Кто является по-настоящему лучшей командой Формулы-1
Вершина Ф-1 часто является закрытым клубом, куда могут попасть лишь большие и обеспеченные коллективы. Об этом говорит тот факт, что Ferrari, Mercedes и Red Bull, имеющие 3 самых больших бюджета в Формуле-1, начиная с 1999 года выиграли все Кубки Конструкторов за исключением трёх.
Эти три исключения приходятся на заводскую команду Renault середины 2000-х (тоже не самую бедную команду) и независимый Brawn GP, который восстал из пепла заводской Honda в 2009 году благодаря двойному диффузору и который годом позже был куплен одним небезызвестным немецким концерном.
Но вот уже долгие годы в тени этих гигантов остаётся команда, которая постоянно нарушает эту тенденцию. Конечно, не в плане борьбы за чемпионство, но путём регулярного достижения результатов в отсутствие ресурсов и инфраструктуры, которые есть у многих её конкурентов. Согласно последним опубликованным данным, Форс Индия оперирует одним из самых маленьких бюджетов в Формуле-1, который составляет "всего" £90 млн, что не мешает ей быть намного впереди некоторых более крупных рыб.
С тех пор как провальный проект Midland/Spyker F1 был куплен противоречивым индийским предпринимателем Виджеем Мальей, Форс Индия неуклонно шла вверх. Коллектив методично проходил путь от одного из аутсайдеров, неспособного бороться за очки, в команду, которая завоевала 4-е место в КК в 2016 году, оставив позади Williams (потративший £105 млн), McLaren (£185 млн), Toro Rosso (£100 млн), Haas (£100 млн), Renault (£150 млн) и Sauber (£95 млн).
Несомненно, индийский коллектив является лучшей командой в Формуле-1 в плане эффективности использования бюджета, особенно если учесть тот факт, что топ-3 ежегодно получает отчисления в 2-3 раза большие, чем коллектив из Сильверстоуна. Основываясь лишь на размере бюджета, можно было бы предположить, что главной целью команды является регулярный финиш в топ-10 по итогам сезона, но "индусы" как ни в чём не бывало превосходят ожидания. Но является ли 4-е место потолком для команды? В глазах руководителей команды точно нет.
На февральской презентации нового болида в Сильверстоуне Виджей Малья заявил следующее о целях своей команды на сезон 2017 года: "Если бы мы не мечтали о больших вещах, мы бы не финишировали 4-ми в чемпионате в прошлом году. Быть в компании Мерседеса, Ред Булла и Феррари - огромное достижение. Мы всегда мечтаем о больших вещах. У нас никогда не будет разговора о невозможности попадания в топ-3 - это определённо будет нашей целью".
Конечно, это лишь мечта. Финансовая пропасть слишком огромна, чтобы позволить Форс Индии по-настоящему конкурировать с топ-3, не так ли?
"Для нас нет никаких пределов, - возражает технический директор команды Эндрю Грин. - Мы все время учимся чему-то новому и это часть нашего менталитета. Даже хорошо, что люди списывают нас со счетов, говоря: 'Да, они добились максимума, выше им не подняться и они не повторят такого результата'. Вы можете так думать сколько угодно, но мы внутри коллектива осознаём, что это совсем не так. У нас есть внутренний драйв, который продолжает двигать нас вперёд. Приятно быть частью настоящей команды - мы действительно работаем вместе. В данный момент времени наша команда - это особое место".
Конечно, всё это так, но повторение прошлогоднего результата является для Форс Индии пока что наиболее реалистичным исходом. Да, у Ред Булла получился тяжёлый старт сезона, машина пока не может похвастать надёжностью и на некоторых трассах розовые болиды явно видятся третьей по скорости, однако последние несколько гонок привели к тому, что отрыв до австрийцев составляет уже 41 очко, тогда как идущая на 5-м месте Торо Россо проигрывает индийцам 42 балла.
Тем не менее, Форс Индия должна быть чрезвычайно благодарна Грину. Под его техническим руководством команда стала лучшей независимой командой Формулы-1 (если учитывать зависимость Ред Булла от глобального производителя газированных напитков). Именно ему преписывают внедрение в команду методической культуры, которая позволила ей стать нечто бо́льшим, чем просто сумма её отдельных составляющих.
"Похоже, у нас есть благословение на хороших технических директоров, - заявил заместитель руководителя Боб Фёрнли. - После ухода Майка Гаскойна с нами был Джеймс Ки. С Марком Смитом нам удалось продолжить развитие, а Эндрю поднял команду на небывалые ранее высоты.
