Гонщики, которые выступали под флагами разных стран
Шумахер, Росберг, Квят и другие перебежчики.
Ромен Грожан
Под какими флагами выступал: Швейцария, Франция
Ромен родился в Женеве, столице одноименного франкоговорящего кантона страны банков и часов, но выступает под французским флагом. Первые победы он одерживал в «Формуле-Рено» и других сериях на территории Франции, Швейцарии и Италии в составе «крестоносной» команды. Как же он попал к французам? По словам отца гонщика, Кристиана, швейцарский владелец техники, на которой выступал Грожан, не увидел в нем потенциала даже после победы в «Формуле Леста» в 2003 году, и парень остался без команды.
В 2005-м «Ред Булл» набирал швейцарских пилотов в систему поддержки, и Ромен тоже попытался в нее попасть. Но Гельмут Марко отобрал Нила Джани и Себастьяна Буэми, а Грожан вновь остался ни с чем. В результате швейцарское семейство получило французское гражданство, пилот ушел молодежную программу «Рено» и уже в 2006 году стартовал в «Формуле-3» под флагом трехцветных.
Но он не забыл о своих корнях. В сезоне-2010 Ромен половину турнира GT1 откатал в швейцарской команде «Матек» под швейцарским же флагом.
Эдди Ирвайн
Под какими флагами выступал: Великобритания, Ирландия
Эдди родился в Северной Ирландии, а потому имел британский паспорт. Тем не менее, он этнический ирландец, и получил гоночную лицензию именно этой страны (а еще, по признанию Эдди, она была просто дешевле). Но, что интересно, во всех официальных протоколах Ирвайн продолжал оставаться британцем. С учетом многовековой вражды двух стран, это противоречие было не очень безопасно.
Обстановка накалилась, когда Ирвайн перешел в «Феррари» и приехал на третье место в Австралии-1996. Организаторы, руководствуясь данными его лицензии, вывесили ирландский флаг на церемонию награждения, но телевизионщики, посмотрев в протокол ФИА, в этот же самый момент показали тайтл с британским флагом. На родине пилота разразился ужасный скандал, и кое-кто даже угрожал спортсмену смертью.
Впоследствии Эдди просил ФИА вывешивать ирландский трилистник на награждения с его участием, но автоспортивные чиновники отказали и остановились на флаге Соединенного Королевства.
Михаэль Шумахер
Под какими флагами выступал: Германия, Люксембург
Шуми уже в детстве восхищал огромным талантом к гонкам, и побеждал ребят на несколько лет старше себя. Но в один прекрасный момент прогресс будущего семикратного чемпиона мира мог серьезно застопориться: по немецким законам гоночная лицензия на участие в национальном молодежном чемпионате по картингу давалась с четырнадцати лет. Двенадцатилетний Шумахер мог целых два года мариноваться в более слабых сериях, из которых уже вырос.
Но выход был найден. В Люксембурге возрастной порог был ниже, квалифицироваться было проще и дешевле. Михаэль получил лицензию этой страны в 1983 году — и выиграл немецкий молодежный чемпионат по картингу на следующий сезон.
Нико Росберг
Под какими флагами выступал: Германия, Финляндия
У действующего чемпиона мира настоящая интернациональная семья. Мать — немка, отец — финн со шведской фамилией, родился и жил Нико в Монако. Неудивительно, что при таком обилии флагов среди родных Росбергу было трудно остановиться на каком-то одном.
Хэмилтон в одном из интервью утверждал, что Нико боролся с ним в детстве под флагом Монако. Может, когда-то такое и было, но история точно сохранила лишь финское знамя рядом с фамилией Росберга. Именно под ним Нико и начал путь к чемпионскому титулу. Немецкий флаг присоединился к нему только в 2004-м, когда Росберг гонялся в «Формуле-3». Он долго не мог решить, за какую страну выступать, и некоторое время использовал знамена Финляндии и Германии, пока ФИА не поставила вопрос ребром. Нико выбрал немецкий флаг, выиграл первый сезон GP2 именно под ним и перешел в «Формулу-1».
Даниил Квят
Под какими флагами выступал: Италия, Россия
В 12 лет Даниил ради гоночной карьеры переехал в Рим, для участия в итальянской серии MiniKart. Тогда, в 2006 году, у него еще не было нужной лицензии для участия в новом классе гонок — ведь он был младше необходимого возраста. Потому он получил ту, которую было проще всего сделать на месте — итальянскую, уже после переезда.
Возможно, Квят и продолжал бы ездить под флагом страны моды и макарон, но успех молодого гонщика заметили на родине. В 2009 году Лукойл выразил желание поддержать пилота, но тому необходимо было снова выступать под российским флагом — а то пострадал бы позитивный имидж компании на территории России. Потому Даня получил уже российскую лицензию и вошел в систему «Ред Булл» уже как представитель самой большой федерации в мире.
Бертран Гашо
Под какими флагами выступал: Бельгия, Франция, ЕС.
Бертран — настоящий гимн европейской интеграции, заключенный в одном человеке. Его мать из Германии, отец — француз, сам Гашо родился в Люксембурге, но обладает французским паспортом. И за кого он только ни выступал...
В начале карьеры в «Формуле-1» Бертран гонялся под бельгийским флагом и лицензией, а затем в 1992 году перешел под французские знамена. Почему? Просто Бертран не относил себя к какой-то одной национальности или стране, а называл себя гражданином Евросоюза. Журналисты дали ему прозвище «Мистер Европа», и Гашо увековечил его, выступив в «Ле-Мане» под флагом ЕС.
Правда, главную известность принесло ему совсем не это. Бертран навсегда останется в истории как человек, который открыл дорогу Михаэлю Шумахеру. Для этого Гашо брызнул в лицо лондонскому таксисту в лицо из газового баллончика. В результате Бертран получил 18 месяцев тюрьмы, освободив место в кокпите «Джордана» для Шуми.
Кто еще не удержался?
Роберт Дорнбос начал выступления в «Минарди» не под родной нидерландской лицензией, потому что не успевал ее получить. На помощь пришло княжество Монако.
Алекс Каффи всю карьеру в «Формуле-1» гонялся под итальянской лицензией, но после ухода из Королевских гонок перешел под знамена того же Монако.
Топовое фото: Global Look Press/imago sportfotodienst
Люди в основном выбирали страну, чтобы гоняться, а не ради личной выгоды.
Особенно Шуми из Германии убежал, ага :)
занимательно, что он создал потом свою гоночную команду и пытался квалифицироваться в ЛеМане на прототипах с двигателями и поддержкой... SsangYong. для 1996 года весьма дерзкая затея.