8 мин.

Между двух дождей

 

Гран-при Бельгии ожидался с особым трепетом. Традиционно Спа приносила шедевральные гонки, а здесь ещё и почти целый август перерыва летних каникул Формулы 1, поднявший интерес просто до пиковых значений, ведь и в без того интереснейшем чемпионате 2010 года наметилась рекордно плотная борьба за титул. Накануне Арденнского Гран-при первую пятёрку претендентов разделяли лишь 20 очков...

Но «Спа-Франкоршам» расставил всех по местам. Лидер чемпионата Марк Уэббер на поуле, а находящийся в роли догоняющего победитель пятницы Алонсо, последний. В топ-тен. Фернандо ничего не смог противопоставить даже паре далеко не быстрейших «Уильямсов» и переменный дождь никоим образом не сыграл ему на руку. Хотя в Спа силы топ-команд как никогда сравнялись. Запрет на гибкие передние антикрылья с двойным увеличением нагрузки явно сказался на скорости игравших с регламентом «Ред Булла» и «Феррари». Прогресс красных закончился, и лучшая из «Скудерии» показала лишь шестое время, едва противостояв Баррикелло, который ещё и единственным из топ-тен обулся в медленный «хард». «Быки» же «на грани», без всяких полусекундных отрывов взяли «своё», которого оказалось значительно меньше: Феттель после четырёх подряд поулов показал худший в сезоне четвёртый результат, а Марк остался на поуле во многом из-за начавшегося в финале дождя, помешавшему паре «МакЛаренов», который даже несмотря на дождь улучшили и расположились непосредственно за соответствующими номерами «Ред Буллов», между которыми смог вклиниться Кубица, совершивший единственную попытку, после которой остановился из-за отказавшей топливной системы и, тем не менее, пропустил лишь Хэма на второе место.

Но то была лишь расстановка сил. Гонка показала, что всё поправимо для четвёрки (да, «Рено» в Бельгии полноценно в неё входила!) лидирующих команд.

Марк наглядно продемонстрировал интригующую тенденцию, стартующего с поула «Ред Булла», засидевшись на старте и пропустив разом пятерых соперников! Более того, на прямой к «Ле Комб» австралийца оставил не удел и Сутиль, однако полууругваец пожадничал со скоростью на торможении, позволив лидеру чемпионата сохранить статус-кво. И тут, в конце первого же круга, на трассу обрушился дождь! Не такой, как на Нюрбурге три года назад, но достаточный, чтобы все по прямой стали вылетать в «Бас Стоп». Притом корректностью отличился только Баттон, на старте прошедший пару «Ред Буллов». Атакуя Кубицу, в отличие от соперников Дженсон вернулся назад на финальный апекс «Автобусной остановки», пропустив таким образом Феттеля и Массу и повредив себе левую торцевую пластину переднего антикрыла о высокий бордюр шиканы. Эпизод, как затем оказалось, дорого обошёлся действующему чемпиону и, несмотря на то что британец тут же на подходе к «Ля Сурс» вернул себе третье место, а также воспользовался сверхшироким выходом Кубицы в «Радийоне» (который в «Кеммель» отправил в траву Феттеля), приводя «МакЛарен» к дублю, лёгкой гонки Баттону можно было не ожидать.

Впрочем, дела последнего фактического претендента на титул сложились в том же самом месте ещё хуже: Алонсо стал жертвой наезда со стороны Баррикелло. Что удивительно, вопреки серьёзному удару и даже небольшому прыжку, «Феррари» абсолютно не пострадала, потеряв время лишь на развороте, а вот «Уильямс» лишился переднего правого колеса. Рекордный в истории 300-й Гран-при Баррикелло оказался коротким.

Вышедший кругом спустя пейс-кар убил всю сверхинтригу гонки, когда весь пелетон на сликах шёл, как по льду, а аутсайдеры поехали в боксы в надежде что-либо выиграть. SLS находился до окончания дождя, сведя на нет возможность использования разных комплектов (сухая-дождевая) резины. А на рестарте Хэм, удержав напарника позади до «О Руж» больше никаких атак со стороны соперников до финиша не видел. Дженс же вскоре почувствовал все «дивиденды» от повреждённого антикрыла, когда чётко переигравший Кубицу в «Источнике» после рестарта Феттель стал всё активнее наседать на чемпиона.

