О, спорт, ты мир! Или нет?
От легенд и поклонения богам до штрафных статуй и публичной порки - Олимпийские Игры
За девять сотен лет до рождения того, кого впоследствии назовут Христом, царь Ифит правил Элидой, маленьким государством в Греции. Его народ изнемогал от постоянных кровопролитных войн, и тогда он отправился к богам за советом: как же облегчить участь народа. Жрица Аполлона передала Ифиту послание небожителей: “Устрой общегреческие атлетические празднества в угоду богов”. И тогда Ифит вместе с Ликургом Спартанским заключили священный союз. Игры было решено провести в Олимпии, ее назвали священным местом, и отныне любой, кто осмелится войти вооруженным в ее пределы, будет наречен преступником. Так появились Олимпийские Игры, которые проводятся уже три тысячи лет…
Но это легенды. Поговорим о суровой реальности.
Суровой, как минимум потому, что сегодня Олимпийские игры принято ассоциировать с гуманизмом, отсутствием войн и вражды, однако сами Игры вовсе не чурались довольно жестоких видов спорта.
Да, борьбой или панкратием сегодня никого не удивишь, однако в современных состязаниях, если один из участников получил перелом, бой останавливают. В Древней Греции правила были более гибкие, в боксе можно было наносить удары ногами (ММА какой-то!), а перелом, например, пальца на руке или ноге соперника и вовсе был самоцелью. Зато, так сказать, войны нет. (Еще бы, переубивают друг друга на своих Играх, кому потом воевать).
А с чего вообще все началось?
Олимпийские игры имеют серьезную и религиозную, и общественную подоплеку. Древний спорт в целом очень религиозный. Потому что заниматься спортом в древности просто так как минимум странно: пока землю вспашешь и маис какой-нибудь посадишь, так упахаешься, что уже не до физкультуры будет. А вот ради Бога (хотя чаще все-таки Богов) да еще большего профита в будущем - это благое дело.
Итак, Игры должны были прославлять богов, а победитель получал статус обласканного богами человека, что становилось для него определенным социальным лифтом: он получал уважение в обществе. То есть победа на играх была еще и способом демонстрации своей силы, удачливости, статуса. При этом было важно сохранять честность соревнований. Участники в последний месяц перед Играми готовились строго под присмотром, чтобы никто не мухлевал. Присматривали, кстати, судьи, выбранные по жребию, и это были почетные граждане Элиды - земли, где находилась Олимпия. Им подчинялись все атлеты, организаторы соревнований и даже зрители. Именно элланодикам (так звали судей) поручалось отсматривать атлетов и наиболее способных допускать к соревнованиям, наказывать тех, кто нарушал правила, и награждать победителей.
И что, они так честно и соревновались тыщу лет? Даже без допинга?
Тут как посмотреть. Поначалу все действительно было очень правильно: статуи богам регулярно ставили, сражались честно и храбро, в ораторстве состязались, политические вопросы по ходу решали - прелесть. Правда потом, в силу таких причин как укрепление рабовладельческой системы, распад полисов, потеря независимости Греческой цивилизации, Олимпийские Игры стали больше зрелищем и коррумпированным инструментом по достижению собственных целей.
Известно, что греческий писатель Павсаний описывал Олимпийские игры как “Несвященные игры”. Согласитесь, это однозначно идет вразрез с тем, что предполагалось вначале - прославление богов и все такое… Но Павсаний жил аж во II веке н.э., а о первом подкупе на Олимпийских Играх стало известно уже в IV веке до н.э. Причем коррупция на Играх была в таких масштабах, что в Олимпии рядом со стадионом стояли “штрафные” бронзовые статуи Зевса. Их отливали на деньги атлетов, которые нарушили правила. Спортсмены не могли устоять перед соблазном смошенничать даже несмотря на то, что помимо крупного штрафа их ожидала еще и публичная порка, если жульничество выявится.
Спорт вне политики
В Древней Греции спорт иногда становился и частью политики. Ничего не напоминает?
Так, в 332 году до н.э. участник Игр в пятиборье, выходец из Афин, Калипп подкупил соперников, чтобы те ему поддались. Однако обман вскрылся, и его наказали. Вот только денег у него не оказалось. Наверное, как у Березовского: “Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет”. Так что ответственность за оплату штрафу перешла полису и его гражданам. Они платить отказались принципиально и отправили в Олимпию оратора, чтобы тот как полагается выступил и все-таки убедил организаторов Игр снять с Калиппа наказание. Организаторы отказались, и следующие Олимпийские Игры прошли без афинян.
Время шло, штраф не платили, и тогда главный жрец Дельфов вмешался и запретил афинянам доступ к Дельфийскому оракулу. Вот тут-то Афины и сдались — заплатили мигом.
Олимпийские игры проводились до 385 года. По крайней мере, последние документально подтвержденные Игры провели именно в этот год. Затем, в 394 году Феодосий I запретил Игры и нарек их языческими. Мир захватило христианство. Новые Олимпийские Игры провели лишь в 1896 году - Кубертен постарался на славу. Он брал пример с Игр Древней Греции в лучшие времена. Вот только войны теперь не останавливаются, а спорт — все еще неотъемлемая часть политики.