Гоночное многообразие
Пока в премьерных американских гоночных сериях снова не возобновилась ожесточенная борьба, блог "Американские гонки" решил узнать, как там дела у чемпионатов рангом пониже, бюджетом поскромнее, да публикой поменьше.
NASCAR Pinty`s series
В Pinty's Series проводится уже девятый сезон. До этого у канадцев был вполне себе свой CASCAR, который в 2006-м году был разогнан, то есть расформирован и на обломках самовластья, в сентябре 2006-го NASCAR объявили, что берут канадскую серию под свое крыло. Первым чемпионом серии стал молодой на тот момент гонщик Эндрю Рейнджер. Ему хватило одной победы и стабильного выступления, чтобы опередить опытного Ди Джея Кеннингтона.
На данный момент серия незначительно отличается от высшего дивизиона в организационном плане. Правда, на регулярной основе в гонках участвует человек шестнадцать. Да и если Sprint Cup иногда впихивается в полумильники, то Pinty`s series без проблем помещается на овалы длиной в одну треть мили, а иногда в одну четверть оной. Зато канадский NASCAR использует для гонок автодром имени Жиля Вильнева. Правда, в этом сезоне обошлись без него.
Последняя на сегодня гонка Bumper to Bumper 300 прошла 21 августа в Антигонише на овале в 1/3 мили. Большую часть дистанции лидировал знаменитый Алекс Тальяни. Правда, из-за столкновения с Гэрри Клаттом и Марком Дилли, Тальяни смог финишировать лишь девятым.
Алекс Тальяни.
Победу в гонке и лидерство в чемпионате захватил новичок серии, парень, абсолютно реднекского вида - Кэйден Лапцевич. Гугл по запросу его имени выдает просто умопомрачительные фотографии. Тем не менее, парень довольно уверенно провел заезд, постоянно отираясь в группе лидеров, а в нужный момент выйдя вперед и упершись до финиша запарковал свой Додж на Виктори Лейн.
Первый чемпион серии - Эндрю Рейнджер также, как и Лапцевич одержал две победы в серии и держится на втором месте в чемпионате, отставая от лидера, набравшего 373 балла, всего на двенадцать пунктов. Тройку же, с 341 очком занимает вышеупомянутый Алекс Тальяни, но он провел на одну гонку меньше, чем Лапцевич и Рейнджер, а также имеет в своем активе три победы и бесценный опыт.
В Pinty`s series нет никакого "Чейза", поэтому чемпионом будет объявлен пилот, который наберет больше всех баллов. На данный момент в дивизионе осталось провести всего три гонки. Ближайшая из них, Can-Am 200, пройдет на знаменитом автодроме Моспорт Парк. Причем, проходить она будет в один день с гонкой серии Sprint Cup. А там, как известно, пройдет легендарный throwback-этап, в котором на машинах гонщиков будут винтажные ливреи. Поэтому, канадский NASCAR будет находиться несколько в тени своего старшего американского брата, но тем не менее, гонка на дорожнике обещает быть интересной.
Затем, не снижая оборотов, последуют еще два этапа, которые состоятся 10 и 17 сентября, после чего гонщики смогут отметить окончание сезона и попробовать свои силы, например, в CWTS, тем более, что для некоторых из них, Pinty`s series является своеобразным трамплином в более престижную американскую серию.
В любом случае, последить за этим чемпионатом будет довольно интересно, особенно, учитывая, что за чемпионскую корону борятся гонщики трех разных поколений.
ARCA Racing series
В нынешнем сезоне ARCA, об одной из легенд которой я рассказывал ранее, насчитывается целых двадцать этапов. Правда, серия все больше движется к тому, что в календаре скоро останутся только бетонные овалы. В этом году только единожды пилоты посетили дертовый трек и один раз дорожный.
