6 мин.

Командная тактика - нужна или нет?

Команда

Что такое команда?

Формула 1 - командный вид спорта. Конечно, это не футбол или хоккей, где явно видно, что такое команда и почему одному игроку нельзя идти против остальных и гнуть свою линию. В Формуле 1, конечно, несколько иначе. Но ведь в конце сезона титул разыгрывается и среди команд, и призовые команды получают в зависимости от места в таблице. А результат добывают пилоты на трассе.

Каждая команда говорит, что ее не столько интересует положение в личном зачете, как командный результат. Тем не менее, часто можно наблюдать четкое деление на первого и второго пилота. Что это? Фаворитизм? Думаю, все-таки нет.

Давайте возьмем наглядные примеры. В Ferrari в эпоху Шумахера и Баррикелло был явный первый номер, который стабильно приносил результат. В McLaren Хаккинен все-таки был первее Култхарда, в Renault Алонсо отдавалось предпочтение относительно Физикеллы. Мне кажется, это неплохая тактика - иметь абсолютно быстрого в любых условиях гонщика и верного "подносчика снарядов". На втором можно обкатать тактику в гонке, посмотреть, как работает тот или иной состав резины, наконец, посдерживать соперников ради первого номера. Тогда первый номер, скорее всего, победит, или окажется к победе очень близко. Второй тоже окажется не сильно далеко, а в случае необходимости поднимет упавшее знамя, если, например, первый сойдет в столкновении или из-за технических проблем. Вроде такой и должен быть идеальный сценарий для удачного сезона и максимального набора зачетных баллов в командном виде спорта.

Наконец, команда - это еще и механики, инженеры, руководители, личные тренеры тоже. Гонщик - это, по сути, вершина огромного айсберга, острие копья, если позволите такой оборот.

 

Гонщик

Чемпионом все-таки становится гонщик

Но не все так просто. Точнее, было бы просто, если бы в конце сезона давали только командный кубок. Но награждают еще и первую тройку гонщиков, и особенно чествуют чемпиона мира. При этом о команде как-то забывают. Кто помнит, кто выиграл Кубок Конструкторов в 2008-м году? Но многие знают, что чемпионом тогда был Хэмилтон.

Именно поэтому гонщики и сражаются на трассе, фактически, за себя. Как это делал Серхио Перес в Канаде. Как это в свое время делал Феттель в Red Bull, Алонсо в Renault, тот же Хэмилтон в McLaren или Mercedes или Ферстаппен сначала в Toro Rosso, а теперь пытается и в Red Bull. "Я не буду его пропускать", - стандартная для них фраза. Разве что Перес употребил слово "пожалуйста".

А теперь давайте представим, что Перес подчинился бы и пропустил Окона. И тот обогнал бы Риккьярдо. Возможно, подавленный успехом напарника и действиями команды, Перес легко бы пропустил Феттеля (не от такого желания, а просто потому что был бы не в своей тарелке и морально подавлен). Тогда Force India заработала бы 23 очка и была бы на подиуме. Сейчас - только 18 и места в конце первой шестерки.

Сомневаюсь, что при этом Окон получил бы статус безоговорочного первого номера, и впредь Перес при виде его в зеркалах заднего вида должен был бы в ужасе посторониться. Конечно, нет. Поэтому лично я считаю, что подвинуться ему можно было, но с условием, что Окон вернет позицию в случае неудачи. Такое делали пару лет назад в Red Bull на этапе в Монако. Квят пропустил Риккьярдо, собиравшегося бороться за подиум с Хэмилтоном. Но когда у того не получилось, австралиец вернул позицию россиянину.

Вот и сейчас надо было поступить также. Возможно, Перес бы тоже мог получше подумать и все-таки пустить напарника без условий. Судя по лайф таймингу, Окон в целом по гонке шел быстрее и Переса, и Риккьярдо. Окон еще не так опытен, Риккьярдо шел относительно него не слишком быстро, но имел достаточный темп, чтобы оказывать сопротивление при атаке. Не исключено, что все могло закончиться столкновением, тогда бы Перес спокойно проехал на подиум. Наконец, он мог тенью следовать за быстрым Оконом и, в свою очередь, атаковать Риккьярдо в случае удачного маневра напарника. А так Перес и команде не подчинился, и напарника лишил шанса за подиум побороться, да и четвертую позицию свою в итоге потерял.

 

Force India & Ferrari

Так может ну ее, эту командную тактику?

Несмотря на вышеизложенное, мы, болельщики, получили немало удовольствия, наблюдая за этой ситуацией. Особенно классной оказалась борьба Переса и Окона, а уж вмешательство Феттеля стало прямо-таки вишенкой на торте.

Когда я смотрел гонку и видел, как ожесточенно Перес защищается от Окона, лично мне вспомнился Индикар (отнюдь не потому, что там недавно Алонсо выступал), где никакой командной тактики нет и в помине, а напарники в борьбе друг с другом могут даже титул упустить. Может, это и крайность, но как же круто смотрится при этом Индикар! К слову, там и круговые не обязаны особо сторониться при виде лидеров.

Можно здесь вспомнить и старую истину: если ты быстрее - обгоняй. Отчасти Перес был прав, когда попросил команду предоставить им возможность гоняться. Окон в итоге, не дожидаясь приказов, атаковал, но пройти напарника не сумел, да еще и Феттеля пустил.

В целом получилось символично - на североамериканском континенте два напарника по команде ожесточенно сражаются друг с другом и в борьбе теряют позиции. И примерно в это же время независимо от них сошедший гонщик идет не в боксы, а на трибуны приветствовать болельщиков (это я про Алонсо). Вот это клевые гонки!

 

Force India

Force India сама лишилась очков и подиума?

Про эту ситуацию правильно написал британский эксперт Джеймс Аллен. Он отметил, что в Force India следовало зазвать Переса в боксы, поставить ему свежий комплект резины и отправить в погоню за подиумом. Подобным образом поступили в Ferrari. После второго пита Феттель недоверчиво спросил, а сможет ли он догнать Переса и Окона? И ему без колебаний ответили, что да.

Аллен предполагает, что Перес смог бы вернуться впереди обоих гонщиков Ferrari, не мешал бы Окону атаковать Риккьярдо и имел бы свежую резину для возможной борьбы с австралийцем. От себя добавлю, что в случае неудачи Окона он мог бы атаковать его, или же пройти посредством той же командной тактики.

Интересно, но у команды, вероятно, нет плана, как действовать в подных ситуациях, когда на кону стоят не просто очки, за 6-7-8 место, а подиум. Скорее всего, теперь какой-то внутренний регламент у них появится.

В общем, вариантов масса. Особенно когда спустя пару дней после гонки проанализировал результаты, посмотрел лайф тайминг, спокойно подумал и что-то понял. Вот только ребята на пит-лейне принимают решение за считанные секунды, а те, что в кокпитах, не всегда могут сиюминутно думать о высоких материях, когда надо на огромной скорости вести болид, защищаться и атаковать при этом. Здорово рассуждать, что Перес о чем-то там не подумал, а команда где-то что-то не просчитала. Все-таки Формула 1 - вершина автоспорта, там работают весьма не глупые спецы, а за рулем сидят высококлассные гонщики. На тот момент они приняли молниеносное единственно верное на их взгляд решение в конкретной ситуации. И не ошиблись, потому что подарили нам классное зрелище, именно то, которое мы и ждем от Королевы автоспорта!

Перес