«Горячий бразилец». 10 ярких моментов в карьере Массы в «Формуле-1»
Дебют в «Формуле-1»
При определённой доле везения Фелипе мог, наверное, блеснуть в дебюте не хуже Марка Уэббера, одновременно с которым пришёл в «Формулу-1» в 2002 году. По ходу всего гоночного уик-энда в Мельбурне 20-летний бразилец выступал на равных с относительно опытным напарником по «Зауберу» Нико Хайдфельдом, которого даже превзошёл в дождевой квалификации, став девятым. Но, увы, на старте он, как и немец, не уехал дальше первого поворота, попав в массовый завал, в котором сошла добрая половина пелотона. До финиша в той сумасшедшей гонке доехали всего восемь гонщиков, и если уж Уэббер на абсолютно неконкурентоспособной «Минарди» стал пятым, то остаётся только представлять, где был бы на финише Масса на неплохом автомобиле «Заубер»… Правда, ждать своего шанса Фелипе пришлось недолго: уже через две недели в Малайзии он набрал свои первые очки, финишировав шестым.
Неоправданная замена
Не сказать, что по ходу дебютного сезона Масса снискал любовь и уважение в «Заубер». Скорее, наоборот. Регулярные ошибки, аварии и вообще нестабильные выступления вызвали недовольство в стане швейцарской команды. После фальстарта в Маньи-Куре с «горячим бразильцем» провёл воспитательную беседу сам Петер Заубер. А ещё через две недели в Хоккенхайме его в жёсткой форме попросили пропустить напарника Ника Хайдфельда на шестое место. «Фелипе, пропусти Ника немедленно!» – услышал Масса.
Но, конечно, пиком стал пропуск гонки в Индианаполисе. К тому времени уже было известно, что в следующем сезоне бразильца заменит Хайнц-Харальд Френтцен. Вроде бы ничего не предвещало перестановок по крайней мере до конца чемпионата, но в «Заубер» внезапно решили высадить Массу на один этап по причине… штрафа в десять мест на старте за столкновение с Педро де ля Росой в Монце. Обоснованием такого решения было желание сохранить пятую позицию в Кубке конструкторов. Впрочем, такой ход не привёл к какому-либо результату – немецкий ветеран финишировал лишь 13-м.
Фелипе в ударе
Возвращение в «Заубер» в 2004 году после сезона, проведенного в качестве тест-пилота в «Феррари», началось с того, чем закончился предыдущий период пребывания Массы в команде. Вновь ошибки, ненужная горячность, нехватка стабильности.
Да и напарник ему в том сезоне выдался непростой – быстрый, но недооценённый Джанкарло Физикелла. Но всё-таки один раз в том сезоне Фелипе смог по-настоящему блеснуть и всерьёз заявить о себе. Несмотря на два внеплановых заезда в боксы после старта – сначала из-за повреждения заднего антикрыла, а затем в связи с проблемами с рулевым управлением – бразилец продолжил бороться и финишировал в итоге на невероятном четвёртом месте. Под его атаками в тот день не устоял даже такой мастер борьбы колесо в колесо, как Хуан-Пабло Монтойя, которого Фелипе обогнал в знаменитой «Красной воде». В тот день горячность Массы впервые привела к результату и позволила ему провести, пожалуй, одну из лучших гонок в карьере.
Месть по-бразильски
Вас возмутили действия Макса Ферстаппена в Спа и его последующее признание мести Кими Райкконену? Не спешите ругать юного голландца, а посмотрите, как в своё время вёл себя на трассе Фелипе Масса.
В начале гонки в Имоле-2005 бразилец столкнулся с Дэвидом Култхардом и сломал передний спойлер. Спустя 20 кругов Фелипе опять догнал своего обидчика и в том же самом месте, связке «Аква Минерале», внаглую полез в атаку, вытеснив шотландца за пределы трассы и при этом ещё успев показать средний палец.
Стюарды оставили инцидент без внимания, но с рук ему такие действия просто так не сошли. Когда Фелипе уже собирался уезжать с автодрома, его настигла кара…
«Я наклонился и схватил его за горло, – вспоминает Култхард. – Я уважаю других гонщиков и требую того же по отношению ко мне. Правда, потом я заметил его родителей в машине и успокоился. Я не хотел унижать его при них».