Вот как раз 21 августа очередной этап прошел на дертовом овале в Иллинойсе. К сожалению, я не видел этот этап даже нарезками, поэтому могу только констатировать победу Джастина Хэйли, для которого эта серия не является основной. Но, к Хэйли мы еще вернемся. Из интересного на этапе можно отметить выступление единственного иностранца серии в этом сезоне. И иностранцем этим является девушка из Канады - Сара Корнетт-Чин. Она, также как и Хэйли не выступает на полном расписании, но выглядит в серии вполне достойно, лишь пресловутый дерт не покорился симпатичной канадке.
Сара Корнетт-Чин.
Лидером же дивизиона является некий Чейз Бриско. Не знаю, является ли он родственником Райану Бриско, который в составе команды Пенске закончил чемпионат 2009-го года серии Инидкар на третьем месте. В общем, этот Чейз Бриско довольно уверенно проводит сезон, одержав в 15-ти из двадцати этапов четыре победы и четырнадцать раз заехав в топ-10. Пожалуй, только гонка в Салеме стала для него разочарованием, принеся лишь шестнадцатое место в протоколе. Поэтому, несмотря на пять оставшихся гонок, есть все доводы к тому, что этот парень возьмет чемпионскую корону в ARCA.
Серия заканчивается 14 октября сего года и до окончания осталось пять этапов. Все они пройдут на овалах, причем все овалы, которые остались представляют из себя шорт-треки, поэтому, интересные гонки там еще будут. Ну а кроме всего прочего в гонках данной серии иногда принимают участие пилоты из NASCAR, поэтому там можно увидеть, к примеру, молодого Коула Кастера, который в CWTS находится на девятой позиции в общем зачете. Иногда в гонках серии принимает участие старший брат Брэда Кезеловски, который, судя по внешнему виду, съедал все бифштексы у младшего. В общем, и в ARCA есть на что посмотреть.
NASCAR K&N Pro Series West
Серия, организованная в 1954 году проводит вот уже черт знает какой по счету сезон. K&N Pro Series делятся, соответственно, на Западную и Восточную серии и являются самыми крупными региональными гоночными сериями сток-каров США. Естественно, эта серия является трамплином для юных пилотов в святая святых NASCARа - Sprint Cup, а также прибежищем для "сбитых летчиков", ну и кроме всего прочего тренировочным полем для более опытных и крутых гонщиков.
Тодд Джиллилэнд.
Все гонки данной серии проводятся на коротких овалах, за исключением этапа в Сономе. Сезон насчитывает 14 гонок и, как и в вышеописанных сериях, никакого "Чейза" нет. Победителем становится пилот, набравший больше всех очков.
В этом сезоне очень и очень высокий темп задал Тодд Джиллилэнд. В девяти этапах, этот 16-летний (!!!) пацан пять раз одерживал победу, восемь раз заезжал не то что в топ-10, а в топ-5. Только в Сономе, на дорожнике не получилось продемонстрировать свои скиллы. Так что пока кто-то там говорит о талантливом юноше Уильяме Байроне, в CWTS или даже в Xfinity в следующем сезоне может объявится парень 2000-го года рождения.
Расклад в чемпионате, соответственно, в пользу этого быстрого юноши. Райан Партридж, проводящий второй сезон в серии и Крис Эгглстоун, который засветился в CWTS не могут ничего противопоставить задиристому юнцу и на двоих одержали всего три победы. Выручить их может только невероятная стабильность результатов. Но необходимо учитывать, что и Джиллилэнд не давал осечек на овальных треках.
Джулия Ландауэр.
Серию, безусловно стоит посмотреть не только ради того, чтобы увидеть, как школьник выносит студентов американских вузов, а хотя бы из-за уроженки Нью-Йорка, симпатичной Джулии Ландауэр. Она, также как и Джиллилэнд, является дебютанткой серии и пока не хватает звезд с неба, но в отличие от того же Джиллилэнда и Эгглстоуна, выдавливавших друг друга в Сономе, Джулия довольно уверенно провела заезд и финишировала на одиннадцатой позиции. На данный момент она идет в чемпионате на восьмой позиции и восьми из девяти этапов финишировала в топ-10.
