«В Якутии поставили экран и болели за меня». Она выступила на Олимпиаде с другим флагом, но герой на родине
Сардана Трофимова рвалась в Париж долго и трудно. Этот путь был похож на марафон, только с препятствиями. Поэтому для Сарданы уже выйти на старт было победой.
Она много лет была абсолютно лучшей в России, но дважды подряд оставалась без Олимпийских игр. В Рио-2016 у нас не ездил никто, кроме Дарьи Клишиной, в Токио-2020 – всего 10 человек, Сардана в их число не попала.
– У меня пропала мотивация тренироваться, – говорила она после Токио. – Я была раздавлена, хотя старалась это отрицать. Спортсмену нужна новая ступень, чтобы развиваться, а у нас этого нет уже седьмой год. Тогда и поняла, что это [смена гражданства – Спортс] единственный выход.
Оставшись не только без олимпийских перспектив, но и вообще без международных стартов, летом 2022-го Трофимова поменяла гражданство на киргизское. Она часто проводила в Кыгрызстане сборы, и руководство страны пошло ей навстречу.
Но для попадания в Париж еще нужно было выполнить олимпийский норматив – 2:26:50. Личный рекорд у Сарданы выше (2:24:38), но он показан в хорошие времена свободного выезда на топ-марафоны.
Выполнить норматив Трофимова пыталась трижды. В последней попытке была близка – 2:27:32 в Ганновере. Казалось, на этом с олимпийской мечтой можно попрощаться.
Но Сардану снова выручил Кыргызстан. Оказалось, что у страны нет в легкой атлетике ни одного спортсмена с нормативом. И по правилам World Athletics, в таком случае страна может выставить одного в любой дисциплине.
Выбрали Трофимову.
На родине в Якутии Сардана – по-прежнему легенда. Ее любят и простые люди, и чиновники. Так, депутаты республиканского Госсобрания предложили платить ей пожизненную стипендию в случае олимпийской награды. А за бронзу на Азиатских играх Сардана уже получила от Якутии миллион рублей.
Депутаты Светлана Журова и Дмитрий Свищев негодовали, но якуты продолжают считать Трофимову своей.
На олимпийском марафоне Сардана совершила почти чудо. Попав туда даже без норматива, лидировала на середине дистанции, а до 30-го километра держалась в лидирующей группе с африканками.И даже несмотря на то, что убийственный подъем ее подкосил, все равно прибежала 14-й с лучшим результатом сезона (2:26:47) и выполнила-таки олимпийский норматив, пусть и на самой Олимпиаде!
Мы поговорили с ней после финиша.
«Я все равно якутка. У нас своих не забывают»
– Да, три секунды! – так отреагировала Сардана, когда узнала точный результат в смешанной зоне. – Я рада, тем более, на такой трассе. Так долго старалась разменять 2:26:50 и в Париже сделала.
– В начале дистанции ты держалась в лидерах.
– Они бегут рывками, 3:35 (темп на километр – Спортс), а потом резко делают 3:10, а потом опять 3:20. Я старалась держать темп в районе 3:25 – 3:30. Но горки тяжелые, я там встала, километр получился 4:20 или даже хуже. Я таких горок вообще не помню за все годы, что бегаю.
Мы знали, что будут горки, готовились к ним в Кисловодске. Но получилось «ожидание – реальность». В жизни все еще тяжелее, чем мы думали. Хотя в целом я все равно темп держала. Если бы ноги были не готовы, я бы отстала.
– Ты столько лет пробивалась на Олимпиаду. Она оправдала ожидания?
– На 100%. Я кайфанула! Когда бежала, у меня аж мурашки были. Такая нереальная поддержка, аура, город... Фантастика.
– Дома в Якутии тебя поддерживали?
– Мне сказали, что у нас поставили большой экран и там показывали марафон. Представляю, что там творилось!
У меня недавно взломали вотсап, так что я была не на связи. Но все равно, везде очень много сообщений. И из Якутии, и из Кыргызстана тоже большая поддержка. Спасибо всем!
– Как так получается: ты сменила гражданство, а дома тебя по-прежнему обожают?
– Я же все равно якутка. На этой Олимпиаде из Якутии пять человек, и всех нас очень-очень поддерживают. У нас своих не забывают.
– Где ты живешь?
– Большую часть времени – в Кыргызстане, там удобно проводить сборы. Но сейчас, после Олимпиады, хочу отдохнуть и побыть дома с семьей, с друзьями.
– Говоришь по-киргизски?
– Немного понимаю. Якутский и киргизский похожи.
«Хассан – сверхчеловек! А еще и в общении классная»
– Ты как никто знаешь, как тяжело без международных стартов. Поэтому в России уровень падает?
– Конечно. Когда ты бегаешь только в России, у тебя планка – вот (показывает на уровне пояса). И ты знаешь, что она там и что этого достаточно. А выходишь на международный уровень – и планка вдвое выше. Когда ты этого не видишь, очень сложно себе представить.
Я не скажу, что у меня в России не было соперников. Но к домашним стартам привыкаешь, нет смысла прыгать через себя.
– Ты понимаешь, как Сифан Хассан умудрилась выиграть марафон через день после того, как взяла бронзу на 10 000 м?
– Она сверхчеловек! А еще и в общении очень классная, простая и забавная.
– Что у нее была за охлаждающая повязка на голове?
– Сама не знаю, впервые увидела только на старте. Классная идея, надо будет попробовать.
– Что у тебя дальше, после Парижа?
– Пока планов нет. Отдыхать! Но если раньше на первом месте была Олимпиада, теперь буду заниматься семьей. А там – как бог даст.
Бежать 42 км, чтобы толкаться на последних метрах – вот это разборка в олимпийском марафоне!
Олимпийские игры-2024
Париж, Франция
Легкая атлетика
Женщины
Марафон
1. Сифан Хассан (Нидерланды) – 2.22,55 (олимпийский рекорд)
2. Тигист Ассефа (Эфиопия) – 2.22,58
3. Хеллен Обири (Кения) – 2.23,10...
14. Сардана Трофимова (Кыргызстан) – 2.26,47
Фото: Gettyimages/Cameron Spencer / Staff, Michael Steele, Christian Petersen; East News/KIRILL KUDRYAVTSEV/AFP, AP Photo/Aijaz Rahi; instagram.com/sardanatrofimova
Если Германия по-немецки-Deutchland, мы тоже должны так говорить? Да любая страна на своем языке звучит по-другому.