Интересно, найдётся ли свой «Култхард» в нынешнем пелотоне «Формулы-1», который решит проучить Макса Ферстаппена?
Ломая систему
Когда «Феррари» объявила о том, что Фелипе Масса заменит Рубенса Баррикелло в команде в сезоне-2005, вряд ли кто сомневался, что юному бразильцу, как и в случае с его предшественником и соотечественником, будет уготована роль подносчика снарядов для Михаэля Шумахера. Поэтому тем удивительнее была ситуация, произошедшая на втором этапе сезона в Малайзии.
После второго пит-стопа семикратный чемпион мира оказался позади нового напарника по команде, шедшего на тактике одной остановки в боксах. Пусть речь тогда шла всего о пятой позиции, поскольку из-за замены двигателя оба гонщика «Феррари» стартовали из конца пелотона, но казалось, что вот-вот с командного мостика поступит указание, которое так часто в предыдущие годы слышал Баррикелло. Но нет, Масса и Шумахера до конца гонки были предоставлены сами себе, и на финише их разделили всего 0,5 секунды – в пользу Фелипе.
Первый после Сенны
Свою первую победу в карьере Масса одержал на Гран-При Турции-2006, где он стартовал с поула и уверенно лидировал по ходу всей дистанции, уступив первую позицию лишь во время второй волны пит-стопов. Однако свой главный триумф Фелипе одержал на домашнем этапе на Интерлагосе.
Сколько раз его предшественник Рубенс Баррикелло лидировал на Гран-При Бразилии даже за рулём далеко не самых быстрых машин «Джордан» и «Стюарт», но постоянно что-то случалось, происходили какие-то обидные и временами просто необъяснимые поломки, как и в годы выступлений за Скудерию. В конечном итоге Рубиньо так и не смог выиграть дома. Зато Фелипе, получив в своё распоряжение быструю машину, добился этого с первого раза, одержав убедительную победу как в квалификации, так и в гонке, и стал первым бразильцем после Айртона Сенны в 1993 году, которому удалось выиграть на родной земле.
Победа с характером
Надо признать, что большинство своих побед в «Формуле-1» Фелипе Масса одержал далеко не в самом зрелищном стиле, хотя, конечно, их ценность меньше от этого не стала. В основном сценарий был один: старт с поула, уверенное лидерство, быстрый круг, временная потеря первой позиции на время пит-стопа и триумф на финише. Лишь трижды из 11-ти раз Фелипе побеждал не с поул-позиции, при этом он всегда стартовал с первого ряда.
Так вышло, что там, где ему приходилось бороться за победу колесо в колесо, как на Нюрбургринге-2007, или когда удавалось творить чудеса, как на старте в Венгрии-2008, он терпел поражение. Но одну относительно яркую и боевитую победу ему всё-таки удалось одержать. На старте в Барселоне-2007 Масса жёстко отбил атаку действующего чемпиона Фернандо Алонсо, фактически вынудив испанца выехать в гравий в первом повороте, а на первом пит-стопе при дозаправке машины бразильца произошло возгорание. Но Фелипе в стиле своего наставника Михаэля Шумахера [Шпильберг-2003] сохранил хладнокровность, вернулся на трассу и выиграл гонку.
Вальс под дождём
С дождевыми гонками у Фелипе всегда почему-то не ладилось, хотя бразильские гонщики обычно чувствуют себя на мокрой трассе как рыба в воде. Причём, дело даже не только в скорости, а вообще в уверенности – будь-то машина «Феррари» или «Уильямс» – но в дождевых условиях он явно оказывался не в своей тарелке. Конечно, были исключения, как в Бразилии-2008 и в Корее-2010, но всё-таки дождь не его стихия. Вспомнить хотя бы гонку в Сильверстоуне-2008. Вылетов и разворотов Фелипе в том Гран-При, наверное, было не сосчитать – как итог, последнее 13-е место на финише в круге от напарника по команде Кими Райкконена и в двух от победителя, главного на тот момент соперника в чемпионате Льюиса Хэмилтона. Да и первый сход в карьере на домашней трассе две недели назад в дождь.
Гонка, в которой всё должно было быть иначе…
Вспоминая первый в истории Гран-При Сингапура, прошедший в 2008 году, Фелипе Масса всегда утверждает, что именно эта гонка стоила ему победы в чемпионате. Может быть, он прав. Старт с поула, уверенное лидерство, выезд машины безопасности из-за аварии Нельсиньо Пике, оторванный заправочный шланг на пит-стопе, потерянное драгоценное время, а вместе с ним, позиции и очки, которых так не хватило в конце года.