Также этот сезон является дебютным для 29-летнего Джессе Ивуджи. Не пойму, почему так мало чернокожих парней принимает участие в гонках NASCAR. Льюис Хэмилтон уже всему миру трижды доказал, что если черному парню дать хорошую машину, то он может укатать любого. Правда про Джессе это сказать сложно. Гонщик выступает очень неровно. Отстает от лидера на 123 очка (у Джиллилэнда 384) и в топ-10 приезжал только на четвертьмильном овале в Сан-Бернардино. Но не всем же черным парням делать карьеру в хип-хопе. Очень, надеюсь, что дела у него пойдут в гору, тем более, что в той же Сономе, он смотрелся очень неплохо в первой части гонки.
Джессе Ивуджи.
Ну, и разумеется, за серией стоит последить, если вы, как и автор статьи являетесь большим фанатом Чейза Эллиотта и вам нравится смотреть, как этот парень раз в сезон приезжает в серию, где до этого провел одну и гонку и неспеша на третьей скорости проводит весь заезд, включая высокую передачу только за десять кругов до финиша и обставляя соперников, как стоячих.
Итак, до конца K&N Pro Series West осталось провести пять этапов, один из которых будет сдвоенным. На каникулы гонщики уйдут 15 октября.
K&N Pro Series East
В прошлом году Уильям Байрон выиграл Восточную серию в упорном соперничестве со Скоттом Хеккетом и Остином Хиллом и отправился на повышение в CWTS, а теперь стало известно, что он на следующий сезон уже будет пилотом команды Дейла-младшего в Xfinity. Действительно, участвуя в K&N Pro Series можно построить хорошую карьеру, имея при этом талант, упорство, трудолюбие, а также хорошие отношения со спонсорами. Именно это пытается доказать второгодка серии Джастин Хэйли. Сейчас он лидирует в серии, но уже дважды был бит пацаном с запада, Тоддом Джиллилэндом. Второй раз пришелся на предпоследний на сегодня этап в Айове. Тем не менее, Хэйли имеет очень хорошие шансы взять чемпионат и с надеждой смотреть в будущее.
Джастин Хэйли.
Не стоит забывать, что Хэйли, в принципе, такой же пацан, как и Джиллилэнд (Хэйли родился в 1999) и вообще предпочитает бейсбол. Тем не менее, Джастин уже провел пять гонок в CWTS, а в Финиксе так вообще в топ-10 попал.
Честно сказать, у Хэйли особых соперников в серии нет. Идущий на втором месте в таблице Кайл Бенджамин вообще не одержал ни одной победы. Остальные выступают ни шатко ни валко, то выигрывая, то финишируя во втором десятке. Разве что на упомянутую ранее Сару Корнетт-Чин можно взглянуть.
Серия закончится 30 сентября после четырнадцати гонок, даже раньше, нежели Западный дивизион, и сдается мне, что если Хэйли выиграет одну из двух ближайших гонок, ему можно навешивать чемпионскую корону и отправлять всех по домам.
NASCAR Whelen Modified Tour
Сумасшедшие гонки на сумасшедших машинах. Что-то напоминающее спринткары на широченных колесах. Сезон 2016-го года состоит из 17-ти этапов. Одиннадцать из них уже прошли. Ближайший состоится уже в эти выходные и пройдет на овале в Риверхеде.
Посмотреть стоит ради того, чтобы увидеть, как эти сумасшедшие люди на машинах больше напоминающих выкидыш экскаватора пытаются выяснить, кто из них сильнейший. Пока в чемпионате лидирует Даг Коби. Он же и является чемпионом двух последних лет. В прошлом сезоне Коби неслабо закусился за титул с Присом и Питкатом. Лишь победа в последней гонке позволила ему защитить титул чемпиона. На данный момент соперники Коби выступают слабее, поэтому лидеру надо просто спокойно доезжать в топ-10, не позволяя оппонентам сильно себя переигрывать и очередной титул никуда не уйдет.
Не будем, пожалуй, влезать в совсем уж дебри и говорить о мелких региональных чемпионатах, которые проводятся в пределах одного-двух штатов, а перейдем к открытым колесам, ведь, кроме Индикара в США есть еще пара интересных серий.
