Ясухиса Араи: «Для того чтобы победить топ-команды, мы должны были создать что-то радикальное»
Руководитель автоспортивного подразделения «Хонды» Ясухиса Араи рассказал о сложностях при работе с двигателем, с которыми японская компания столкнулась в первый год после возвращения в «Формулу-1».
«Из-за славного прошлого «Макларен-Хонды» ожидания от возобновления сотрудничества сразу же были очень высоки. Большинство болельщиков знают о наследии «Макларен-Хонды», поэтому они ожидали, что по возвращении в «Формулу-1» мы сразу же будем конкурентоспособны. Очевидно, что это оказалось не так.
С победных для «Макларен-Хонды» дней «Формула-1» сильно изменилась. Нынешние технологии стали сложнее и тоньше, и создать хороший гоночный болид очень непросто. Мы знали, что нам будет непросто, но, вероятно, не представляли насколько.
Мы считаем, что компактная конфигурация нашей силовой установки в итоге станет конкурентоспособной. Однако мы также знали, что поначалу столкнемся с проблемами с теплоотдачей. Теперь мы знаем, на какие именно области влияет данный фактор, и во второй половине сезона поставим на силовую установку новые детали, которые должны решить эту проблему, а также повысить мощность двигателя и нашу конкурентоспособность.
Я точно не представлял себе уровня технологий, с которым нам предстоит иметь дело. Но при этом я уверен в направлении, выбранном нами при работе с силовой установкой. Для того чтобы победить топ-команды, мы должны были создать что-то радикальное. Именно такова наша конечная цель – победить лучших.
Регламент в отношении силовой установки очень сложен, поэтому даже неполадки одного небольшого компонента могут запустить эффект домино и привести к появлению проблем в других областях.
Попробую объяснить данный эффект домино на техническом примере. Если вы пытаетесь накапливать энергию с помощью генератора MGU-H, это начинает оказывать серьезную нагрузку на трубину. Когда турбина работает в условиях столь сильного давления, она не может оптимально справляться со своими функциями – а именно поставлять в двигатель достаточно воздуха, что приводит к снижению уровня выходной мощности. В результате компоненты силовой установки только мешают друг другу, вместо того, чтобы работать как единое целое.
Подобная техническая цепная реакция приводит к тому, что техника начинает отказывать чаще, чем это предусматривалось. Сложность заключается в том, что вы не можете проводить необходимые расчеты, не выпуская болид на трассу», – цитирует Араи ESPN F1.
Японцы все чаще демонстрируют непонимание сложных концепций, например, в Фукусиме размещение резервных генераторов в системе охлаждения реактора на случай наводнения в подвале(!), еще ниже реактора. Это побило даже то, что сделал персонал в Чернобыле.
Ну и эта страсть к компактным силовым установкам. Выигрываем полпроцента в аэродинамике, проигрываем десять процентов в мощности. Отличный расчет. А охлаждение пропорционально квадрату размера установки, в общем случае. И не забывайте ресивер для охлаждения газа после турбины. Именно поэтому турбомоторы больше старых атмосферников, как ни странно. Эта та самая причина, по которой в середине войны поршневые самолеты с огромными радиальными моторами обошли вроде бы компактные и аэродинамичные установки с водяным охлаждением - у тех не хватало поверхности системы охлаждения.
Что теперь, испарительное охлаждение внедрять? Не поможет, будут моторы гореть. Мда, нету Дзиро Хорикоси.
Двигатели с водяным охлаждением остались в конкуренции только из-за дополнительных контуров охлаждения на масле и масляных радиаторов с высокой температурой теплоносителя.
Кстати, когда законодатель мод германского и австро-венгерского автомобилестроения Порше начал повышать мощность моторов воздушного охлаждения в заднемоторных машинах, он практически добавил масляные радиаторы.
Что касается Хонды, то перспективы у них нехорошие. Есть ведь такое понятие, как технологическое отставание. Они на год позже приступили к разработке, еще на год позже испытали на трассе и даже сейчас их отставание только увеличивается, потому что пока они учатся и набивают шишки, конкуренты давно поняли суть проблем и работают в конкретном направлении. Хонда станет конкурентоспособной, если Мерседес и Феррари прямо сейчас остановят работу над своими проектами и уснут года на три. Тогда в 2018 Алонсо может даже попадет на подиум.
Единственное, что меня смущает в концепции СУ Хонды, это то, что для заменены MGU-K им нужно полностью разбирать заднюю часть машины и снимать двигатель. А это время, которого у команд во время уик-энда не много. Кстати, вроде бы именно кинетический генератор страдает от перегрева. Да и вообще. Он находится между бензобаком и мотором. Электрическая штуковина рядом с воспламеняющейся жидкостью. Нет, я понимаю, изоляция есть и всё такое, но всё же. Конечно, несмотря на это, я желаю им удачи.