Он обеспечивает не только отличное направление работы в плане механики и аэродинамики, но и уделяет большое внимание детализации и корреляции, сверяя наш симулятор с реальными условиями. Он внедрил в команде очень дисциплинированный подход. Наверное, мы выглядем как спонтанная и сумасшедшая команда, однако в реальности это далеко не так. Мне нравится мысль о том, что мы немного выглядим как индивидуалисты, но на самом деле это не так".
Сейчас, с началом действия нового регламента на аэродинамику, которая значительно влияет на скорость болидов, Форс Индии требуется весь талант Грина. Пока что команде ещё есть над чем работать, ведь у VJM10 остаётся нестабильность в задней части, которая наблюдается ещё с предсезонных тестов в Барселоне.
Новые правила означают новый подход в работе с аэродинамическими трубами, что усложняет процесс для всех команд. Однако в случае с Форс Индией в последнее время наметилось улучшение, выражающееся в регулярном выходе обоих болидов в Q3 (в 3х из последних 4х Гран-При). Если добавить к этому отличный гоночный темп вкупе с сильной парой пилотов, то получаем факторы, помогающие команде максимизировать результат даже в сложных обстоятельствах.
Да, Форс Индии везёт с тем, что в Уильямсе и Торо Россо борется за очки обычно всего 1 пилот, Макларену уже третий год подряд не поставляют человеческие моторы, а Рено по-прежнему находится в фазе перестройки после покупки Лотуса, но это ни коим образом не должно принижать заслуги Форс Индии, которая успешно воспользовалась проблемами конкурентов.
Те, кто работает под управлением Грина, говорят, что Форс Индия так часто прыгает выше головы потому, что этот специалист помогает создавать в команде чрезвычайно продуктивную рабочую обстановку, которая сосредотачивает людей на верных вещах и сплачивает их, образуя команду настоящих единомышленников.
Сам Грин также остаётся верным своему делу, заявляя, что уход из Форс Индии в более крупный коллектив в его глазах выглядит "предательством". Это, несомненно, вдохновляет и его подчинённых, которым также начинает доставлять удовольствие тот факт, что в маленькой команде они могут более ярко показать свой талант и здесь они не будут лишь небольшим элементом в глобальной структуре огромного коллектива.
"Внутри команды есть группа людей, которая работает здесь уже долгое время, - говорит главный гоночный инженер Том Маккалоу. - Благодаря этому вы не переучиваетесь и не переделываете множество вещей при смене персонала. Эта стабильность в людях, уважающих друг друга и работающих в структуре, где всё открыто и нет никакой политики, является ключевым элементом.
Эндрю говорит немного, но когда он всё-таки говорит, все его слушают. Каждое сказанное им слово стоит услышать. Некоторые люди любят говорить, но он говорит тогда, когда нужно сказать. А так как у него очень хорошее понимание различных зон регламента, никто никогда не пытается с ним спорить.
Его знание всех областей, от шин до систем контроля, на достаточно высоком уровне. Конечно, это работа сложная, так как нужно делать её приятной и интересной. Эндрю и Отмар [Сафнауэр, операционный директор команды] действительно понимают это.
Главной ценностью в культуре всей компании, начиная от Отмара, руководящего процессом, является жёсткая честность в вопросах того, где мы находимся в данный момент и в каких областях нам нужно работать, чтобы достигнуть улучшения. Это делает нашу команду отличным местом для работы. Это звучит банально, но это так. Если начать давать волю своему эго, устраивая политические игры, и сидеть на собраниях, где одна сторона против другой, это превращается в катастрофу".
Сафнауэр, являющийся ответственным за повседневную работу коллектива, пришёл в команду в 2009 году после ухода из закрывшегося проекта Хонды в Ф-1. Именно он сыграл значительную роль в прививании философии, которая вознесла бывший коллектив Jordan до нынешнего уровня.
"Если у вас в подчинении 400 человек, то легко потеряться и забыть, что главная цель всего процесса заключается в постройке максмально быстрой машины, - объясняет Сафнауэр. - Мы - гоночная команда, и нам нужно быть уверенным, что мы никогда не забываем про это и что каждый, кого мы нанимаем на работу, держит эту мысль у себя в голове. Когда я только пришёл сюда, команда работала по-другому. Принималось много решений, обоснованных лишь финансовыми интересами и не направленных на улучшение болида. Это было совершенно неправильно.