Indy Lights
Серия Indy Lights появилась еще в далеком 1986 году, как серия поддержки чампкаров. Свое нынешнее название серия обрела в 1991 году и с 2001 года она является серией поддержки Indy Car. В прошлом сезоне победу в серии одержал Спенсер Пигот, конкуренцию которому пытался составить Джек Харви, но во второй половине чемпионата его было не видно. Даже Макс Чилтон сумел провести последние четыре гонки ярче и завоевал пятую позицию в чемпионате, а с этого года перебрался в "высшую лигу".
Сантьяго Урручиа.
Сезон 2016 Indy Lights состоит из восемнадцати этапов. Некоторые из них сдвоенные, как например, финальный этап, который пройдет на трассе Лагуна Сека. Но до этого пилоты 3 сентября выйдут на гонку в Уоткинс-Глене, по сути, предпоследнем этапе чемпионата.
Гонки этой серии также носят бескомпромиссный характер и не менее интересны этапов старшей серии. Вообще, для фанатов IndyCar младший дивизион - отличная затравка перед сражениями старших товарищей.
Лидером этого года является молодой уругваец Сантьяго Урручиа. Изначально парень пробовал себя в Европе, как и большинство ребят, гоняющих на открытых колесах, но успеха он там не снискал и принял решение в очередной раз пересечь Атлантику и попробовать себя в младшем Инидкаровском чемпионате Pro Mazda Championship (о нем речь ниже). Успех пришел в первый же год. Три победы и уверенное выступление по ходу всего сезона заинтересовали команду Шмидт-Петерсон Моторспортс и Урручиа продолжил выступления уже во втором дивизионе Индикар. Он также уверенно лидирует, как и в прошлом году.
Сейчас на счету уругвайского гонщика 309 очков и три гонки в запасе. На второй позиции находится (внимание!) гонщик из Объединенных Арабских Эмиратов - Эд Джонс. У него 293 балла в активе и огромное желание победить в чемпионате, ведь прошлый сезон он начал с трех побед, но позже забуксовал и опустился на третью строчку.
Отличным соперником этим парням оказался бы и Феликс Розенквист, но, к сожалению, швед не находится на полном расписании. Он пропускал Роуд Америку и этап в Айове, вернувшись на сдвоенный этап в Торонто и выиграв обе гонки. Не знаю, продолжит ли Розенквист вуступление в Indy Lights, но шансы на хорошее итоговое место у него остаются.
Феликс Розенквист (на переднем плане).
Итак, Indy Lights проведет еще два этапа. 3 сентября состоится гонка в Глене, а 10 и 11 сентября серия проведет самостоятельный выезд, закрывая чемпионат на живописной Лагуна Сека.
Pro Mazda Championship
Третий дивизион системы Индикар. Серия была образована в 1991-м году. В нынешнем виде серия обрела себя в 2013 году. Тогда ее выиграл Мэттью Брэбхем, пробовавший себя в этом году в Индианаполисе. А годом спустя чемпионом стал Спенсер Пигот, про прошлый сезон мы уже упомянули.
На настоящий момент на регулярной основе в чемпионате выступает всего двенадцать пилотов, но от этого он не становится менее напряженным. Чемпионат делится на общий зачет и национальный класс. Во втором выступают только американские пилоты, но выступают на неполном расписании. Лучший из пилотов "национального" Бобби Эберле не поднимался выше шестого места.
Ну, а в общем зачете борьба идет преимущественно между американцем Аароном Телитцем и мексиканцем Патрисио О`Уордом. До поры до времени они обменивались победы и за счет более стабильных выступлений Телитц вышел вперед. Правда в последней гонке их доминирование прервал французский пилот Нико Ямин. Именно он одержал победу в Мид-Огайо.
Лидер чемпионата Аарон Телитц (слева).
В Pro Mazda Championship осталось провести один этап и серия будет своеобразной гонкой поддержки для Indy Lights, так как этот этап пройдет на все той же Лагуна Сека 10-11 сентября.
U.S. F2000 National Championship
Как говорится на странице серии - чемпионат - первый шаг на пути к главной серии, к IndyCar. Есть, конечно, еще чемпионат F1600, в котором лидирует Нил Верхаген, но речь пока не о нем.
