3 мин.

Легендарные автодромы (часть 1)

В эпоху так называемых «тилькодромов», уже ставших притчей во языцех, особенно хочется поностальгировать о легендарных автодромах и поговорить об их исторических конфигурациях.

Это пробная запись, и я считаю наиболее логичным начать со ставшей классикой Ф1 трассы – Спа.

 

Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году. Она использовала общественные дороги между бельгийскими городами Франкоршам, Малмеди и Ставелот. Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, прмчём дважды в них добивались успеха россияне - в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй - как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship. C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира.

Долгое время (1921 - 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.

Длина круга за эти годы неоднократно менялась и равнялась:

14980 м - в 1925 году

14861 м - в 1930-1933 гг.

14948 м - в 1934-1937 гг.

14578 м - в 1939-1956 гг.

14177 м - в 1957 году

14096 м - в 1958-1978 гг.

Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял 180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди - Ставело). Он располагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся северный, 120-градусный поворот La Source, к которому вел затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним – крутой (почти на 40 м) спуск к линии "старт-финиш". Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы - 3:27,4 = 244,68 км в час - установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году).

В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м - теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont). В течение 1980 - 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось - переносилось место старта (до сих пор на подъезде к «Красной воде» сохранилась старая стартовая решётка, а правее – питлейн), появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее "скоростном" характере - средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.

В последние годы происходили следующие изменения:

 

6968 м – 1996 – 2001

6963 м – 2002

6976 м – 2004 -2005

7004 м – с 2007 по настоящее время.

 

Ещё раз повторю, что это пробная запись и я приму любую адекватную критику, а также последующие записи буду снабжать комментариями, выражающими моё личное мнение и мнения специалистов.