Гоночные сувениры, которые объединяют весь мир
При использовании этих коллекционных марок конверты получают +100 к скорости доставки (но это не точно).
Гран-при Канады, который пройдет 11 июня в Монреале, станет юбилейным, пятидесятым по счету. Национальная почта выпустила специальную серию марок в честь предыдущих победителей гонки.
Стоимость памятной почтовой продукции на официальном сайте составляет чуть меньше $2.
Но это далеко не первый случай, когда на «круглые» Гран-при организаторы радуют филателистов. Предыдущий такой случай был буквально пару лет назад, когда в 2015 году в Монако местный Автомобильный клуб праздновал 125-летие.
На марке изображены все гонки, которые когда-либо организовывали по улицам Монте-Карло: от «Формулы-Е» до исторических Больших Призов. Стоимость на момент выхода равнялась 1,25 евро, сейчас же на ebay они доступны за 7.
В 2010 году Гран-при Венгрии состоялся в 25-й раз. Мадьяры тоже отметили памятную дату выпуском марки.
Стоимость в 230 венгерских флоринов семь лет назад равнялась примерно 83 центам. Если поискать марку на просторах интернета сейчас, то можно купить ее по цене втрое выше.
Конечно, без такого же памятного знака не мог обойтись и день рождения Гран-при Монако. В 2004 году на 75-летнюю годовщину престижнейшей гонки календаря местная почта выпустила марки с изображением первой афиши события и портретами «отцов» мероприятия — князя Луи II и Антони Ноге.
Если тринадцать лет назад филателистическую коллекцию можно было пополнить за 1,2 евро, то теперь придется выложить полновесные два.
Почта той же страны отметила в 2009 году грядущее пятидесятилетие пилота, который выигрывал гонку в Монте-Карло чаще остальных — Айртона Сенны (и его «Макларена»).
Вот здесь цена выросла значительней: если семь лет назад с одного евро еще и сдачу бы дали, то теперь придется выложить сразу пятерку.
А к полувековому юбилею Скудерии марки выпустила почта Сан-Марино, ведь трасса имени Энцо и Дино Феррари в Имоле принимает Гран-при именно этой страны.
Одно такое изображение болида Ники Лауды, Фила Хилла, Альберто Аскари или Михаэля Шумахера стоило на тот момент 800 сан-маринских лир, что равняется примерно 41 евроценту. В наши дни обладание памятной маркой потянет на 8 евро.
Спустя годы соревнований до людей дошло, что первый Гран-при в стране — это исключительно знаменательное событие. А потому выпуском марок стали отмечать и старт истории «Формулы-1» на новом месте.
Например, Почта России отметила в 2014 году издала такую в честь гонки в Сочи даже без опоздания — умопомрачительный случай.
Марка включала в себя болиды на фоне дворца зимнего спорта «Айсберг» и стоила 15 рублей 31 месяц назад, но узнать наличие у Почты России не удалось. Похоже, всю партию скупили какие-то энтузиасты из Великобритании и продают теперь на ebay за какие-то $4.
Малайзийский Сепанг отметил свое появление в календаре «Формулы-1» еще в 1999 году серией из четырех марок. На каждой разместили какую-то отличительную часть автодрома – крытую трибуну, силуэт которой узнаваем по всему миру, пит-лейн и связку 12 и 13 поворотов.
Самая дорогая стоила один ринггит, что равняется примерно 23 центам. Сейчас они продаются всего по доллару за комплект из четырех штук. Успейте купить, потому что в текущем году пройдет последний Гран-при Малайзии, и эти марки резко станут историческим раритетом.
А вот Абу-Даби пока из календаря уходить не собирается. Гонку здесь впервые приняли в 2009 году — и, конечно, отметили это дело выпуском памятной почтовой продукции. На ней изобразили самую узнаваемую часть трассы «Яс-Марина» — стартовую прямую.
В 2010 году марка стоила 5,5 дирхама ОАЭ, что равняется приблизительно $1,5. Теперь она настолько редкая, что найти ее где-то кроме изображений того сезона практически невозможно.
Эмираты запустили свой Гран-при для конкуренции со своим соседом, Бахрейном. У тех гонка «Формулы-1» проходила в Сахире еще с 2004 года. И, да, сувенирная продукция для конвертов тогда тоже издавалась – со схематично начерченным болидом и портретом первого короля страны Хамада Аль-Халифа.
На старте продаж одна такая марка стоила 58 центов в пересчете по курсу. Сейчас их тоже не найти.
Кстати, десять лет спустя шейхи издали новую партию печатной продукции в честь юбилея.
Марки, выпущенные в 2008 году Сингапуром в честь первой гонки по «Марина Бэй», были очень похожи по стилистике на бахрейновские.