Да, конечно, Фелипе, как и Льюис Хэмилтон, был крайне нестабилен по ходу сезона. Чемпионом в конечном итоге должен быть стать даже не быстрейший, а тот, кто растерял меньше очков. И если смотреть под этим углом, то действительно произошедшее в Сингапуре было верхом несправедливости. Кто знает, как бы всё завершилось, если бы не этот фейковый сценарий, написанный Флавио Бриаторе и исполненный Нельсоном Пике. Может быть, сейчас на пенсию провожали бы чемпиона мира, а Льюис Хэмилтон боролся бы только за третий, а не четвёртый чемпионский титул…
38 секунд чемпионства
Гонка на Интерлагосе-2008 стала пиком карьеры Фелипе, своеобразным водоразделом на до и после. Может быть, если бы тогда всё сложилось в его пользу, карьера бразильца получила бы новый положительный виток, а не начала бы скатываться по нисходящей. Но, увы…
Перед стартом он не был фаворитом в сражении за чемпионский титул, и для того, чтобы отыграть у Льюиса Хэмилтона 8 очков при 10 возможных, ему требовалось чудо. Так что доедь британец спокойно до финиша вторым, наверное, не было такой горечи поражения, слёз в закрытом парке и на подиуме. Судьба в тот день подарила надежду Фелипе. Подарила, а затем жестоко отобрала…
В хаотичной дождевой гонке ему не было равных, в то время как Льюис всю дистанцию боролся где-то далеко позади... Финишируя первым в домашнем Гран-При под ликование торсиды, Фелипе был виртуальным чемпионом и оставался им в течение 38 секунд, пока заветную черту не пересёк Хэмилтон, в последнем повороте обогнавший Тимо Глока и поднявшийся на пятое место, которого было достаточно для завоевания чемпионского титула.
Та горькая победа в конечном итоге так и осталась последней в карьере Фелипе.
Злосчастная пружина
Ещё один серьёзный удар карьера Фелипе получила через девять месяцев после драматичной развязки на Интерлагосе-2008. Что произошло в квалификации Гран-При Венгрии 25 июля, даже не сразу стало понятно. Бразилец просто вылетел по прямой в четвёртом повороте. Казалось, ничего серьёзного. Тревога возникла лишь после того, как он не смог самостоятельно покинуть кокпит, а в замедленном повторе в трансляции показали летящую в шлем пружину, которая, как оказалось вылетела из задней подвески машины Рубенса Баррикелло.
Фелипе получил травму головы и в ночь с субботы на воскресенье перенёс операцию, а несколько следующих дней провёл в искусственной коме. Жизни бразильца ничего не угрожало, но серьёзное беспокойство вызывало повреждение левого глаза. Какое-то время даже были разговоры, что травма не позволит Массе вернуться в гонки. Но, к счастью, опасения не подтвердились, и через несколько месяцев врачи подтвердили, что зрение бразильского гонщика полностью восстановилось. Были слухи о возможном выступлении Фелипе в финале сезона в Абу-Даби, но ждать возвращения в гонки ему пришлось до следующего сезона.
Фернандо быстрее тебя
Возвращение Фелипе в 2010 году получилось успешным – в гонке открытия в Бахрейне он стартовал и финишировал вторым. Ещё один подиум он завоевал две недели спустя в Австралии, в первый и единственный раз поднявшись на пьедестал почёта в Альберт-Парке. Затем результаты пошли на спад. Но на Гран-При Германии, ровно в годовщину инцидента на Хунгароринге, он впервые с Интерлагоса-2008 включился в борьбу за победу. Всё складывалось в его пользу вплоть до 48 круга, когда он получил внезапный удар в спину...
Конечно, ожидать лёгкой жизни при новом напарнике Фернандо Алонсо Фелипе не стоило, и он почувствовал это уже в начале сезона в Шанхае, когда испанец бесцеремонно отодвинул его на въезде на пит-лейн. Но казалось, за ним команда, с которой за четыре последних года он прошёл огонь, воду и медные трубы. Поэтому можно только представить, что было на душе у Массы, когда за 19 кругов до финиша он услышал: «Фернандо быстрее тебя! Подтверди, что понял».
