13 мин.

«Шелковый путь 2010» (этапы 4-7)

Почему традиционные фавориты ралли-рейдов Владимир Чагин и Фирадус Кабиров не смогли выиграть «Шелковый путь»? Чем оказался примечателен шестой этап соревнований? Блог «Танки грязи не боятся» рассказывает о заключительных днях гоночного марафона по дорогам России.

Первая часть: «Шелковый путь 2010» (этапы 1-3)

Ралли «Шелковый путь». День 4

На самом длинном этапе ралли «Шелковый Путь 2010» участники входят в зону песков. Экипажи проходят настоящее боевое крещение марафонской гонки. Но до этого снова будет очень раннее утро и вновь длинная дорожная связка – более 400 км. Она приведет участников к новым, более пустынным пейзажам, прямо к старту спецучастка дня – 300 км маршрута, состоящего на 60% из песка, для прохождения которого понадобятся и техника пилотирования, и навыки в области навигации.

Оставаясь верной духу серии «Дакар», гонка пройдет по извилистому, узкому и бугристому маршруту, то по лесу, то по степи, местами по плохо видимым заросшим дорогам. Перед вами участок не менее 50 км дюнных песков, заросших и открытых всем ветрам навстречу. Штурману предстоит брать курс на центры маленьких дюн, очень похожих друга на друга, лавируя между песчаными обрывами и ловушками.

В группе лидеров среди грузовиков, которыми с самого начала марафона являются экипажи команды «КАМАЗ-мастер», продолжается борьба за каждую минуту. Спортивная борьба разгорелась между товарищами по команде: молодым, но перспективным пилотом Эдуардом Николаевым и дакаровским шестикратным чемпионом Владимиром Чагиным. Николаев, который не раз повторял, что его основная цель, не гнать, а сохранить машину, вступает в противоборство с Чагиным. Если во второй день высокие результаты молодого пилота соперники команды списывали на проблемы с трассой, то теперь на марафонской дистанции Эдуард опередил не только неоднократного победителя «Дакара» Чагина, но и всех иностранных участников гонки. В итоге Николаев показал второй результат, а Чагин – третий. Но главным героем дня стал Фирдаус Кабиров, который опередил партнеров по команде на две с половиной минуты.

Еще один пилот команды «КАМАЗ-мастер» Ильгизар Мардеев испытал на четвертом этапе проблемы с машиной:

«День был по-настоящему марафонским, было бы правильно сравнить спецучасток с дакаровским. Мы стояли на допе, вышло из строя сцепление, и не могли включить передачу. Обидно».

Но выручил опыт. Мардееву удалось справиться с проблемами за короткий промежуток времени, и он доехал до финиша седьмым, пропустив вперед пилота молодежной команды Андрея Каргинова. Еще один пилот команды «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев смог избежать грубых ошибок и завершил этап десятым:

«Сегодня день был интересен в плане навигации, так как мы дошли до первых песков и дюн. Каюсь, совершил ошибку: когда многие участники объехали дюну, мы ринулись напрямки, так как не было видно никаких следов. Видимо, до нас их никто не штурмовал».

Кроме того, Мардеев заявил, что «необходимо научиться читать подсказки, коими являются следы впереди идущих участников», а также отметил, что если на определенном участке скапливаются зрители, то следует быть готовым к трамплину, броду или крутому виражу.

Что касается спецучастка, то лучше, чем Андрей Леонтьев, который активно борется на грани Топ-10 зачета грузовиков, никто не скажет: «Если сравнивать предыдущий этап с нынешним, это все равно что противопоставлять игру в Зарницу со Сталинградской битвой. Очень много экипажей осталось в песках, мы видели две серьезные аварии, и это только тех, кого смогли застать в дюнах. Но сколько же их было по соседству, сказать не берусь».

Ралли «Шелковый путь». День 5

«Это был настоящий «Дакар», – именно эта фраза чаще всего звучала в разговорах с пилотами. 5-й день гонки стал именно тем, что гонщики привыкли называть «Дакаром» – много песка, непредсказуемая трасса, сложная навигация и большое количество сходов.

Борьба в зачете грузовиков по прежнему разворачивается между Владимиром Чагиным и Фирдаусом Кабировым, и верх сегодня одержал шестикратный победитель «Дакара», выступающий на новом автомобиле.

Владимир Чагин: «По машине пока сложно делать выводы, она немного полегче, но пока не могу сказать что-то однозначно. В целом день был интересный, похожий на настоящий «Дакар». Были и дюны и скоростные участки, где мы ехали на предельной скорости, большое количество канав и промоин. Для нас главное было не закончить гонку в астраханских ямах».

