
Но давайте сравним россиянина и его напарника Карлоса Сайнса, которого называют претендентом на места в «Феррари», «Макларене» и «Рено».
Выступления в квалификациях
Здесь у пилотов «Торо Россо» ничья: 4:4. Причем у Дани были как и откровенно провальные субботы, когда не получалось ничего (как в Испании), так и весьма неплохие (как в Монако), когда Квят должен был попадать в третий сегмент — но мешали желтые флаги.
За исключением этапа в Барселоне, Сайнс ни разу не громил Квята — между товарищами по «Торо Россо» почти всегда сохранялся промежуток примерно в 0,2 секунды. Когда сильнее оказывался уфимец, отрыв колебался в тех же пределах. Следовательно, скорость напарников примерно равна и побеждает обычно тот, кому удалось просто собрать хороший круг в конкретный момент.
Для сравнения можно посмотреть на обстановку в тех командах, где лидеры по-настоящему уничтожают вторых пилотов: Нико Хюлькенберг, Фелипе Масса и Фернандо Алонсо опережают напарников от 1,1 секунды на круге (Хюлькенберг-Палмер) до 0,6 секунды (Алонсо-Вандорн). Так что если уж и ругать Квята за слабые результаты, то троицу неудачников Палмер-Стролл-Вандорн нужно немедленно лишить суперлицензии и навечно отлучить от автоспорта.
Выступления в гонках
Судя исключительно по протоколу, перевес Сайнса неоспорим — 6:2 по финишам впереди партнера или 29:4 по очкам. Но давайте вспомним, например, Гран-при Канады, который испанец по собственной глупости завершил в болиде Фелипе Массы уже на первом круге, а Квят претендовал на очки даже после спорного штрафа (и до получения второго). Закончилось все сходом россиянина из-за проблем с колесами, которые никак нельзя поставить в вину гонщику.
На Гран-при Азербайджана болид Квята выключился примерно так же, как и машина Ферстаппена – вряд ли можно засчитать Сайнсу чистую победу в этом раунде. Как в Китае, где болид под номером 26 перестал работать из-за проблем с гидравликой. В обоих случаях на момент схода уфимца машины преодолели не столь большую часть дистанции гонки, чтобы судить о неминуемой победе одного из напарников.
В Монако Даниил снова претендовал на очки, пока его не торпедировал Перес — из-за последствий столкновения Квят также сошел. Однако Сайнс был объективно быстрее в тот день и точно финишировал бы выше. В результате получаем вовсе не разгромные 4:2, которые вполне можно отыграть.
Карлос тоже не идеален — команда вряд ли довольна его сходами. Их было всего два, но каждый раз испанец по собственной глупости кого-нибудь выбивал. Так что сражение по благоразумию в 2017 году Квят пока выигрывает всухую — что немаловажно для пилота «Формулы-1».
Квят в «Формуле-1» – это хорошо
Да, вы все правильно прочитали. Даниил — неплохой и умелый пилот, и за четыре сезона найдется немало запоминающихся вещей, связанных с ним.
Уфимец завоевал 2/3 всех российских подиумов в «Формуле-1», среди которых самая высокая финишная позиция для России — второе место на Гран-при Венгрии 2015 года. И если уж вспоминать турнирные таблицы, то в единственный сезон за топ-команду Квят обставил Даниэля Риккардо (который, в свою очередь, годом ранее едва не овторикеллил четырехкратного Феттеля). Еще россиянин побил рекорд Себастьяна на Гран-при США три года назад и стал самым молодым гонщиком, финишировавшим в очках (до прихода Ферстаппена).
Благодаря Квяту в «Формуле-1» появился один из самых запоминающихся мемов последнего времени – «он влетел как торпеда». А еще с ним сделали крутой видос про получение прав в России.
К тому же Квят (а вместе с ним и его страна) на слуху благодаря роману с дочерью трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике.
Кстати, он вышел в финал конкурса Grill the Grid – аналог «Что? Где? Когда?» для пилотов «Формулы-1». И занял там второе место. Так что Даня вполне эрудирован — не говоря уже о свободном владении четырьмя языками.
Что ни говори, но Квят – медийный пилот, и он сгенерировал достаточно причин болеть за него вне зависимости от паспорта. А ужасное невезение, которое длится второй сезон, способно привлечь тех сочувствующих, которые считают, что болеть за Алонсо – это мейнстрим. Так что давайте начистоту: многие гонщики в современной Королеве автоспорта не отмечаются и половиной подобных достижений на протяжении всей карьеры, а Квяту всего 23 года и у него есть время на большее.
Не затеряться с головой в середине пелотона в принципе очень сложно, ведь необходимо не просто сохранять концентрацию и выжимать из нее максимум на не самой лучшей технике, но и следить за большим количеством машин вокруг. Старт с 11-12 позиции — всегда хаос, и осторожность в таких ситуациях бывает даже важнее смелости. И раз уж с именем Даниила продолжают связывать слухи о возможном переходе, например, в «Уильямс» – то Квят справляется с давлением.
Он достоин большего
В целом можно понять разочарованных фанатов, которые после подиумов раз за разом обнаруживают Квята в конце турнирной таблицы. Невнятные оправдания, а также излишнее промотирование Поповым не идут пилоту на пользу в глазах болельщиков и вызывают яркую критично-ненавистническую реакцию.
Так что стоит абстрагироваться и просто оценить прогресс гонщика — ведь в прошлом сезоне после понижения из «Ред Булл» он проиграл Сайнсу 11:6 в квалификациях и 12:3 в гонках. Уфимец на самом деле вкалывает, улучшает результаты и догоняет напарника по всем статьям. Просто ему реально не везет — здесь надо признать преимущество Сайнса. Зато Даня уже достиг некой пилотажной зрелости и осторожности, что выгодно отличает его от испанца и добавляет ценности в глазах команд.
А теперь просто вдумайтесь: всего пятнадцать стран представлены своим пилотом в «Формуле-1», и Даниил — далеко не худший из них. Более того, уроженец Уфы — самый успешный пилот в истории России, и, судя по ситуации Сироткина и Мазепина, конкурент за это звание появится нескоро. Квят просто не заслуживает агрессивной критики, граничащей с неприязнью — он достоин большего.
Фото: globallookpress.com/Jordi Galbany/NurPhoto; Hoch Zwei/picture alliance; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason, Peter Fox; twitter.com/F1; instagram.com/danydk1