Почему Гран-при Франции возвращается в «Формулу-1»
Легендарной трассе «Поль Рикар» снова нашлось место в календаре чемпионата мира.
«Поль Рикар» – кто это?
Нет, мы не приветствуем пришествие в паддок какого-нибудь французского актера. Хотя «Поль Рикар» – это все равно, что современный «Ред Булл Ринг», потому что строительство трассы в 1970 году в Ле-Кастелле близ Марселя было спонсировано производителем напитков Полем Рикаром. Именно эта трасса стала предшественницей более известной нынешнему болельщику «Маньи-Кур». Франции нужен был новый автодром с современными на тот момент требованиями безопасности для проведения Гран-при, который выглядел бы интереснее, чем напоминавший овал «Дижон-Пренуа», и они его получили.
Трек стал знаменит благодаря двухкилометровой прямой «Мистраль», на которой пилоты достигали рекордных скоростей. В 1985 году во время квалификации Марк Зурер на «Брэбэме» разогнался до 338,4 км/ч, а Патрик Тамбэ в 1982-м по неофициальным данным выдал целых 346,17 км/ч. И это для машин 80-х!
К сожалению, за высокие скорости пришлось расплачиваться кровью. В 1986 году Элио Де Анжелис, «последний честный игрок», как его звали фанаты, погиб здесь на тестах. Из-за слишком сильных нагрузок на злополучном «Мистрале» заднее антикрыло его «Брэбэма» оторвалось, болид потерял прижимную силу и улетел через отбойник.
Неудивительно, что сразу после страшного инцидента трассу сократили на два километра, построив перемычку между стартовой прямой и «Мистралем» и сделав шикану. Именно в таком виде «Поль Рикар» и принял последние Гран-при – новая конфигурация оказалась не слишком интересной, и гонки переехали на «Маньи-Кур».
Какую конфигурацию мы увидим?
Старую, с вкраплениями изменений. Из огромного множества вариантов были выбраны классические 5,842 километра дистанции, но с той самой шиканой в середине «Мистраля». Данная ситуация чем-то напомнила изменения последнего сектора трассы в «Барселоне». И это странно, что при наличии в календаре Гран-при Мексики, Европы (в Баку) и той же Монцы.
Что можно в целом сказать о треке? Он производит впечатление скоростного, вроде все того же «Ред Булл Ринг», но без уникальных черт. Так что лишь первая гонка покажет, насколько интересными здесь будут соревнования.
Чем трек знаменит?
Ален Прост побеждал на этой трассе целых четыре раза, на всех машинах «большой тройки» – «Макларене», «Рено» и «Феррари», причем три последних гонки были выиграны им подряд. А также одной из самых примечательных страниц в истории «Поль Рикар» стала очередная серия борьбы легендарных Сенны и все того же Проста.
Причем тут Берни?
В 1999 году Экклстоун выкупил ставшую ненужной даже серии MotoGP трассу. Предыдущие владельцы просили о помощи и модернизации, и Берни явился на их зов. Вот только вместо простого обновления трассы промоутер «Формулы-1» сотворил из «Поль Рикар» второй Херес для тестов с отдельными зонами, имитирующими другие трассы гоночной серии.
Но и не только. Именно приобретение трассы стало одним из эпизодов судебных разборок между непотопляемым англичанином и его бывшим компаньоном Герхардом Грибковски, которого в 2012-м приговорили к восьми с половиной годам тюремного заключения за коррупцию. Якобы Берни купил автодром и управлял им через траст своей бывшей жены, над которым формально не имел и не должен был иметь контроля, а Грибковски вздумал Экклстоуна этим пошантажировать.
Но в данный момент владелец трассы не изменился. «Поль Рикар» по-прежнему целиком и полностью принадлежит Берни Экклстоуну, а значит, и договариваться о проведении промоутер «Формулы-1» должен лишь с самим собой.