Владимиром Чагин вел борьбу за первое место не только с Фирдаусом Кабировым, но и с Эдуардом Николаевым, который показывает результаты сравнимые с лидерами класса.

Чагин рассказал об успехах молодого пилота: «Результатам Эдуарда я очень рад, он едет стабильно и быстро, и штурман экипажа – Вячеслав Мизюкаев справляется со всеми сложностями трассы. Результат Эдуард уже показал, теперь ему важно стабильно и ровно доехать до финиша, если начнет ускоряться – допустит ошибки».

Ну а молодой гонщик пилот рассказал, о том, что день для него был достаточно сложным.

«Трасса для меня была сложная, вся разбитая в ухабах и колеях, были пески и дюны, но не такие большие, как в Африке. В целом день очень понравился тем, что он схож с «Дакаром», и я рад, что не сбился с курса – сегодня это было реально», – рассказал Эдуард Николаев.

Четвертое время показал еще один пилот команды – Ильгизар Мардеев: «Я очень доволен сегодняшним днем, было интересно в плане навигации – очень разнообразные дороги, были пески, по трудностям это было близко к «Дакару».

Четвертый результат позволил Ильгизару опередить в общем зачете Франца Эхтра и выйти на четвертое место. Как и в первый день – впереди опять четыре синих грузовика.

Остальные пилоты также успешно добрались до финиша. Айрат Мардеев показал десятый результат и прокомментировал некоторые свои ошибки: «Сегодня трасса была очень разнообразной, местами быстрая и ровная, а местами бугристая, для нашей подвески это тяжеловато. Пески были не такие уж сложные, но некоторые умудрялись застрять. У меня была проблема, когда въехали на холм на большой скорости – за ним оказался еще один непрописанный холм, невидимый для нас. Главное было не тормозить, и нам повезло, что удалось перелететь».

Андрей Каргинов и Андрей Леонтьев финишировали седьмым и тринадцатым соответственно, Каргинов достаточно уверенно идет на седьмом месте в общем зачете и не отпускает далеко Алеса Лопрайса и Франца Эхтра...

Ралли «Шелковый путь». День 6

«Калмыцкая рулетка»

Пилоты разделились на две группы – те, кому повезло решить проблему с поиском злополучной 40-й точки, и те, кто потерял на этом много времени и позиций.

Героем дня стал Эдуард Николаев, его штурман Вячеслав Мизюкаев достаточно быстро понял, в чем проблема и смог взять точку, находящуюся на расстоянии в 1,5 километра левее маршрута. В результате экипаж не только показал лучшее время, но и вырвался на первое место, отодвинув назад Фирдауса Кабирова и Владимира Чагина. Сам пилот был немного удивлен, узнав о том, что стал лидером гонки.

Эдуард Николаев: «Я совершенно не ожидал, что сегодня смогу возглавить общий зачет, я думал, что мы приедем вторыми. Но где-то за 100 километров до финиша была небольшая ловушка – 40-я точка находилась немного в стороне от трассы, это и повлияло на результат дня, ведь навигация всегда была одной из главных составляющих успеха в ралли-рейдах. Я немного переживаю и чувствую себя неудобно перед Владимиром Чагиным и Фирдаусом Кабировым, хотя они понимают, что ошиблись, а мне просто повезло. Теперь нам надо удержаться, но не в том плане, чтобы выиграть или ехать быстро, а чтобы не совершить глупых ошибок».

Большие проблемы возникли сегодня у всех трех лидеров команды «КАМАЗ-мастер». После вчерашнего инцидента с машиной Ильгизара Мардеева, потребовалась медицинская помощь его штурману и механику, которые остались в госпитале Астрахани. Ильгизар продолжает гонку в тестовом режиме, и, к сожалению – вне зачета. Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров попали в навигационную ловушку и провели более часа в поисках 40-й точки.

Фирдаус Кабиров: «Главной проблемой дня была 40-я точка, так получилось, что мы отметились на 39-й, далее следовали по легенде и доехали до 41-й точки, со всеми привязками, а она не открывается, так как мы не взяли 40-ю. Мы вернулись на 8км назад, чтобы найти ее, и тут закрутилась карусель, мы выполняли проход 5 или 6 раз, видели все привязки, но точка не открывалась, мы знали, что она откроется, когда ты заезжаешь в зону радиусом 90 м, это очень маленький участок. И только минут через сорок мы решили попробовать совершенно противоположный маневр. Проехали по трассе совершенно по-другому, и к нашему удивлению взяли ее. Некоторым экипажам повезло больше, случайно или не случайно, когда к нам подъехал экипаж Николаева мы там уже 20 минут крутились. Есть подозрение, что это была ошибка организаторов, я не штурман – не до конца разобрался в ситуации, но сомневаюсь, что это было сделано намеренно, кроме того на дистанции были и другие проблемы – мы меняли колесо и сальник подкачки зашипел».

