В щепки
Кто такой пилот в чемпионате мира по ралли ? Это человек, который управляет полутора тоннами железа на скорости более ста километров в час на скоростных трассах ? Это человек, который не смотря ни на какие обстоятельства атакует до последнего метра дистанции ? Это человек, который готов выложиться на все сто процентов своего потенциала и на все триста лошадинных сил мощности мотора своего автомобиля ради того, чтобы взобраться на первую ступень пъедестала ? Надо полагать, что у каждого есть своё собственное мнение на этот счёт. Однако, все предположения в любом случае сойдутся в одном: раллист - это прежде всего человек. Кто-то воспринимает его как безумца, кто-то считает его героем. Но, и это знает каждый из нас, человек - не машина и ему свойственны ошибки. Ошибки.... В ралли, как и в любом другом виде спорта, они являются недопустимым элементом.
Каждый может сделать что-то неправильно. Механик, который всю ночь занимался ремонтом автомобиля, уже под утро забыл проверить одно крепление, и позже из-за этого случится сход... Штурман, который вместо "Правый-4" прочитал "Правый-1" и пилот, доверившись подсказке партнёра, нажал на педаль газа... Гонщик который не смог удержать автомобиль на трассе, отправляется в путешествие прочь с дорожного полотна. И никто не знает, чем это путешествие закончится. Именно данный факт, факт человеческий, будет главной темой этого повествования. Мы поговорим об ошибках, которые допускали главные действующие лица нынешнего раллийного спектакля, о их самых серъзных авариях. Каждому пилоту есть что вспомнить, а кому-то, возможно, и вовсе не захочется вспоминать об этом...
Петтер Сольберг. Многие любители ралли, да и вообще люди, интересующиеся спортом в целом, помнят выпуски спортивных новостей в субботу 21 августа 2004 года. Шокирующие кадры пришли с этапа чемпионата мира в Германии. Расплющенную "Импрезу" можно было узнать только по остаткам сине-золотой окраски. Петтер Сольберг уже после первой сотни метров спецучастка попытался на максимальной скорости срезать поворот в перегибе холма, однако машину развернуло и хвостом вынесло на внешнюю сторону виража, где её уже поджидали коварные "хинкельштайны". Полетев кувырком, машина до самого последнего своего кульбита не пропустила ни одного из эти камней. Сам Сольберг и его тогдашний штурман Фил Миллз не пострадали, благодаря пассивной безопасности "Импрезы". Однако, данная авария, пока что, является самой серъёзной в раллийной карьере норвежца. Теперь, думается, он намного аккуратнее проходит слепые повороты.
Яри-Матти Латвала. Будучи "горячим финским парнем", Латвала уже не раз допускал ошибки, которые ставили под угрозу его спортивную карьеру, не говоря уже о жизнях экипажа. Однако, на этапе в Португалии в 2009 году он решил закрыть глаза на свои прошлые ляпы. Вместе с этим, он на время потерял здравый смысл. Причём, беда это пришла к нему на скорости более 100 км/ч. В результате, пробив металлический барьер, машина с "голубым овалом" на радиаторной решётке отправилась в неуправляемый полёт вдоль холма. Перевернувшись двадцать (!) раз, автомобиль встал на колёса. А, точнее, на то, что от них осталось. "Было очень страшно. Хочу поблагодарить команду за создание такой крепкой машины, ведь мы отделались лишь синяками. Случись подобная авария 20 лет назад, и мы, возможно, не выжили бы» - заявил после произошедшего Латвала. Комментарии здесь будут лишними. И, как мы видим, урок он из этого какой-никакой но извлёк. В нынешнем сезон финн показывает крайне расчётливый пилотаж, и, как следствие, демонстрирует завидную стабильность.
Себастьен Лёб. Как не удивительно, но компанию Латвале по уничтожению автомобилей в 2009 году составил никто иной, как сам Лёб. Обычно демонстрирующий по истине чемпионское вождение, Себастьен допустил ошибку в Греции на седьмом спецучастке. Авария произощла в скоростном правом повороте, когда француз, выставив машину в занос, ударился о большой камень передним левым колесом. "Ситроен" мгновенно пошёл под откос, завершив выступление в гонке далеко за пределами трассы. В принципе, как выяснилось позже, ничего страшного не произшло - Лёб выиграл свой шестой титул по итогам сезона. Однако, данная авария надолго запомнится всем по той причине, что допустить ошибку способен любой. Даже тот, который возит с собой пять (на тот момент) чемпионских корон.
Микко Хирвонен. После феноменального предыдущего сезона, в котором Микко в серьёз претендовал на чемпионское звание, чемпионат 2010 года начался для него с победы в Швеции. А потом понеслася... То ли потеря концентрации, то ли отсутствие боевого духа, то ли фатальное невезение сподвигли Хирвонена на такое количество ошибок, что его болельщикам впору было хвататься за головы. Самым ярким доказательством того, что Микко серьёзно лихорадит в этом году стал инцидент на домашнем этапе в Финляндии. Спокойно выиграв два из трёх спецучасков первого дня ралли, финн продолжил атаковать на четвёртом допе. После одного из трамплинов Хирвонена поджидало жёсткое приземление и, как итог, дальнейшая "крыша" в пять оборотов. В результате, машина уничтожена вместе с шансами на титул. Что ж, Микко, отрицательный опыт - тоже опыт. Будем надеяться, подобных аварий больше с Хирвоненом не произойдёт...
Даниэль Сордо. Однако, финская трасса, по-видимому, является любительницей поспорить с пилотажем гонщиков. Эти слова может подтвердить и испанец Дани Сордо, который в 2006 году на большой скорости встретился с огромным валуном на обочине. Это "рандеву" произошло по той причине, что после приземления с трамплина Дани потерял контроль над "Ксарой" и автомобиль неуправляемым снарядом вонзился в камень, потом, совершив несколько перевоторов, оказался на противоположной стороне трассы. Экипаж жив-здоров. Зрители довольны эффектными кадрами. А сам испнец, позже, и вовсе оказался в заводском коллективе "Ситроенов". Так что, иногда аварии идут людям на пользу (шутка, конечно).
Так что, уважаемые друзья, помните, что автоспорт не безопасен.