Итоги сезона. Индикар
Закончился очередной сезон в американских открытых колесах. В нынешней испостаси Индикар пережил уже двадцать первый сезон. Идея серии зародилась еще в 1994-м году. Владелец Индианаполиса Тони Джордж давно хотел создать альтернативу чемпионату CART. Причем альтернативу более доступную и дешевую. Долгое время чемпионаты существовали параллельно, но к 2008 CART (он же Champ Car) потерял все свои активы и в итоге слился с Индикар.
В этом году чемпионат состоял из шестнадцати этапов. Один из них был сдвоенным (Детройт), а также гонка прошедшая в Индианаполисе стала сотой в истории, а выиграл ее новичок, что случалось очень редко.
Team Penske
Чемпионом серии стал французский гонщик Симон Пажно. Симон проводит в Индикар уже пятый сезон на полном расписании и этот сезон - второй для него в составе команды Пенске. На своем веку Пажно успел стать чемпионом американской серии Ле-Ман, погонять в ChampCar перед его расформированием и даже поучаствовать в австралийском чемпионате V8 Supercars. В прошлом сезоне Пажно практически не отсвечивал, пару раз приехав на подиум в Детройте и Мид-Огайо, заняв в итоге одиннадцатое место и став худшим среди пилотов Пенске.
А вот в 2013-м француз выступал довольно уверенно, заняв третье место в серии. Этот сезон Пажно начал очень уверенно, в первых пяти гонках чемпионата одержав три победы и дважды приехав вторым. После удачного старта последовал ряд невнятных выступлений (Инди 500, Роуд Америка, первая гонка в Детройте), Но даже несмотря на неудачу в Поконо, уверенные гонки в Айове, Техасе, а особенно победа на Honda Indy 200 (благодаря, не в последнюю очередь, нерасторопности пит-бригады Михаила Алешина) укрепили положение Пажно как лидера чемпионата и к последнему этапу в Сономе Симон подошел с большим запасом прочности.
Уиллу Паэуру мало было просто выиграть. Пажно должен был финишировать ниже шестого места, при том, что Уилл должен был победить. Но гонка сложилась таким образом, что Пажно своим финишем подвел черту под своими выступлениями, а в неудаче Пауэра отразились все безуспешные попытки преследователей, которые на 90% позволили Пажно стать чемпионом еще до выхода на старт в Сономе.
Чемпион с кубком.
Пажно прервал серию чемпионств парней из Австралии-Новой Зеландии. Гонщик из Европы в последний раз до этого выигрывал серию в 2011-м году. Англичанин Дарио Франкитти выигрывал чемпионат с 2009-го по 2011-й и еще в 2007-м. Вообще, в двадцать первом столетии американцы выигрывали Индикар всего четыре раза, причем три из этих четырех чемпионств пришлось на Сэма Хорниша-младшего.
Для гонщиков Пенске этот успех третий за последние десять лет. В 2006-м году победу в чемпионате праздновал Хорниш-младший, а в 2014-м году выиграл Уилл Пауэр. Вообще, пилоты Пенске в этом году выступили очень и очень успешно, заняв первые три позиции в чемпионате. Пожалуй, только празднующий на этой неделе 41-летие Хуан-Пабло Монтойя, после неудачи в Индианаполисе стал терять интерес к чемпионату чередуя финиши в нижних пределах топ-10 с откровенными провалами. Даже финиш на третьем месте в последней гонке выглядел скорее случайностью, нежели закономерностью, хотя в начале сезона Хуан-Пабло выглядел полным решимости поквитаться с соперниками за проигранный в последней гонке сезона чемпионат.
Так что гонщикам команды капитана Роджера придется защищать свои позиции в следующем сезоне, ибо планку они задрали очень высокую, а желающих их скинуть с вершины будет предостаточно.
Стеф Карри с фанатами.
