Легендарные автодромы (часть 4)
В эпоху так называемых «тилькодромов», уже ставших притчей во языцех, особенно хочется поностальгировать о легендарных автодромах и поговорить об их исторических конфигурациях.
Этой статьёй я планирую завершить цикл «Легендарные автодромы»*. Как я и обещал, предметом моего рассказа становится…
Этот автодром известен под четырьмя (!) названиями. Цельтвег. Остеррайхринг. А1. Ред Булл Ринг.
Первые гонки на Большой Приз Австрии для автомобилей Формулы-1, не входившие, правда, в зачет чемпионата мира, состоялись в 1963 году на трассе Цельтвег, устроенной на взлетных полосах бывшего военного аэродрома, в 70 км на северо-запад от Граца (в 200 км юго-восточнее Зальцбурга). В плане она состояла из двух, довольно длинных прямых, соединенных с одной стороны почти круговой кривой малого радиуса (Sudenburgkurve), а с другой - петлей, напоминающей клешню краба. Трасса - простая и технически малоинтересная, что и обусловило ее малую популярность как у пилотов, так и у зрителей.
Победителем этих состязаний стал Джек Брэбхем на Brabham BT3-Climax. В следующем году Большой Приз Австрии вошел в число этапов Grand Prix World Championship. Однако трасса Цельтвег, на которой проводились эти соревнования, не получила симпатий ни пилотов, ни зрителей и уже в следующем году австрийский Grosser Preis исчез из календаря чемпионатов мира - как оказалось, на 6 лет. В течение этого времени в непосредственной близости от "непопулярного" Zeltweg была построена абсолютно новая трасса, названная "Австрийским кольцом" (Österreichring).
В 1970 - 1987 гг. на этом кольце проводились соревнования на Большой Приз Австрии, являвшиеся зачетными гонками мирового первенства. Трасса сразу зарекомендовала себя, как весьма быстроходная - редко случалось, чтобы средняя скорость победителя опускалась ниже отметки 200 км/ч. После гибели в 1975 году американского гонщика Марка Доноуэ первый поворот после старта (Hella Licht), в котором произошла катастрофа, был перепрофилирован. Еще через год тот же поворот был перестроен коренным образом - он стал Z-образным, что по замыслу организаторов должно было снизить максимальные скорости автомобилей. Но их надеждам не суждено было сбыться. В 1987 году именно в этом повороте в начале гонок произошли два завала, и организаторам пришлось давать старт 3 раза. После этого "Австрийское кольцо" было признано опасным для проведения гонок автомобилей Формулы-I, и Большой Приз Австрии на 9 лет вновь исчез из календаря чемпионатов мира.
В 1997 году после коренной реконструкции "Австрийского кольца" (автором проекта был не кто иной как Herr Tilke) Großer Preis von Österreich в третий раз появился в качестве одного из этапов чемпионата мира. Новая трасса поначалу фигурировала под "нейтральным" названием A1-Ring, но затем получила "старо-новое" название Цельтвег. Появилось ещё одно удобное место для обгона – шпилька “Ремус”. В остальном трасса сохранила свои высокоскоростные характеристики, а также свою неотъемлемую черту, придающую ей уникальность: повороты А1-Ринга, большая часть которх являются скоростными, соединены участками, не являющимися совершенно совершенно прямыми. Это вкупе с интересным рельефом давало возможность для острой борьбы бок о бок на протяжении нескольких виражей подряд. ГП Австрии ’03 стал пока последним.
В 2004-м году трибуны и здания питлейна были снесены; в 2004-2005 годах велись дискуссии о том, стоит ли новому владельцу трассы – компании Red Bull, найти треку другое предназначение или вернуть большой авто- и мотоспорт на А1, теперь уже Red Bull Ring. Также был предложен проект реконструкции трассы, но вскоре Дитрих Матешиц публично заявил, что не намерен тратить средства на этот убыточный проект. В течение нескольких лет поступало ещё несколько заявлений о скорой реконструкции трассы, в том числе и от Алекса Вюрца, но всё это осталось лишь словами.
Однако в 2008 Дитрих Матешиц всё же принял решение ассигнировать 70 млн евро на реконструкцию трека (кстати, по какому проекту?). Также оговаривалось, что он будет использоваться исключительно для проведения этапов ДТМ (между строк читаем: и тестов команды Ред Булл). Но тесты в Ф-1 отменили, трасса потеряла своё стратегическое назначение, и именно сейчас начинается новая страница истории “Австрийского кольца”. Нужно заметить, что рекострукция трека завершается именно сейчас, и в 2011-м году помимо этапа ДТМ там также пройдёт шестой этап Формулы-2. Может, и до Формулы-1 доберёмся?**
Реконструкция 1997 г.
Проект реконструкции 2005 г.
*Обращаю ваше внимание на то, что блог продолжает существоать, и дальше будет ещё интереснее! Подписывайтесь!
**Этим я изначально хотел закончить статью. Но совершенно случайно мне попалась новость о том, что Берни Экклстоун намерен вернуть Формулу-1 на Red Bull Ring! (при этом об изменениях конфигурации не было ни слова). Также Берни упомянул, что в случае возвращения "Австрийского кольца" в календаоь Ф-1 он заменит один из азиатских этапов. Так что мои слова вполне могут оказаться пророческими! :)
P.S. Недавно я обратил внимание, на то что в материале про Интерлагос картинки периодически исчезают. Поэтому выкладываю их здесь: