Владелец «Форс-Индии» сдался полиции. Чем это грозит команде?
Самая эффективная конюшня «Формулы-1» под угрозой.
Что случилось?
Во вторник полиция Великобритании арестовала скрывавшегося более года от правосудия владельца команды «Формулы-1» «Форс-Индия» Виджая Маллью. Впрочем, никакой грандиозной операции по захвату с разбитыми окнами и выломанными дверями не было – Виджай сам пришел в участок. В тот же день индийский бизнесмен предстал перед Вестминстерским судом, но слушание перенесли на 17 мая. Похоже, все упирается в формальные юридические проволочки, обычные для дела об экстрадиции — правительство Индии еще не подготовило пакет нужных документов. Сам бизнесмен отпущен под залог (650 тысяч фунтов стерлингов).
В чем его обвиняют?
Если вкратце — в невозврате кредита священной корове банкам. Маллья взял деньги на расширение и поддержание своего авиационного бизнеса — Kingfisher Airlines. Это название должно быть знакомо вам по рекламе на болиде «Форс-Индии» до сезона-2015 включительно (хотя лицензию на авиаперевозки у компании отозвали еще в 2013 году). Бизнес-стратегия результатов не приносила, компания несла огромные убытки, и Маллья взял несколько кредитов, чтобы переломить ситуацию. Не помогло.
Когда Виджай просрочил погашение, индийское правосудие выдвинуло обвинения в неуплате долгов в размере 1,4 млрд долларов и мошенничестве (есть подозрения, что авиакомпанию Маллья обанкротил специально, чтобы прибрать к рукам выданные кредиты). Бизнесмен сразу же сбежал в Соединенное Королевство под предлогом быть поближе к семье. На родине Маллья не появлялся уже примерно полтора года, а его паспорт аннулирован.
Что с ним будет?
Запрос на экстрадицию Виджая был подан еще год назад, но первые подвижки по делу произошли только теперь. Новый запрос поступил в феврале в рамках переговоров между Индией и Великобританией о дальнейшем сотрудничестве между странами после выхода Королевства из Евросоюза. Из-за этого шансы Малльи не быть экстрадированным сильно похожи на ноль: диалог между двумя странами важен британцам, и суд не станет ему препятствовать, вынося какой-то другой вердикт.
Вероятно, именно поэтому Маллья явился в полицейский участок сам, не дожидаясь визитов британской полиции. Если он обставит это как явку с повинной, то останется шанс на некоторую снисходительность со стороны правосудия. Если бы он тянул до последнего (надеясь на поражение сторонников «Брексита» в парламенте и прекращения переговоров, например), то холмсы из Скотленд-Ярда все равно искали бы его всерьез. Важно было сохранить достоинство.
Ведь главный вопрос даже не в том, должен ли Виджай эти деньги — у индийских обвинителей нет особых сомнений в этом. А вот обвинения в мошенничестве выглядят намного серьезнее. Если докажут, то Маллье светит тюрьма и огромные штрафы помимо выплаты долгов. Эксперты оценивают состояние бизнесмена как достаточное для погашения всей суммы, так что Виджай может отделаться условным сроком или выйти под залог, как его компаньон и совладелец команды «Форс-Индия» Субрата Рой, глава группы компаний «Сахара». Того осудили в 2014 году за мошенничество на даже большую сумму — в 2,3 млрд долларов.
При этом Маллья уже давно лишен должности председателя автомобильных клубов Индии (аналог национальной федерации). По идее, представлять страну в ФИА он уже не может.
Грозит ли это чем-нибудь для «Форс-Индии»?
Пока что нет. Британский суд всего лишь принимает решение об экстрадиции и не может влиять на функционирование компаний подсудимого. Финансовые вопросы он рассматривать не будет.