Но, несмотря на проблемы, пилоты остались довольны трассой, которая была проложена в песках и солончаках степей Калмыкии.

Фирдаус Кабиров: «Скоростной участок был очень быстрый, не было занудных мест, все хорошо прописано, много предупреждений. Не было ям, которые не прописаны – это исключало возможность попасть в неприятную ситуацию. Правда, было 15-20 километров по верблюжьей тропе-кочкарнику, потрясло нас сильно, но трасса отличная».

Новоиспеченный лидер гонки Эдуард Николаев также рассказал о сложностях, которые поджидали пилотов на трассе: «Этап был сложный, в плане навигации и покрытия. Были места, где поднимались песчаные бури и видимость снижалась, приходилось замедляться. Такое часто можно видеть на «Дакаре».

Еще по эти старым дорогам когда-то давно проходила военная техника, и остались очень глубокие колеи, нам иногда приходилось их преодолевать поперек. Дождей давно не было и они очень сухие и твердые, нечто подобное встречалось в Марокко».

Айрат Мардеев и Андрей Каргинов также имели проблемы с навигацией, но смогли успешно финишировать девятым и седьмым, Андрей Каргинов: «День был таким же сложным, как вчера, постоянные кочки, постоянное бездорожье, постоянные три знака ′!!!′ – Опасность, мы тоже, как и все пропустили 40-ю точку, но выяснилось это намного позже – пришлось ехать дальше».

И в конце небольшое интервью с героем сегодняшнего дня Вячеславом Мизюкаевым – штурманом экипажа Эдуарда Николаева, который отпраздновал на шестом этапе День рождения:

– Сегодняшнее приключение по поиску 40-й точки – это ошибка организаторов, или хитрый подвох, который был специально подготовлен, чтобы обострить борьбу в гонке?

– Сложно сказать, что организаторы хотели сделать, когда перенесли одну из контрольных точек на полтора километра левее, но борьбу они действительно обострили.

- Насколько вам было интересно и сложно с этим заданием?

– Очень непросто! Но, хоть наш экипаж и молодой, мы справились с этой проблемой без нервов. Я спокойно сказал Эдуарду, что нам надо развернуть автомобиль, поехать назад и взять эту точку, пилот к этому отнесся с пониманием и спокойно выполнил задачу. Я ждал, что еще будут какие-то сюрпризы, но дальше все было нормально.

- Одна маленькая случайность может изменить ход гонки?

– В Дакаре и в любой гонке, любая ошибка – даже лишняя замена колеса – может решить все. В 2009 году после 14 дней Чагина и Кабирова разделяло 2 минуты. В этот момент решить исход гонки мог даже прокол колеса.

- Еще раз поздравляю с Днем рождения. Нескромный вопрос – вечером пить будете?

– Да, конечно... «Ред Булл»!

Ралли «Шелковый путь». День 7

30 минут от Чагина – это все равно что две секунды в Формуле-1»

Одна маленькая ошибка Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова перевели победителей «Дакаров» в разряд догоняющих. Задача стояла самая сложная – сократить более чем сорокаминутные отрывы за оставшиеся два дня гонки. Но все семь дней Эдуард Николаев повторял одни слова: «Главное ехать стабильно, не совершая ошибок». Лидер молодежной команды «КАМАЗ-мастер» показал, что выбранная им стратегия дает результат, лишь четвертое время дня и проигрыш двадцати минут Чагину и четырех минут Кабирову. Казалось бы не столь впечатляющий результат, но...

В заключительный восьмой день гонки участникам предстоит преодолеть всего 16 «боевых» километров, это будет фактически горный «Суперспешл», на подобии того, что в прошлом году открывал ралли-марафон «Шелковый путь». Чагин и Кабиров не смогут сократить свои отрывы от позиции лидера. В случае, если Николаев не допустит серьезных ошибок. Поэтому именно стабильность и удача молодого пилота станут основными факторами в борьбе за победу, посмотрим, насколько удача будет благосклонна к Эдуарду Николаеву в горах Кавказа.

В 7-й день гонки отличились и другие участники молодежного состава, Андрей Каргинов смог показать пятое время, и сохраняет шестое место в общем зачете. Но, к сожалению, борьбы он уже не ведет, отрыв Франца Эхтера слишком велик, а Айрат Мардеев, идущий вслед за Каргиновым, также проигрывает напарнику много времени. Айрат сегодня показал десятый результат дня и продолжает сохранять седьмую позицию в общем зачете. Ход борьбы в середине турнирной таблицы также смогут изменить только внешние факторы, марафон приближается к финишу и отрывы уже слишком велики для очной борьбы. Так Андрей Леонтьев идет на одиннадцатом месте, уступая чуть менее трех часов Пепе Вилье, но выигрывая более семнадцати часов у Хуго Дюстерса, но самое главное, что Андрей близок к своей цели – финишу в Сочи.