Едва Себ сел на антикрыло «МакЛарена», как мгновенно образовался паровозик-Баттон, в который входили также и Кубица с Уэббером и Массой, сложившего оружие перед атакой поулмена по внешнему радиусу «Риваж» ещё до выезда пейс-кара. Самым активным в группе был юный Феттель, который решил противостояние столкновением с Баттоном, раскачав свой «Ред Булл» на торможении перед «Бас Стоп» и воткнувшись в радиатор «МакЛарена», мгновенно вскипятив мотор «Мерседес».

Суровая судьба оставила за бортом гонки ни в чём не виновного действующего чемпиона, повторив тенденцию по потере очков с партнёром по «МакЛарену»: как и в начале европейской части, Дженсон сходит в следующей гонке после Льюиса, сохраняя печальный статус-кво. Виновник же инцидента, сменив передний спойлер и догнав и пройдя в «Ля Сурс» Льюцци получил проезд по пит-лейну за спровоцированный инцидент. Знал бы немец дальнейший сценарий своей гонки, неизменно выбрал бы участь сошедшего Баттона... Сначала Витантонио издевательски возвращает позицию, как стоячего пройдя немца на задней прямой. Затем, уже отбыв наказание и вновь догнав итальянца, Феттель проходит конкурента в финальной шикане, но ломает Тонио антикрыло, прокалывая себе колесо! И если Льюцци просто сразу заезжает в боксы, меняя носовой обтекатель, то Себ целый круг на разбортованной покрышке добирается до пит-лейна, возвращаясь на трассу двадцатым в круге, позади даже Кобаяши... События происходящие далее не поднимают немцу настроения, ибо даже в боксах на финальных пит-стопах перед ним очень некорректно выпускают Алонсо. Команда рискует ставить «хэви рейн», для которого, по мнению Себа, недостаточно сыро... Итог: пятнадцатое место и минус второй претендент на титул в этой гонке.

Что же до третьего и самого многострадального ещё с квалификации претендента на чемпионство, Фернандо Алонсо, то ему так же, как и Феттелю, немало крови попортил Льюцци. Имея серьёзное преимущество в скорости и аэродинамической эффективности болида, испанец с лёгкостью прошёл итальянца после «Кеммель», но сверхнизкое лобовое сопротивление «Форс Индии», известное ещё с прошлого года позволило Тонио издевательски сохранить место, намертво заблокировав двукратного чемпиона на пять кругов. Пока кипевший от злости Фернандо жёстко не вышел вперёд по внешнему радиусу «Автобусной остановки», выдавив Льюцци с трассы.

Но далеко Алонсо не уехал, став единственной жертвой дождя на подходящей резине, слишком широко используя скользкий поребрик на выходе из «Мальмеди». Что непозволительно даже новичку Петрову, просидевшему квалу в боксах после дебютного поцелуя отбойника в «Брюсселе», тем более позорно для опытнейшего двукратного чемпиона.

Виталий же сделал выводы из упущенной возможности в субботу и в блестящем стиле наверстал упущенное в воскресенье! Двадцать третья позиция за круг превратилась в 11-ю (!) с попутным проходом Шумахера. Смелый обгон по внешнему радиусу «Ле Комб» Росберга, которого попутно по внешнему радиусу «Мальмеди» обставил и Михаэль, снеся торцевую пластину антикрыла напарника. Девятое место россиянина с перспективой борьбы с Хюлькенбергом, автоматически пропустившего россиянина в результате двадцатисекундной заминки механиков в ходе синхронного пит-стопа. Отличная гонка, если бы не одно но: стратегически ближайшие соперники обыграли штаб «Рено», отвечающий ха гонку Петрова. Два «Мерседеса», последовав примеру Баррикелло, дальновидно поставили на стартовый отрезок «хард» и в боксы не поехали. Кобаяши, останавливавшийся на первых кругах за пейс-каром также проехал следом за «серебряными стрелами», и даже Алонсо, который дважды, второй из которых был уже на рестарте, заезжал в боксы в дебюте гонки, проехал мимо Виталика. Отрывы и небольшая разница в скорости уже не позволили Петрову включиться вновь в борьбу впереди и вся его красивая борьба с «Мерседесами» ни к чему не привела, ознаменовав гонку лишь на девятой позиции...