Тот приказ, наверное, стал последним ударом после Интерлагоса-2008 и Хунгароринга-2009, окончательно разрушившим карьеру Фелипе. Можно бесконечно рассуждать на тему того, какой из этих трёх эпизодов оказал наибольшее влияние. Но факт в том, что если до Хоккенхайма-2010 были хоть какие-то проблески и надежды на возвращение на прежний уровень, то после этого Масса окончательно затерялся на фоне Алонсо и стал вторым номером.
Разборки с Льюисом Хэмилтоном
«Какую гонку подряд они сталкиваются на трассе? Четвёртую или пятую? Я долго смеялся, когда они опять не поделили трассу. Они как комедийные актеры, которым платят за такие вот штуки на сцене», – так экс-руководитель «Рено» Флавио Бриаторе прокомментировал столкновение Массы и Хэмилтона на Гран-При Индии, ставшее для них пятым в сезоне.
Двух бывших соперников в борьбе за титул словно магнитом тянуло друг к другу в 2011 году. Монако, Сильверстоун, Сингапур, Япония, Индия. Для каждого сезон складывался крайне непросто, оба стабильно уступали в скорости напарникам, находились на взводе и при этом часто оказывались рядом на трассе, что, собственно, и приводило к инцидентам.
Венцом стала ситуация после финиша Гран-При Сингапура, когда Масса подошёл к Льюису и похлопал его по плечу
«Хорошая, хорошая работа!» – сказал Масса.
«Не трогай меня!» – выкрикнул раздражённый Льюис.
Конфликт дошёл до того, что оба отказывались говорить друг с другом, и лишь в конце сезона ситуация постепенно начала налаживаться.
Две аварии за 24 часа
Чего всегда не хватало Фелипе Массе в Формуле 1, так это стабильности. Успешные выступления неизбежно чередовались с провалами. Лучшим примером, пожалуй, является его выступление на Гран-При Монако-2013. За две недели до этого, в Барселоне, бразилец завоевал свой первый подиум в сезоне и второй за два последних года после Интерлагоса-2012. Начало уик-энда получилось отличным – четвёртое время на обеих тренировках в четверг.
Однако уже в финальной части свободных заездов в субботу Масса серьёзно разбивает машину в Sainte Devote и пропускает квалификацию. В гонке бразилец стартовал последним, а на 29-м круге попал в точно такую же аварию, как и накануне, завершив свой бесславный уик-энд в медицинском центре. К счастью, обошлось без серьёзных травм.
Последний шанс
Переход в «Уильямс» помог Массе реабилитироваться после нескольких тяжёлых лет в «Феррари». Не сказать, что его карьера заиграла новыми красками и получила вторую жизнь. Но бразилец не затерялся на фоне молодого напарника Валттери Боттаса, а неплохая машина, оснащённая лучшим двигателем в пелотоне, «Мерседес», позволила ему время от времени бороться за подиумы. В Шпильберге-2014 Фелипе и вовсе впервые с Гран-При Бразилии-2008 стартовал с поула. Недалеко было и до победы.
На последних кругах финальной гонки 2014 года Масса стремительно догонял Льюиса Хэмилтона, которому в конечном итоге уступил всего 2,5 секунды.
Ну и Баттон то же войдет в историю «Формулы-1»… Что сказать про сезон? Было достаточно скучно, но и были веселые моменты: многочасовая квалификация в Венгрии, например. Та неделя мне вообще запомнится надолго… Кто завтра стане чемпионом? Но мне есть повод болеть против Хэмилтона :), ну пусть победит сильнейший. В начале сезона я поставил на Росберга. Кто знает… Чемпионство «Мерседес» можно было предсказать еще на тестах, где они проехали почти всю дистанцию сезона еще до его начала… Было классно наблюдать квалификацию в Абу-Даби. Завтра мы в последний раз увидим эти болиды на трассе. Но новые машины обещают быть не менее крутыми. Гонку мне придется пропустить, но я ее обязательно посмотрю чуть позже и надеюсь мне не попадутся новости о чемпионе :)
Помню 2008 год, такая гонка была, ведь почти уже победа для красных. Все же ему всегда немножко не хватало удачи. Хотя, это как посмотреть, ведь после Венгрии он еще погонял, и здорово при том.