Почему объявили о возвращении сейчас?
Последние годы календарь Королевских гонок успешно обходился и без Гран-при Франции. Разговоры о возможном возвращении вспыхивали время от времени, но разбивались о незыблемое отсутствие в пелотоне французской команды («Рено» превратилась в «Лотус») и без французских пилотов, бьющихся за победы в гонках (ну не считать же пару подиумов Грожана как реальную борьбу за победы!). Теперь хотя бы вернулась заводская команда «Рено», да и появился молодой талантливый дебютант Эстебан Окон. Да-да, и Ромен тоже никуда не делся.
Однако вовсе не это явилось катализатором возвращения европейского Гран-при.
Сейчас в «Формуле-1» переходной период. Корпорация Liberty Media купила в районе 10 процентов акций серии и готовится закрыть сделку, добавив к уже имеющимся контрольный пакет. Но для этого им нужен положительный информационный фон, чтобы сделать это на благоприятной волне и сразу же увидеть отдачу в виде роста стоимости. Да и чисто управленчески нужно возрождать интерес к «Формуле-1» именно на европейском рынке, ключевом и историческом. В этом заинтересованы все в верхушке серии, в том числе и сам Экклстоун. Поэтому через прессу и пошли намеки о том, что промоутер «Формулы-1» готов пойти на некоторые уступки местным владельцам автодромов. Ведь сейчас важна не столько максимальная прибыль, сколько вернувшийся зрительский интерес. А пример голландцев, следовавших за Максом Ферстаппеном по всей Европе, доказал, что это возможно.
Поэтому первым шагом стало продление Монцы как минимум до сезона-2019, и возвращение Гран-при Франции — исключительно европейские события, рассчитанные на местную аудиторию и интерес.
Почему «Поль Рикар»?
Все просто: Берни Экклстоуну легче договориться с Берни Экклстоуном, чем с кем-то еще. Так намного быстрее, чем вести переговоры с владельцами «Маньи-Кура» или властями Парижа. Скорость и определенность сделали свое дело.
К тому же, расположение «Поль Рикар» даст инженерам и пилотам лишнюю неделю отдыха от переездов. Из-за близости к Марселю и Монако Гран-при Франции явно будет проходить неделей ранее или позднее гонки в Монте-Карло. Персоналу не придется перестраиваться на другие часовые пояса и тратить кучу денег на перевоз техники.
Значение для «Формулы-1»
Возможно – это лишь пролог к новой эре, в которой серия снова станет европейской и безмерно интересной. Мечтатели и ностальгирующие по старым добрым временам начинают грезить о возвращении любимых трасс вроде Имолы, «Брэндс-Хэтч» и даже «Эшторила».
Новости, подобные возвращению Гран-при Франции, дарят надежду, что свернувшая было в эпоху тилькедромов и самовозов серия снова возвращается к верному направлению в развитии.
Почему Гран-при запланирован на 2018 год?
Поскольку в последний раз трек был перестроен под тестовый, на нем сейчас даже нет трибун – за время, оставшееся до гонки, организаторы должны успеть привести трассу в порядок. К тому же пока в календаре нет свободных мест, зато к 2018 году гоночная серия распрощается с несколькими этапами, и найдет возможность прописать Гран-при Франции на постоянной основе.
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Christopher Lee/
Именно поэтому и гонки в Сингапуре и Малайзии всегда были разведены по времени.
Сезоны 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2008, 2012 были очень конкурентными.
В 2009 самовоз у Брауна был только полсезона. Баттон выиграл первые несколько гонок, но последнюю победу одержал в мае. Если бы сезон длился еще пару ГП, быки нагнали бы.
В 2010 у РБ был самовоз, но Феттель был ужасен и много ошибался, а Марк просто недотягивал до уровня борьбы за титул, что и подтвердили последующие годы.
В 2013 глупое решение Пирелли испортило конкурентный сезон на пол-пути.