Я помню, как всё было в самом начале. У нас была на подходе какая-нибудь новая деталь, которая ещё не была готова для транспортировки на гонку вместе со всем оборудованием, поэтому все говорили: 'Мы просто привезём её на следующую гонку'. Я говорил: 'Мы должны её доставить. Пусть кто-нибудь полетит на Гран-При попозже с этой деталью на EasyJet [сервис дешёвых авиабилетов], чем бы она ни была, но мы должны её доставить!' Раньше всё было в духе 'Да, да, до следующей гонки', но ведь это не соответствует гонкам!
Когда я впервые попал сюда, то при отсутствии денег они просто останавливали разработку новинок. Аэродинамическая труда останаливалась, доработка останавливалась, а я просто не мог поверить! Единственная вещь, которая никогда не должна останавливаться, это развитие болида.
Можно остановить постройку реальных запчастей для машины, так как в этот момент сам процесс разработки будет продолжаться, и когда у вас снова появляются средства, вы можете совершить значительный шаг вперёд. Но тогда всё работало не так. Они останавливали развитие и затем, когда появлялись деньги, они начинали повторную разработку, после которой следовало производство деталей. Но таким образом вы теряете время. Я думал тогда: 'Неудивительно, почему вы находитесь на 24-м месте в 4-х секундах отставания от лидера'".
Сегодня же Форс Индия является боеспособным коллективом с целенаправленной деятельностью, умно расходующим средства и пожинающим плоды. Сафнауэр согласился с тем, что техническое сотрудничество с Мерседесом дало команде преимущества лучшего в Формуле-1 мотора последних сезонов, но и некоторые грамотные инвестиции в инфраструктуру также позволили команде достичь успеха после того, как Феррари и Рено существенно сократили дефицит мощности.
"Мы совершили 2 значительных изменения, - добавляет Сафнауэр. - Первым стали инвестиции в новейшие технологии вычислительной гидродинамики [в 2013 году], так что теперь мы располагаем собственными 30 терафлопсами. Когда я только пришёл в команду, у нас было всего 5 терафлопсов. Нам разрешается иметь как раз 30, так что мы очень близко к максимальным показателям. Второе же изменение заключается в переносе из нашей собственной аэротрубы в трубу Тойоты сначала 50% объёма моделирования [в 2015], а затем 60% [в прошлом сезоне]. Это было хорошим стратегическим ходом".
Форс Индия по-прежнему ограничена огромной пропастью в ресурсах в сравнении с ведущими командами, хотя в планах у неё расширение штата до 450 человек за счёт увеличения внутренного производства. Это, по словам Сафнауэра, позволит команде сэкономить в долгосрочной перспективе путём снижения трат на аутсорсинг.
Коллектив с таким количеством средств, как Форс Индия, всегда должен мыслить стратегически. До тех пор пока доходы Формулы-1 не начнут перераспределяться более равномерно, ему всегда нужно будет думать подобным образом. Запрет на разработку в некоторых областях регламента помогает в некоторой степени уравнивать пелетон, но и этого недостаточно для того, чтобы помешать более богатым в конце концов всегда оказываться наверху.
Феррари, Мерседес или Ред Булл (а также Макларен с Рено), выжимая из своих средств 100%, всегда будут опережать Форс Индию. Но большие коллективы неизбежно сталкиваются с неэффективностью, показывая ежегодно около 85% своего потенциала, тогда как Форс Индия, возможно, близка к 95%.
Таким образом, Форс Индию можно по праву считать лучшей командой в пелетоне, расходующей ограниченные ресурсы эффективней, чем то, как большие коллективы распоряжаются своим богатством.
"Попасть в топ-3 возможно, но для этого нужно правильно сделать множество вещей, - объясняет Сафнауэр. - Я считаю нашу пару пилотов превосходной, но, по-вашему, она так же хороша, как пара пилотов Мерседеса? Нет. А так же ли она хороша, как и пара Ред Булла? Тоже нет.
С точки зрения нашего нынешнего положения она великолепна, но, чтобы одолеть тех парней, наша машина должна быть значительно лучше, ведь они располагают более классными пилотами. Если машины будут одинаковыми, вероятно, они будут нас опережать. Множество вещей нужно сделать правильно, чтобы обойти их. Но это не невозможно".
Форс Индия - команда, продолжающая мечтать, продолжающая верить и продолжающая добиваться успеха. Может быть, этот андердог действительно уже добился своего полотка, но ведь опыт прошлых лет показывает, что для неё нет ничего невозможного.