Гораздо большего на аналогичной с лидерами и россиянином тактике смог добиться Сутиль! В минувший уик-энд, не побоимся этого слова, возможно, была его лучшая гонка в формульной карьере. Не зря Адриан и в Ф3 переигрывал здесь даже Льюиса, сведя счёт к 2:1 в Евросерии на этапе в Спа. В Ф1 сегодня немец просто творил чудеса, после смены резины на «хард» взвинтив темп и показав серию лучших времён гонки, попутно, как стоячих, пройдя Кобаяши, Росберга и Шумахера, вернув своё пятое место! Что стало повторением лучшего результата сезона на «Сепанге», когда Адриан оказался неприступным даже для Хэмильтона.

В Спа Льюис, Роберт, Марк и Фелипе были недоступны для «второго эшелона» команд. И так они бы и в гордом одиночестве друг от друга и финишировали бы, если за десять кругов до окончания гонки не пошёл второй дождь!

Уверенное лидерство Льюиса едва не обернулось сходом, когда «МакЛарен» на сликах соскользнул в «Риваж» прямо по направлению к отбойнику. Невероятно, но колесо болида буквально в миллиметре разминулось со стеной и британский чемпион смог не завязнуть в гравии, сполна использовав свой десятисекундный отрыв от конкурентов. Тогда все поняли, что смена резины на «микст» для финального отрезка обязательна и четвёрка лидеров последними обслужилась в боксах, где произошла ключевая рокировка в борьбе за подиум. Роберт промахнулся мимо «ямы», запоздав с торможением во время регулировки дифференциала для мокрой трассы, и даже оперативное обслуживание механиками «Рено» пилота вне отмеченной зоны не позволили нивелировать ошибку поляка, подарившего «серебро» обладателю поула... Но уже не лидеру чемпионата! Хэмильтон, благодаря третьей победе в сезоне, возвращает упущенное из-за схода месяц назад лидерство, на три очка опережая Уэббера. В свете нерезультативной гонки их трёх конкурентов в борьбе за корону, дуэт будет в фаворе ещё месяц. А Льюис смог вписать-таки своё имя в историю действующих победителей «Спа-Франкоршама», ведь, кроме отобранного у Хэмильтона и переданного Массе, триумфа здесь добивался только Шумахер из всего современного пелетона. И также одну победу аннулировали, сократив их число до шести. Льюису есть куда расти.

Если же говорить о хвосте очковой зоны, то главным героем финала Гран-при стал Росберг. Потерявший время на синхронной переобувке с напарником, Нико одного за другим опередил на рестарте Кобаяши и Шумахера, став первым напарником в истории, одолевшим немца в Спа! Для Михаэля это очередной антирекорд, ведь до этого он ниже второго места в Арденнах не финишировал. Хотя седьмое место при старте с 21-го после наказания за смертельноопасную борьбу с Баррикелло лишь в двух позициях от эффективности победы с 16-го места на старте в 95-м.

Настоящая драма завязалась за последнее место в очковой зоне, где Педро де ля Роза за три круга до финиша ошибся на первом апексе «Ставло» вылетев в гравий и пропустив вперёд борющихся Альгерсуари и Льюцци. Обидно, поскольку Педро прорывался с последней позиции, вследствие штрафа за использование девятого мотора и вновь, как и в Мельбурне и Валенсии в последний момент остался ни с чем.

Однако не всё гладко прошло и в паре Хайме-Тонио, где самый юный пилот чемпионата уверенно отстоял десятое место, но постфактум получил двадцатисекундный штраф, за обгон при помощи срезки, откатившись на 13-е место, аккурат, следом за вчистую поверженным в квалификации и гонке напарником.

Ну, а Формула 1 переезжает в Италию, где на Королевском Автодроме через две недели состоится последний европейский этап сезона 2010. Трасса, где расстановка сил должна переместиться в сторону «МакЛарена» и его интегрального воздуховода, где впервые с Монреаля, возможно, «Ред Булл» потеряет традиционный поул-позишн, а «Феррари» в сложившейся ситуации обязана рисковать, притом что в Монце со времён ухода Шумахера не выигрывала...