Легендарные автодромы (часть 1)
В эпоху так называемых «тилькодромов», уже ставших притчей во языцех, особенно хочется поностальгировать о легендарных автодромах и поговорить об их исторических конфигурациях.
Это пробная запись, и я считаю наиболее логичным начать со ставшей классикой Ф1 трассы – Спа.
Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году. Она использовала общественные дороги между бельгийскими городами Франкоршам, Малмеди и Ставелот. Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, прмчём дважды в них добивались успеха россияне - в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй - как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship. C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира.
Долгое время (1921 - 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.
Длина круга за эти годы неоднократно менялась и равнялась:
14980 м - в 1925 году
14861 м - в 1930-1933 гг.
14948 м - в 1934-1937 гг.
14578 м - в 1939-1956 гг.
14177 м - в 1957 году
14096 м - в 1958-1978 гг.
Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял 180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди - Ставело). Он располагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся северный, 120-градусный поворот La Source, к которому вел затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним – крутой (почти на 40 м) спуск к линии "старт-финиш". Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы - 3:27,4 = 244,68 км в час - установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году).
В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м - теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont). В течение 1980 - 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось - переносилось место старта (до сих пор на подъезде к «Красной воде» сохранилась старая стартовая решётка, а правее – питлейн), появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее "скоростном" характере - средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.
В последние годы происходили следующие изменения:
6968 м – 1996 – 2001
6963 м – 2002
6976 м – 2004 -2005
7004 м – с 2007 по настоящее время.
Ещё раз повторю, что это пробная запись и я приму любую адекватную критику, а также последующие записи буду снабжать комментариями, выражающими моё личное мнение и мнения специалистов.
Трасса не принимала этап, а была включена в список зачетных Гран При по которому определяли чемпиона мира.
Почему? Да потому о трассе очень сложно рассказать что-либо интересное если не знать подробностей проводимых на ней гонок, именно от событий(бывает так что они тянуться еще до основания трека) зависит шарм.
По этому если вы решили рассказывать про трассы, советую прикладывать не только статистику, названия поворотов и изменение конфигурации, но и изучить гонки которые случались тут. И вполне может оказаться так, что события других гоночных серий(не Ф1) могут говорить и характеризовать трассу намного красочнее и ярче. Я молчу о современной Ф1, Спа для нее слишком велика.
Также по поводу твоих советов, скажу, что если буду иметь какие-либо подходящие сведения о гонках, характеризующих эти исторические трассы, я буду их обязательно прикладывать. Хотя вообще я имел намерением поговорить именно о конфигурациях и т.п., о том какие автодромы нужны, были нужны и будут нужны Ф1. Я Спа выбрал дляпробной записи не только потому, что там только что закончился Гран При, но и потому что писать своё мнение об этом автодроме я считаю излишним.
Следующие на очереди, по моему плану - Интерлагос и А-1, если хочешь добавить что-нибудь интересное, можешь добавиться ко мне в друзья и прислать ссылку на материалы. Буду рад:)