Необычные происшествия в «Формуле-1» за автомобилем безопасности
Неожиданные столкновения и нарушения регламента.
Режим автомобиля безопасности специально ввели в гонки, чтобы создать островок спокойствия и размеренности в хронометраже ураганной скорости. Маршалы и стюарды получают шанс исправить ситуацию на трассе и покарать нарушителей, а гонщики — передохнуть без риска вляпаться в неприятности. Но «Формула-1» – слишком конкурентный спорт, чтобы во время выезда сэйфти-кара о происшествиях можно было полностью забыть.
Гран-при Японии 2007 года
Льюис Хэмилтон, проводивший первый сезон в «Ф-1», вел пелотон за машиной безопасности по дождевой «Фудзи». В определенный момент англичанин замедлился, чтобы прогреть тормоза и отпустить серебристый «Мерседес» перед рестартом. Опытный Марк Уэббер успел среагировать на маневр Хэмилтона, выбрал другую траекторию и затормозил, а вот шедший третьим пилот «Торо Россо» Себастьян Феттель (тоже новичок) не ожидал такой внезапности и врезался в австралийца.
Оба пилота «энергетиков» сошли, а Хэмилтон победил в гонке. Феттелю грозил штраф в виде потери десяти мест на стартовой решетке следующего Гран-при, но Уэббер неожиданно обвинил в инциденте именно лидера. В итоге стюарды приняли слова Марка в расчет, присудив предупреждения и Себастьяну, и Льюису.
Гран-при Канады 2008 года
После аварии Адриана Сутиля и появления машины безопасности лидирующая группа пелотона в полном составе нырнула в боксы. Роберт Кубица и Кими Райкконен оказались во главе гонки после остановки, но не смогли покинуть пит-лейн: пейс-кар еще не провел оставшиеся машины через зону выезда на трассу. Поляк и финн остановились по красному сигналу светофора, а оказавшийся за ними Хэмилтон заметил огни слишком поздно — и влетел в Райкконена. Следом в англичанина зарулил Нико Росберг.
Льюис и Кими сошли, немец смог продолжить гонку после замены переднего антикрыла, а счастливчик Кубица, избежавший столкновения, выиграл Гран-при Канады-2008. Хэмилтон признал свою вину в инциденте, но стюарды выдали десять штрафных позиций на старте следующей гонки не только ему, но и Росбергу.
Гран-при Монако 2004 года
Автомобиль безопасности появился на трассе в Монте-Карло после аварии Алонсо на 41 круге. Все участники борьбы за победу побывали на пит-стопе, кроме Михаэля Шумахера. «Красный барон» вел пелотон, прогревал тормоза резкими замедлениями — и заблокировал левое переднее колесо посреди знаменитого туннеля. Круговой Хуан-Пабло Монтойя, следовавший за Шуми, не ожидал такого и влетел в чемпиона.
h
Михаэль потерял управление, разбил машину о барьер и сошел. Гонку выиграл Ярно Трулли, а Монтойя смог приехать на четвертую позицию. Стюарды не стали наказывать колумбийца, признав столкновение гоночным инцидентом.
Гран-при Европы 2010 года
После знаменитейшей аварии Уэббера и Ковалайнена, из-за которой австралийца прозвали «Летающим кенгуру», дирекция гонки выпустила машину безопасности. В тот самый момент, когда Бернд Майландер выводил свой серебристый «Мерседес» из боксов, мимо проезжал Льюис Хэмилтон на «Макларене». Сперва англичанин замедлился, чтобы пропустить сэйфти-кар, а затем резко ускорился, совершил обгон и поехал дальше.
Льюис не являлся лидером гонки (им был Себастьян Феттель), и мог пройти пейс-кар до пересечения официальной линии выезда с пит-лейн. Однако Хэмилтон формально совершил маневр уже после того, как машина безопасности преодолела обозначенную черту — а значит, нарушил регламент. Стюарды покарали англичанина проездом по пит-лейн, но тот все равно закончил гонку на втором месте.
Гран-при Китая 2005 года
Михаэль Шумахер редко совершал какие-то глупые ошибки, особенно в ранге семикратного чемпиона мира. Но в Шанхае в 2005 году в режиме машины безопасности его просто развернуло без посторонней помощи.
Вернуться в гонку Шуми не сумел. Причина инцидента, скорее всего, кроется в столкновении с Альберсом на прогревочном круге — из-за него Михаэлю пришлось стартовать с пит-лейн на запасной машине. Видимо, настроить должным образом ее просто не успели — и Шумахер за это поплатился.
Гран-при Австралии 2009 года
Сезон начался не только с сенсационной победы «Брауна», но и скандального инцидента между Трулли и Хэмилтоном. Во время последних кругов гонки, проходивших в режиме сэйфти-кара, итальянец ошибся и вылетел на траву. Англичанин логично обогнал Ярно, но затем резко замедлился и сместился в сторону от траектории. Трулли вернул позицию, доехал до финиша на третьем месте — но получил 25 штрафных секунд от стюардов за запрещенный маневр. Подиум ушел обратно к Льюису.
Как объяснил Ярно после гонки, «я подумал, что у него возникли проблемы, потому обгон — единственное, что я мог предпринять в той ситуации». После оказалось, что Хэмилтону по радио спортивный директор команды Дэйв Райан приказал вернуть позицию пилоту «Тойоты» – но стюардам на разбирательствах заявили обратное. Когда появилась официальная расшифровка радиопереговоров и обман вскрылся, Хэмилтона дисквалифицировали, Трулли вернули третью позицию, а Райана уволили из «Макларена».
Гран-при Канады 1973 года
Жан-Пьер Бельтуаз, Джеки Оливер и Эмерсон Фиттипальди
Тот год стал первым, в котором появилась машина безопасности — в историю повезло войти Гран-при Канады. Событие произошло на 33 круге гонки после столкновения Джоди Шектера и Франсуа Севера.
Сэйфти-кар должен был собрать пелотон, начиная с лидировавшего в тот момент Джеки Стюарта. Вот только «Тиррелл» шотландца как раз отправился в боксы и застрял там в трафике. Водитель пейс-кара стоял и ждал недавнего лидера, пока мимо него проезжали другие пилоты — Жан-Пьер Бельтуаз, Джеки Оливер и Питер Ревсон. По сути, эти ребята получили круг преимущества, а пейс-кар подобрал остальных, начиная с Хоудена Гэнли (который обошел Джеки Стюарта на пит-стопе).
У Ревсона оказалась лучшая машина среди оторвавшейся троицы, и он пролидировал до самого клетчатого флага. Вторым стал Эмерсон Фиттипальди, сокративший круговой разрыв. Третьим финишировал Оливер. Спустя несколько часов после конца гонки первое место Питера Ревсона утвердили официально, но бразильский чемпион мира до сих пор называет себя настоящим победителем. Кто знает, может, он и прав.
Гран-при Азербайджана 2017 года
Новая серия приключений Льюиса Хэмилтона и автомобиля безопасности раскалила интригу чемпионского противостояния с Себастьяном Феттелем. Стюарды признали виновным в инциденте именно немца, но мнения среди болельщиков, комментаторов и всего мира разделились.
Ясно только одно — и Льюис, и Себ не в первый раз начудили с пилотажем в режиме сэйфти-кара.
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Heritage-Image; Gettyimages.ru/Clive Rose