Chip Ganassi Racing
Диксон, Канаан и Кимболл в этом году выступили слабее. Трое из четырех пилотов Чипа Гэнасси расположились во второй половине первой десятки и особой борьбы лидерам навязать не смогли. И если Диксон смог выиграть Финикс и Глен, а он, кстати, был действующим чемпионом серии до последних выходных, то остальным рассчитывать особо было не на что. Тони Канаан смог выдать пару ярких гонок, но не смог одержать ни одной победы. На Роуд Америке Канаан был очень близок к победе, но все-таки уступил чуть менее секунды Пауэру. Да и в дальнейшем только в перенесенной гонке в Техасе Канаан мог вырвать победу, а в остальном выступления Тони не впечатляли.
Чарли Кимболл свою последнюю победу одержал 4 августа 2013-го года. Она же, кстати, и первая. В тот год он стал девятым в чемпионате и в этом сезоне повторил свое достижение. Правда, на этот раз Кимболл обошелся вообще без подиумов, но к его чести, Чарли выступал очень ровно, без явных провалов, а стабильность, как говорится, признак класса. Кроме того, в отличие от того же Канаана, чьи годы в Индикар постепенно подходят к концу, Кимболл совсем не стар, в феврале ему будет всего тридцать два года. Так что, если Гэнасси хотят свергнуть триумвират парней Пенске, то ставку кроме Диксона стоит сделать и на Кимболла, если, конечно, он останется в команде.
Тони Канаан в Сономе.
В составе Гэнасси выступал еще один пилот, правда его выступления успешными не назовешь. Макс Чилтон - новичок серии, абсолютно не впечатливший своими выступлениями. Макс, по сути за свою австоспортивную карьеру ничего не выиграл. Речь идет не об отдельных гонках, а о первенствах. Конечно, какие-то гонки он выигрывал в той же Indy Lights в прошлом сезоне он выиграл гонку в Айове. Но за все время не взял ни одного чемпионата. И в этом году Макс всего дважды заехал в топ-10, причем за седьмое место в Финиксе подвергся обструкции коллег за свой стиль вождения. Для Макса эта гонка была единственным светлым пятном. Выстраданное десятое место в Уоткинс-Глен, а в остальном его карьера больше напоминает то, что он показывал в Формуле-1. Много финишей подряд и все за пределами десятки. В общем, Чилтон - балласт для Индикар, но этот балласт будет ездить еще и в следующем сезоне.
Ed Carpenter Racing
Лучшим пилотом из США в этот раз стал Джозеф Ньюгарден. Чемпион Indy Lights долго не мог найти себя в элитном дивизионе опенвилеров, гоняя за команду Сары Фишер, техника которой не позволяла бороться за высокие позиции. Но в этом году сотрудничество с Эдом Карпентером дало свои плоды. Когда Ньюгарден не сталкивался с проблемами, то стабильно финишировал в пределах первой десятки, а гонку в Айове и вовсе выиграл.
Джозеф Ньюгарден.
Ньюгарден, оказался единственным гонщиком команды Карпентера, который провел полный сезон. Сам Эд делил свою машину с чемпионом Pro Mazda и Indy Lights Спенсером Пиготом. Причем Эд Карпентер гонял исключительно на овалах, а Пигот брал управление в свои руки на дорожниках и городских трассах. Но Пигот, кстати, успел еще пару гонок проехать за команду Рэйхолл-Леттерман. Впрочем, несмотря на все это, именно Ньюгарден тянул команду. Ни у Пигота, ни у Карпентера гонки особо не выходили, и если они не сталкивались с неприятностями (у Карпентера 4 схода в шести гонках), то выступления машины №20 назвать успешными было сложно.
Грэм Рэйхолл.
Rahal Letterman Lanigan Racing
Rahal Letterman Lanigan Racing в составе одного Грэма Рэйхолла выиграли перенесенную гонку в Техасе. И в целом несмотря на неровные выступления Рэйхолл замкнул первую пятерку чемпионата. Грэм уже не первый сезон защищает цвета своей команды в одиночку и второй сезон подряд этот молодой, но опытный гонщик проводит на довольно высоком уровне.