Никита Ласточкин.
В данном чемпионате, как и в самом элитном дивизионе есть за кого можно переживать. Никита Ласточкин проводит в чемпионате уже второй сезон. Он является единственным представителем России в данной серии. По словам самого Никиты, в США он попал в 16-летнем возрасте и его родители ни коим образом с автоспортом не связаны. Гоняться парень стал уже в довольно зрелом возасте (сейчас ему 26). Он прошел обучение в гонщицкой школе Скипа Барбера и успешно выступал в младших классах региональных первенств машин с открытыми колесами. В конце 2013-го года Никита стал сотрудничать с командой Team Pelfrey и в 2014-м участвовал в чемпионате F1600 Championship. Пропустив первый этап Ласточкин уже в четвертой и пятой гонках сумел подняться на подиум. В течение сезона он также завоевал одну поул-позицию а в Уоткинс-Глене установил рекорд круга в классе.
Никита Ласточкин.
В прошлом году Ласточкин закончил сезон на седьмом месте, набрав 193 очка. Лучшим результатом стало пятое место на Лагуна Сека. В этом году он также добился пятого на места на Barber Motorsports Park. Правда, он пропустил гонку в Индианаполисе, но очень надеюсь, что Никита достойно выступит на последнем этапе 10-11 сентября.
А вообще, лидером чемпионата является австралиец Энтони Мартин, одержавший уже семь побед и набравший 347 очков. Что-то противопоставить ему может разве что канадец Паркер Томпсон, имеющий в своем активе четыре победы и 326 баллов.
F1600 Championship Series
В 2011-м году Клуб спортивных автомобилей Америки санкционировал создание данного чемпионата. На удивление хорошо в нем проявили себя скандинавы. Кроме американцев титул чемпиона в данном классе опенвилеров брали финн Матиас Кёйккя в 2012 и норвежец Айла Агрен в 2014.
Свежих видео я не нашел.
Чемпионат состоит из семи этапов, каждый из которых включает в себя три гонки. В лидерах чемпионата Нил Верхаген - 579 очков. На второй позиции - Филлипп Денес, у него 561 очко. На третьем - Питер Портанте - 523 балла. Чемпионат завершится в октябре.
Один из этапов F1600 Championship Series.
Trans-Am
Чемпионат, имеющий очень насыщенную историю, изначально называвшийся Трансамериканский чемпионат среди седанов. Одно время популярность чемпионата упала настолько, что в 2006-м году он просто не проводился, но потом SCCA взял дело под свой контроль и сейчас чемпионат существует в формате четырех классов: TA, TA2, TA3-American Muscle, TA3-International.
За рулем - Брюс Несбитт.
На данный момент чемпионат примечателен тем, что наряду с гонщиками молодого и среднего возраста соревнуются, даже не ветераны, а, на мой взгляд, люди, которые, судя по всему, принимали участие еще в самых первых чемпионатах в шестидесятых годах двадцатого века.
Вот, например, фото Грэга Пикетта, который в 2015 году занял 23 место в классе TA
Грэг, на минуточку, дебютировал в серии в далеком 1975 году. В 2009-м году он прекратил гоняться, но по его словам, обсудив все с женой решил вернуться в гонки, чтобы отметить сороковую годовщину дебюта. Очень круто, что человек настолько живет и болеет гонками. Честь ему и хвала, что он до сих пор находит силы для участия в чемпионате, но лично мне кажется немного странным, что количество спортсменов, возраст которых является предпожилым составляют половину пелетона серии.
Тем не менее, чемпионом 2015 года в серии TA стал не ветеран гонок и не прыткий юнец, а женщина - Эми Руман. Она одержала восемь побед в 12-ти гонках и по праву примерила корону лучшего гонщика серии Trans-Am. Эми родилась в 1974 году и в серию попала в возрасте 25-ти лет, в 1999 году.
Эми Руман.
В сезоне 2016 она продолжает гоняться в собственной команде, надеясь защитить чемпионский титул. О ней я подробнее расскажу после окончания сезона.