Опасно будет, когда Виджай попадет на территорию Индии и предстанет перед родным судом. На все активы Малльи до расчета с кредиторами может быть наложен арест. Не избежит этой участи и «Форс-Индия», что может стать фатальным. В случае заморозки счетов команда не сможет ездить на Гран-при и принимать участие в гонках. По Договору согласия можно пропустить три заезда и не лишиться лицензии, так что у «Форс-Индии» будет шанс на возобновление работы даже в таком случае — если Маллья быстро рассчитается с кредиторами. Но трудно предположить, когда может быть произведен арест счетов. Вероятно, он может прийтись на межсезонье, и тогда пострадает разработка, производство и подготовка болида сезона-2018. Но такая ситуация для «Форс-Индии» не нова: они почти каждый сезон просят выплаты призовых авансом, так что должны были научиться работать в режиме острой нехватки средств.
Впрочем, решение нужно будет протащить еще и через суд Великобритании, что займет много времени. Виджай может успеть договориться с кредиторами или пойти на сделку с правосудием, чтобы избежать такого исхода. Да и истцы тоже вряд ли заинтересованы в уменьшении стоимости активов Малльи, а это неизбежно произойдет, если команда умрет.
Потому как «Форс-Индия» может быть передана одному из банков в счет уплаты долга. Тогда у конюшни сменится владелец, и что будет в таком случае — предположить трудно. Команду могут попытаться перепродать, целиком или по частям, или как-то реформировать. А может, новый владелец и вовсе не будет вмешиваться во внутреннюю кухню «Формулы-1» – зависит от его рекламных интересов.
Сможет ли «Форс-Индия» существовать без Малльи?
Да. Если рассматривать бюджет предыдущего года, то поступления от компаний, связанных с Малльей, составили всего 1/9 бюджета команды. На старте сезона-2017 «Форс-Индия» заключила выгодный рекламный контракт c BWT на сумму в районе 20 млн долларов, хоть из-за этого и пришлось немного порозоветь. Предполагалось, что бюджет команды вырастет благодаря этой сделке, но, похоже, он просто останется примерно на том же уровне.
И такое «виджаезамещение» идеально описывает менеджмент последних лет. С начала новой турбоэры сторонних рекламодателей у «Форс-Индии» становилось все больше, а денег Малльи в бюджете – все меньше. Очень помогает процессу Карлос Слим, поддерживающий Чеко Переса через компанию Telmex. Именно поэтому Серхио вряд ли запросто отпустят в «Феррари» или куда-либо еще, что бы он там себе ни думал.
Создается впечатление, что работа над диверсификацией бюджета команды велась с самого момента банкротства и потери лицензии Kingfisher Airlines. Похоже, уже тогда Маллья предвидел возможное развитие событий.
Тогда не проще ли продать команду?
Да, такой выход будет самым безопасным для «Форс-Индии». Виджай согласен на такой шаг и хочет получить за сделку 250 млн долларов. Немаленькая сумма для хоть и эффективной, но небольшой частной команды. В 2008 году Маллья выложил за нее 123 млн, и теперь, видимо, рассчитывает удвоить вложенные деньги. Вот только кто может позволить себе такие траты? В «Формулу-1» новые компании приходят с большим скрипом и за меньшие деньги (кроме «Хонды»). Никаких слухов о продаже «Форс-Индии»в последнее время не появлялось, кроме интереса «Астон Мартин». Который в итоге стал спонсировать «Ред Булл».
Возможно, Виджай просто завышает цену, чтобы создать видимость распродажи активов для умасливания обвинителей, но оставить команду при себе. Не зря же о нежелании индийца расставаться с «Форс-Индией» говорил в свое время даже Берни Экклстоун. Да и, в конце концов, Виджай знал, на что идет, когда сдавался в руки полиции.
Фото: REUTERS/Vivek Prakash/File Photo; globallookpress.com/Mail Today/India Today; REUTERS/Aly Song
Во вторых не факт, что Британия бы его отдала.
Пока Маллья был на свободе он мог зарабатывать, нарастить силу, что бы отдав долг не остаться у разбитого корыта и продолжить свою деятельность с меньшими потерями. Это три.
В общем он выиграл время, а за это время всячески улучшил своё положение и обдумал план действий.