Andretti Autosport
Полным провалом закончился сезон как для команды Andretti Autosport, так и для каждого гонщика. Карлос Муньоз, который стал лучшим среди пилотов Андретти провел даже для себя не лучший сезон. Конечно, по сравнению с прошлым годом Муньоз прибавил в количестве набора зачетных баллов, но его старания и старания его партнеров не хватило на то, чтобы одержать хотя бы одну победу в сезоне. Райан Хантер-Рей, чемпион серии 2012-го года четырежды занимал третье место в этом сезоне, но даже это не спасло его от того, что в итоге гонщик не смог подняться выше двенадцатой позиции в этом сезоне.
Наверное, больше остальных повезло Алексу Росси. Американец выступал не совсем за команду Андретти. Ну, вернее, он выступал за команду Андретти, а машину предоставил ему Брайан Херта, поэтому принадлежность к Андретти больше номинальная, нежели фактическая. Но именно Росси стал самым главным ньюсмейкером этого сезона. Алекс выиграл самую престижную гонку сезона - Инди 500 с первой же попытки. И удалось ему это сделать в чертовски красивом стиле, используя топливную концовку.
Стратегия победителя: Победа Алекса Росси на Инди 500.
Безусловно, этот момент стал одним из самых крутых моментов сезона. Зато представителю самой крутой гоночной династии Марко Андретти похвастаться явно нечем. Гонщик выступает в серии уже на протяжении десяти сезонов, но смог одержать всего две победы, последняя из которых случилась в далеком 2011-м году в Айове и больше особых успехов пилот не снискал. Конечно, по сравнению, со своими звездными родственниками Марко вообще не самый талантливый гонщик, но справедливости ради, и не каждый гонщик в Индикаре может одержать даже одну победу. В любом случае, выступление Марко так или иначе на фоне напарников ни коим образом не выделяется.
Schmidt Peterson Motorsports
Переходим к результатам команды Шмидт-Петерсон. В этом сезоне коллектив смог обрести определенную стабильность, особенно после сезона 2015-го года. Напомню, что в прошлом сезоне, лидер команды - Джеймс Хинчклифф получил тяжелые повреждения на тренировке к Инди 500 и выбыл до конца сезона.
Авария Джеймса Хинчклиффа в Индианаполисе в 2015-м году.
Машину Хинча попеременно занимали Райан Бриско и Конор Дэйли. Ни одному, ни второму не дался даже подиум, что уж говорить о победе. Джеймс Джейкс, занимавший машину №7 тоже не блистал результатами, завоев один единственный подиум в гонке в Луизиане, где, кстати, Хинчклифф одержал единственную победу для SPM в том сезоне. А на финальный этап прошлого сезона команда выставила автомобиль №77, место в кокпите занял Михаил Алешин.
В этом сезоне гонщиками команды Сэм Шмидта и Рика Петерсона стали Джеймс Хинчклифф и Михаил Алешин. Интересно, что оба пилота в составе команды попадали в тяжелые аварии и оба сумели вернуться.
Правда, возвращение что у одного, что у другого не вышло на сто процентов идеальным, но все же положительные моменты выделить можно. Даже несмотря на то, что команда закончила сезон вообще без побед, обвинить себя гонщики в этом врядли могут. Хинч, например, был очень близок к победе в перенесенной гонке в Техасе, но не хватило буквально двадцать сантиметров или десятитысячных долей секунды. В свою очередь и Михаил мог одержать победу в Поконо, но достать Уилла Пауэра не получилось. В целом, что Хинч, что Алешин часто сталкивались с проблемами. Зачастую это были инцинденты на трассе. Так, гонка в Мид-Огайо закончилась для Алешина неутешительно исключительно из-за ошибки выпускающего пит-бригады, а между тем, Михаил должен был побеждать в той гонке.
В общем, скорость у команды есть, пара пилотов - молодые и амбициозные ребята, которым еще есть что доказывать и которые готовы доказать, что могут бороться за самые высокие позиции. Прошел, конечно, такой ненавязчивый слушок, что SPM по силам выставить третий автомобиль, тем более достойных кандидатов хватает. Да и в Indy Lights коллектив периодически выставлял аж целых четыре автомобиля. В старшей же серии три автомобиля появились пока только на Инди 500 и в целом Ориоль Сервия показал неплохой результат. Но все это, конечно, прояснится только ближе к новому сезону.