А сейчас хочу сказать, что серия Trans-Am находится на экваторе. Осталось провести еще шесть гонок, ближайшая из которых пройдет на трассе Роуд Америка уже в эти выходные - 27 августа.
WeatherTech SportsCar Championship
Этот чемпионат, кто не знает - гонки на выносливость. Сезон 2016-го года всего лишь третий, который организовывается под эгидой IMSA. Нередко названием организации называют и серию, но это не совсем корректно. IMSA сочетает в себе несколько серий. И именно WeatherTech SportsCar Championship является премьерной серией, в состав которой входит знаменитая гонка 24 часа Дайтоны.
Кстати, доступность и освещение в интернете этого марафона в 2016-м году прошло просто на высочайшем уровне!
Итак, разные гонки, разные классы. Вообще, в этом сезоне все гоночные классы принимают участие только в четырех гонках. Это упомянутая 24 часа Дайтоны, 12 часов Себринга, 6 часов Уоткинс-Глена и 10-ти часовой Маленький Ле-Ман на трассе Роуд Атланта.
В классе Prototype, в 24-ч часах Дайтоны принимала участие российская команда SMP Racing на шасси BR Engineering BR01, а также в классе GT Le Mans SMP выставила Ferrari 488 GTE. Экипажи заняли девятое и десятое место в своих классах.
В ближайшие выходные пройдет гонка Michelin GT Challenge для GTLM и GTD и пройдет она на трассе Virginia International Raceway. Завершится же сезон первого октября Маленьким Ле-Маном на трассе Роуд Атланта.
NHRA Mello Yello Drag Racing Season
NHRA - это драг рейсинг. В США официальное начало драг получил в 1965 году. Серия включает в себя четыре разных лиги:
Top Fuel
Это машины, обладающие самым быстрым разгоном в мире самая быстрая категория. Скорости в 100 миль эти монстры достигают за 0.8 секунды. Самым титулованным гонщиком является Тони Шумахер, представляющий команду Вооруженных сил США. Тони одержал 81 победу в своей категории.
Funny Car.
Отличаются от большинства драгстеров тем, что авто выполнено в переднемоторной компоновке и в дремучие времена больше напоминало обычные, серийные автомобили. Теперь же из более-менее стандартного набора у "Забавных машин" только шасси, а вот верх выполнен из фибергласса или карбона. В 2008 году из-за гибели Скотта Калитты NHRA сократила дистанцию со стандартных 1/4 мили до 1000 футов. Рекордсменом этой категории по победам является Джон Форс. Его дочери, кстати, пошли по стопам отца. Последним чемпионом - Дэл Уоршэм.
Pro Stock.
Этот класс изначально - серийные автомобили, от которых ныне сохранились лишь очертания. Узнать "модель" можно в основном по надписи. Согласно правилам NHRA этот класс не использует никаких турбин и подобных модификаций. Зачастую его называют "all motor". Уоррен Джонсон - лидер категории по победам. Последний чемпион - Эрика Эндерс-Стивенс.
Pro Stock Motorcycle.
Категория была введена в 1987 году. Последним чемпионом является Эндрю Хайнс.
Сезон в NHRA составляет 18 этапов регулярного чемпионата, по итогам которого начинаются раунды на выбывание. Всего шесть раундов. Введено было в 2007 году ради повышения зрелищности. Соревнования проводятся по олимпийскому принципу. То есть, пара гонщиков выясняет, кто из них быстрее. Победитель попадает в следующий раунд и так до финала. Соответственно занятому месту распределяются и зачетные баллы, определенное количество которых позволит или не позволит попасть в раунды на выбывание.
Закончится сезон 13 ноября, тогда же будут известны и чемпионы основных классов.
На этом позвольте завершить статью. Классов и гоночных категорий в США еще целая куча, но даже за теми, которые описаны здесь не всегда удается уследить, не то, чтобы увидеть уик-энд в полной мере. Но по окончанию каждого из описаных чемпионатов постараемся рассмотреть их подробнее, выделить героев и неудачников.