Да и номинальная стоимость была самой большой – $2. Найти их в продаже в данный момент не удалось, да и официальный сайт Всемирного почтового союза делает вид, что ничего подобного в городе-государстве никогда не выходило.
Но нередко не только первый Гран-при оказывался поводом расчехлить дизайнерскую фантазию и печатный станок, но и первый завоеванный титул пилота.
Например, Мика Хаккинен и сезон-1998 стали поводом для почты Финляндии немного поработать.
Теперь фанатам «Летучего финна» нужно выложить почти $6,5, чтобы почувствовать причастность к тому эпичному титулу. Ну или потратить в 4 раза меньше и купить марку на десятилетний юбилей чемпионства Хаккинена, которую выпустила Республика Бенин. Только не спрашивайте, откуда там вообще знают, что такое «Формула-1».
Почтальоны Суоми радовались и титулу Кими Райкконена в 2007 году. Но, видимо, победная вечеринка затянулась, иначе объяснить задержку в выпуске длиною в год невозможно.
Сейчас полный неиспользованный сет из трех марок про Кимана и его победу за «Феррари» потянет на 5 евро.
А какой радиационный выброс произошел в Объединенном Королевстве после виктории в чемпионате-2008 Льюиса Хэмилтона...
В Новой Зеландии очень гордятся национальным героем по имени Брюс Макларен.
Но у англичан таких личностей просто больше всех. Королевская почта Великобритании выпустила в 2007 году целый марочный сет с изображениями болидов самых крутых пилотов Туманного Альбиона.
В набор вошли Стирлинг Мосс («Вануолл»), Грэм Хилл («БРМ»), Джеки Стюарт («Тиррелл»), Найджел Мэнселл, («Уильямс») Джеймс Хант («Макларен») и Джим Кларк («Лотус») — 9 титулов в «Формуле-1» на всех.
В том же 2007 году почта Австрии выпустила сет с лучшими пилотами «Формулы-1» на свой вкус. В него вошли Фил Хилл (чемпион-1961), Клэй Регаццони (второе место в сезоне-1974), Герхард Бергер (третьи места в сезонах-1988 и 1994), Хуан-Мануэль Фанхио (5 чемпионских титулов), Джон Сертис (чемпион-1964), Мика Хаккинен, Грэм Хилл и Эмерсон Фиттипальди (все трое— дважды чемпионы мира). Очень странный список, не находите?
Сейчас радостно брызжущий слюной фанат может завладеть всем сетом за 15 евро.
Одним из самых старых и винтажных юбилейных марок стало издание, посвященное двадцатилетию Гран-при Монако – событие состоялось в 1962 году.
Вы не поверите, но купить эту древность можно прямо сейчас всего за $3, если это не подделка, конечно.
А теперь немного экзотики. Где только ни выпускают марки, связанные с «Формулой-1»! Например, взять прошлогоднее издание почтовой продукции Центральноафриканской Республики. Вот с одной стороны сомневаешься, если ли у них в стране вообще телевизор, интернет и демократия, а с другой стороны — у них в наличии красивые марки с Шумахером, Простом, Стюартом и Фанхио. А у нас – нет.
Если вы прониклись и хотите поддержать экономику небольшой страны, то можете прикупить весь сет за 10 евро. Напрягает только доставка из Великобритании, так не очень аутентично.
Неизвестно, сколько в Монголии любителей «Феррари», а не кумыса и езды исключительно верхом, но как минимум один нашелся — должен же был кто-то нарисовать этот набор.
Судя по тому, что сайт Всемирного почтового союза снова оказывается бесполезным и не выдает год выпуска этих марок, они явно древнее, чем СНГ. Так что можно купить штучку всего за 2 евро, и потом на примере доказывать соседу, что мы все-таки отстали и от Монголии.
Причем вы даже не представляете, насколько. Марки с болидами «Формулы-1» появились там еще в 1978 году.
За 5,5 евро вы можете стать обладателем этой диковины. Монголия — лучшая страна для жизни, если ты фанат «Формулы-1»! Так что ее жители пусть не обижаются, где еще получишь такую рекламу.
Кто еще такой продвинутый? Ну, например, Либерия и Гвинея-Бисау. Похоже, Берни реально стоило бы пересмотреть свое видение аудитории Королевы автоспорта.
Ну и Гамбию туда включить до кучи. Там, наверное, тоже много фанатов «Феррари». Вот интересно, сколько же машин итальянская компания продала в этом регионе за всю свою историю.
Хотя давайте будем справедливы, нам тоже есть чем похвастать. Точнее, Удмуртии. Там выходило вот такое.
И даже вот такое – до сих пор продается по $5 за сет на просторах интернета.
Ну что, читатель-филателист, ты там в порядке?
Фото: wnsstamps.post, formula1stamps, stamp-search.com, grandprixhistory.org/