Джеймс Хинчклифф в Сономе.
A. J. Foyt Enterprises
Команда Эй Джей Фойта провела второй сезон с двумя машинами, но в очередной раз ни Такума Сато, ни Джек Хоксуорт не смогли пробиться на подиум. Про победы говорить не стоит. Долгое время Фойт вообще выставлял только одну машину и пожалуй тот момент, когда и техника и пилот находились в гармонии произошел в 1998-м году, когда Кенни Брак благодаря трем подряд победам в Шарлотт, Пайкс Пик и Атланте смог завоевать чемпионский титул. С тех пор команда пошла по нисходящей. Последнюю, на сегодня, победу Сато одержал в 2013-м году в Лонг Бич. В этом сезоне парни стабильно пролетали мимо подиумов. Японец смог пару раз прорваться в топ-5, а Хоксуорт и вовсе ни разу не попал даже в топ-10. Да и участие Алекса Тальяни в Инди 500 не сильно помогло. В общем, команда пережила очередной тяжелый сезон, но и следующий не обещает быть простым.
Джек Хоксуорт.
KVSH Racing
Честь KVSH Racing практически в одиночку отстаивал французский пилот Себастьян Бурдэ (я специально не концентрируюсь на участниках Инди 500, ибо разовый выход на старт того же Стефана Уилсона большой погоды не сделал). В прошлом году напарником Бурдэ был монегаск Стефано Колетти, но в этом сезоне команда ограничилась одной машиной, тем более, что Бурдэ, в принципе, выступил на том же уровне. Одержал дежурную для него победу в Детройте, набрал всего на два очка меньше, нежели в прошлом сезоне, поконфликтовал с Михаилом Алешиным, да и пожалуй все.
Честно сказать, особых перспектив что у команды, что у ее пилота пока не видно. Вероятно, четырехкратный чемпион серии CART продолжит выступления за свою команду, но KVSH Racing пока не выставляли заявку на участие в чемпионате, так что, поживем - увидим, как сложится карьера гонщика, которого в России не очень-то жалуют.
Себастьян Бурдэ.
Dale Coyne Racing
Из регулярных участников чемпионата мы не обсудили выступление команды Dale Coyne Racing. В этом году команда продолжила ротацию пилотов, но, в отличие от прошлого сезона пилотов за рулем автомобилей №18, 88, 19 и 63 было пятеро - Конор Дэйли, Лука Филиппи, Габби Чавес, Пиппа Манн и Ар Си Энерсон. Причем, на этот раз Конор Дэйли был утвержден в качестве пилота полного расписания и сменил болид только один раз. В честь погибшего Брайана Клосона, который при поддержке Дэйла Койна в команде Jonathan Byrd's Racing гонялся в гонке Инди 500, Конор Дэйли на трассе в Поконо ехал за рулем машины №88. В целом, Дэйли выступил довольно неплохо, завоевав второе место в первой гонке в Детройте.
В целом же, прошедший сезон серии Индикар подарил нам много интересных и зрелищных гонок, борьба в которых велась до самого последнего сантиметра. В следующем году команды будут использовать аэрообвесы той же спецификации, которые использовались в этом сезоне, так как руководство серии приняло решение заморозить доработку аэродинамических элементов, чтобы к 2018-му году все могли использовать единые обвесы.
Кроме того, в новом сезоне будет на один этап больше. В чемпионат вернулась трасса Гейтуэй, которая находится в Мэдисоне, Иллинойс. Гонка на этом овале пройдет в конце августа. Последний раз гонка серии проводилась здесь в 2003-м году и победу в ней одержал Элио Кастроневес.
Осталось только пережить межсезонье, которое закончится в марте. Ну, а "Американские гонки" постараются помочь скрасить это скучное время.