Первый поворот
В прошлом месяце, после нескольких проведенных гонок за "Андретти Автоспорт", Такума Сато признался, что частично, на его решение о смене команды повлияло желание заполучить более конкурентоспособный автомобиль для Инди-500.
Машины "Андретти" были настолько впечатляющими в последние три года и я думаю, что мы будем также конкурентоспособны, как и в прошлом году. Я ожидаю, что сам буду в числе главных претендентов на победу. Я настолько уверен в этом, что даже не беспокоюсь.
Как оказалось, Сато говорил правду о том, что не переживает за свои позиции. Александер Росси, который будет защищать свой титул в этом году, оказался третьим на стартовой решетке. Сам Такума, после впечатляющей квалификации, когда он дважды касался барьеров - четвертый. Его звездный напарник и двукратный чемпиона мира в классе "Формула-1", Фернандо Алонсо - пятый. Да и Марко Андретти с Райаном Хантер-Реем оказались не так и далеко, заняв на стартовом поле восmмую и десятую позиции соответственно.
Но так или иначе, невозможно обойти стороной тот день, когда Сато, по мнению некоторых, упустил свой шанс стать победителем Инди-500 в составе "Рэйхолл Леттерман Лэниган Рэйсинг" в отчаянной борьбе с гонщиком "Чип Ганасси Рэйсинг" Дарио Франкитти в первом повороте последнего круга дистанции.
На предпоследнем круге Франкитти и Сато, используя драфт, оставили за спиной Скотта Диксона. Японский гонщик, попытался повторить успешный ход в отношении двукратного, на тот момент, победителя, который занял оборонительную линию, но оставил место на внутренней стороне трассы шириной для одной машины. Такума заглотил наживку, ринувшись в открытое пространство. В результате, в первом повороте последнего круга Сато теряет машину и закрутившись отправляется в стену. Франкитти выигрывает гонку.
Инцидент вызвал много споров. Неужели Франкитти оставил недостаточно места? Был ли маневр японца чересчур самоотверженным? А может быть он был запоздалым? Не лучше ли было дождаться третьего поворота, чтобы провести атаку?
Пять лет спустя Сато поясняет свою точку зрения относительно той умопомрачительной концовки: "Конечно, окажись я снова в том же положении, то поступил бы по другому." - улыбается гонщик. - "Было бы здорово - знать все наперед".
"Но если серьезно, я понимаю, почему задан этот вопрос. Многие говорили о том, что мне стоило дождаться третьего поворота и провести атаку там. Но факты разнятся."
"Направление ветра в тот день не давало нашей машине возможности опередить гонщика "Ганасси" в третьем повороте. На выходе из четвертого поворота ветер был встречным и лучшим вариантом было завести нос автомобиля немного в сторону относительно машин Дарио и Скотта, чтобы к первому повороту сократить отрыв до минимума. Когда гонщик, который едет впереди встречается со встречным ветром в повороте, без использования драфта могут возникать пробуксовки, что ведет к потере скорости, а это очень хорошая ситуация для парня позади."
Если бы я продолжил ждать, проехав второй поворот и попробовал бы навязать борьбу в третьем повороте, то у меня не было бы никакого преимущества в скорости перед Дарио, для которого ветер уже был бы попутным. Тот же попутный ветер, в свою очередь, подталкивал бы мою машину, образуя недостаточную поворачиваемость и вполне вероятно, что в третьем повороте я вообще бы не был достаточно близок, чтобы провести атаку."
"Я смог опередить несколько машин именно в третьем повороте в той гонке, но машины "Ганасси" были быстрее нас на прямых. Наши машины были настроены таким образом, что прижимной силы у нас было больше, нежели на машинах "Ганасси". При попытках сделать что-то против Диксона или Франкитти в третьем повороте, я оказывался не у дел. Поэтому я принял решение, что атаку надо проводить в первом повороте, а потом, всеми правдами и неправдами попытаться удержать их позади себя до конца круга. Это был мой последний шанс."
Полностью рациональное объяснение гонщика о том, почему он решился на атаку в первом повороте последнего круга. Тем не менее, Такума сам признает то, что он проводил атаку не с филигранной техникой, которая бы сделала из него героя, а не героического неудачника.
"Я до сих пор верю в то, что если бы мои действия были бы более отточеными, то из первого повороты мы бы вышли бок о бок и ко второму повороту я бы имел минимальное, но преимущество. Мы притормозили к первому повороту и я оказался в чертовски узком пространстве. Дарио, вместо того, чтобы занять оптимальную гоночную траекторию, гнал прямо посередине. На 220 милях вы физически не сможете повернуть под таким углом. Все равно придется замедлиться. Мы оба переключились на нижнюю передачу. Ну, я точно не знаю, переключился ли Франкитти, но думаю, он сделал это."
"Затем я переключился на газ. 35 процентов акселератора. Добавил совсем немного мощности, чтобы стабилизировать автомобиль, стабилизировать правое заднее колесо. Но я все еще находился в экстремально узком пространстве. Проблема была в том, что я очень уважаю Дарио и мой основной приоритет заключался в том что "только бы не выбить его". Поэтому, когда Франкитти покинул оптимальную траекторию, чтобы не пропустить меня, я поздно среагировал, моя машина оказалась глубоко внутри, а левые колеса автомобиля находились на белой линии."
"Сейчас мы частенько срезаем эту белую линию, потому что там больше сцепления. Больше резины. Суть в том, что эту линию надо пересекать агрессивно. Нельзя просто ехать по ней. Вот, в чем заключалась моя ошибка. Вот, что я сделал. Я гнал по белой линии слишком долго. В итоге, левые колеса моей машины потеряли сцепление с дорожным полотном. Все гонщики пытаются избежать этой оплошности. Всего лишь три-пять чертовых дюйма выше этой линии и финиш гонки был бы совсем другим."
"Но это все пресловутые "если". По крайней мере, я знаю, что я буду делать в следующий раз..."
Сато хорошо квалифицировался, как, впрочем, и остальные гонщики "Андретти Автоспорт" и у японца есть хорошие шансы для того, чтобы уик-энд прошел идеально. Тем же, кто будет сражаться с Сато в первом повороте стоит учесть это как двойное предупреждение. Японский гонщик не собирается отступать и теперь на сто процентов знает, как надо выполнять тонкие маневры.
Источник: Motorsport.com