Ильгизар Мардеев, к большому сожалению, в гонке больше не участвует, так как его штурман и механик получили травмы во время одного из жестких приземлений в 5-й день ралли-марафона.

***

Российский гонщик Эдуард Николаев стал победителем ралли «Шелковый путь» в классе грузовиков. На восьмом этапе победу одержал Фирдаус Кабиров, однако Николаев, показавший седьмой результат, остался на первом месте в общем зачете.

Молодой гонщик сумел уберечь первую позицию от притязаний Чагина и Кабирова.

«Конечно, испытываю шок, ведь я впервые выиграл», – поведал Николаев журналистам. «Самое главное – все места на подиуме принадлежат «КАМАЗу». Конечно, сегодня волновался сильнее, чем обычно. Не знал, что с собой делать, долго не мог уснуть, сильно переживал, потому что сегодня нужно было довезти «КАМАЗ», как хрустальную вазу».

Без сомнений, отдельного упоминания заслуживает штурман Николаева Вячеслав Мизюкаев: это ведь именно он направил николаевский «КАМАЗ» на правильный путь по ходу шестого спецучастка, позволившего экипажу вырваться вперёд в общем зачете. Причём хитрый ребус с сороковой точкой маршрута Мизюкаев разгадал аккурат в свой День рождения. Ну просто голливудский сценарий!

«Сегодня вроде короткий был спецучасток, но волнение было сильным», – признался Мизюкаев, когда «КАМАЗ» его экипажа спустился с подиума. «Представьте, когда в двух минутах позади вас стартует шестикратный чемпион «Дакара»! Даже 16 километров и 25 минут, потраченных на них, напрягли очень сильно. Я сегодня поспал всего часа три! Мы ведь перед ралли думали за третье место побороться, даже четких задач с точки зрения результата не было, самым главным было добраться до финиша. Но судьба подарила нам такой шанс, и мы – первые, чему очень рады. В День рождения ангел-хранитель показал мне то, что не показывала дорожная книга.

После победы на том спецучастке мы отнюдь не думали, что уже не упустим победу: Чагин и Кабиров умеют творить чудеса. Год назад на первом «Шелковом пути» Чагин, откатившийся назад из-за поломки, на следующий день вроде выиграл минут сорок у человека, пришедшего вторым. Так что 30 минут от Чагина – это все равно, что две секунды в Формуле-1».

Владимир Чагин на этом ралли удовлетворился вторым результатом (и в интервью все время повторял, что не расстроен тем, что не выиграл), ну а Фирдаус Кабиров, заработавший «бронзу», разъяснил, что же случилось накануне, когда Кабиров проиграл Чагину 16 минут и пропустил его вперед в «абсолюте». По словам Кабирова, возникли механические проблемы, которые и вынудили сбросить скорость и отступить назад.

«Шелковый путь». Седьмой этап. Грузовики

1. Кабиров — 16:45

2. Вила Рока + 0:11

3. Чагин + 0:24

4. Лопрайс + 0:25

5. Мехтиев + 0:44

6. Каргинов + 1:22

7. Николаев + 1:23

8. Эхтер + 1:59

9. Берингер + 2:58

10. А. Мардеев + 3:51.

Общий зачет. Грузовики

1. Николаев (KAMAZ) — 22:56:41

2. Чагин (KAMAZ) + 00:22:08

3. Кабиров (KAMAZ) + 00:28:01

4. Лопрайс (Tatra) + 01:25:37

5. Эхтер (MAN) + 01:33:13

6. Каргинов (KAMAZ) + 02:23:58

7. А. Мардеев (KAMAZ) + 04:43:42

8. Берингер (MAN) + 05:38:34

9. Мехтиев (MAN) + 05:46:18

10. Вила Рока (IVECO) + 06:22:04.

Собственно говоря, всё – второе издание «Шелкового пути» завершено. Оно принесло нам новую интригу в «КАМАЗе» (как теперь Николаев выступит на «Дакаре»?).

Был открыт новый маршрут ралли, и теперь лишь остается гадать, будет ли продолжение. Напомню, что прежде организаторы говорили о планах провести целых пять ралли с финишем в Сочи, так что теперь дело за их реализацией!

Этап 8 – Maykop – Sochi Krasnaya Polyana

Содержание блога «Танки грязи не боятся»

Для того что бы подписаться на обновление материалов, нажмите в шапке блога на кнопку »+ Добавить в ленту». Спасибо!