Дарья Клепикова: «Близкие говорят, что я незаметная и выигрываю. С какой-то стороны это даже прикольно»
Специалисты давно знают про Дарью Клепикову. В 2021-м она выигрывала Первенство Европы среди юниоров и ездила в составе взрослой сборной на чемпионат мира на короткой воде.
Последние несколько лет она систематически попадала на пьедесталы российских соревнований, но до 2024-го золота национального чемпионата в копилке Клепиковой не было. К концу года Даша побила оба национальных рекорда на стометровках вольным, выиграла золото ЧМ в эстафете и заняла самое высокое место из россиянок в истории на своей любимой дистанции на ЧМ (5-е место).
Ее скилл выкладываться в эстафетах — отдельное искусство. Нередко она своими усилиями на последнем этапе «затаскивала» воронежскую четверку в тройку.
При этом всем Дашу тяжело уговорить на интервью из-за стеснительности. Разбираемся вместе с ней в интервью, как все это в ней сочетается.
О прогрессе и незаметности в медиа
— Даша, в этом году ты побила два рекорда России до стометровках вольным стилем (прим. на длинной и короткой воде), чемпионка мира в эстафете и при этом к тебе так мало внимания. Нет внутренней обиды?
— На самом деле это иногда задевает. В тоже время близкие говорят, что я незаметная, попадаю в финалы на какие-то дальние дорожки и выигрываю. С какой-то стороны даже прикольно. При этом то, что не освещают мои рекорды немного обидно.
— Планировала, что в этом году на оба рекорда замахнешься?
— Чем ближе соревнования, тем больше я осознавала, какие у меня скорости, какие возможности, но цели с тренером всегда выше ставили.
— То есть все равно недовольна результатам?
— Хотелось лучше, на самом деле! (смеется)
— Для меня был удивительным рекорд именно по длинной воде (прим. в июле на финале Кубка России), не думал, что ты так сильно скинешь со своего лучшего времени. Рекорд Каменевой стоял довольно долго (прим. 5 лет с 2019-го). Ты перед тем заплывом в июле понимала, что именно сейчас рекорд падет?
— Тогда я была максимально уверена в себе. У меня впервые такое было. Со стороны, конечно, никто не ждал. После заплыва ко мне подходили поздравить, у всех удивленный взгляд был. О моей форме знали только я и мой тренер: во время тренировочного процесса обсуждали планы, вносили корректировку в проплывание. На самих соревнованиях переключила голову и была так уверена в себе, что невозможно описать.
«У меня был шок от того, что можем поехать на ЧМ»
— Что почувствовала, когда поняла, что ты едешь на чемпионат мира?
— Я сначала испугалась и очень осторожно как-то относилась к этому, потому что в начале сезона короткой воды я болела, и тренировочный процесс вообще проходил не по плану, поэтому и в принципе неожиданно было, что у нас есть шанс выступить на чемпионате мира.
Мне было, правда, страшно. Знала, что все очень хотят, но я не понимала, как это вообще возможно. Все происходило так резко и неожиданно. У меня был шок.
— В 2021 ты ездила на ЧМ на короткой воде в Абу-Даби, чтобы проплыть в эстафете. Есть отличия, когда едешь на международный старт, чтобы проплыть в эстафете и на личную дистанцию?
— Сейчас вообще все по-другому ощущается. У меня не было шанса облажаться, поэтому вообще даже сложно сравнить.
— Тяжело было выходить на первую личную дистанцию через тот самый черный тоннель? Можно сказать в неизвестность…
— Из-за того, что я уже проплыла в первый день эстафету, то к своим личным дистанциям я уже как-то привыкла ко всему. Как-то поспокойнее было.
— Даже когда рядом с тобой в коллруме сидит Гретчен Уолш, которая каждый заплыв бьет мировые рекорды?
— Там была вообще какая-то сумасшедшая энергетика. Для меня вообще было неожиданно сидеть с ними и осознавать, что я сейчас посоревнуюсь с теми самыми девчонками, за которыми наблюдала
— Ты — суперэстафетный боец. Как ты так настраиваешься, что ты стабильно плывешь в эстафете еще быстрее, чем в «личке»?
— Я очень сильно переживаю во время эстафеты. Настолько, что у меня аж адреналин вырывается. Наверное, благодаря этому, плыву так быстро.
Мне всегда нравилось плавать в эстафете. Во мне уверены другие люди. Это придает уверенности самой себе.
— Когда ты увидела в стартовых протоколах, что против тебя будет Джек Алекси, ты знала, что у тебя будет гандикап, который надо удержать?
— Я об этом узнала в коллруме, мне об этом сказали ребята. Я почему-то настраивалась, что будет Гретчен Уолш или Кейт Дугласс, но не предполагала, что первые два этапа у них будут девочки, а на финише мальчики. Точнее, мужики…
Често, я очень насторожилась. Наши ребята показывали на него и шутили: «Ты с ним поплывешь». У меня в это время волнение такое, что не передать. При этом понимала, что мне сделают такой задел, что я справлюсь.
— Что чувствовала, когда зашла на тумбу?
— В тот момент отрыв был большой и я уже представляла победу. Да, надо было сделать что-то невозможное, но уже ощущала победу.
— Алекси был очень близок! Ты его видела?
— Нет! (смеется). Когда пересматривала трансляцию, то увидела в последние два гребка вложила всю себя. После я не смогла даже никаких эмоций сразу показать. Посмотрела, что мы первые и подумала: «Фух, так и должно быть, я справилась». Даже не обратила внимания, что разница всего 8 сотых.
— В эстафете у вас были просто безумно быстрые переходы у вас: -0,01 с (прим. по правилам допускается эстафетный переход до -0,03 с), 0,19 с. Тренировали их перед чемпионатом?
— Просто так сложились звезды. Долго не высвечивались результаты, я уже начала думать, что у меня фальстарт. Обычно у меня самые плохие переходы, я жду пока человек коснется и затем начинаю прыгать. Тогда я стартанула и промелькнула мысль в голове «не фальстарт ли у меня», но решила разбираться уже после. Очень долго ждали утверждения времени, я уже начала извиняться перед ребятами. У меня была реакция 0,19 с и я вся тряслась, у Кирилла (Пригоды) было -0,01 с и он спокойно стоял.
— Олег Николаевич Цветковский научил тебя плавать и вживую увидел, как ты стала чемпионкой мира. Что это за эмоции?
— У меня мурашки по коже, если честно. Только когда увидела тренера, поняла, что на самом деле я сейчас сделала.
— Что он тебе сказал в тот момент?
— «Я тебя обожаю». Мне кажется, что он больше всех переживал за меня, потому что видел, в каком я состоянии. Он единственный понимал все мои переживания. У меня небольшая травма произошла уже на турнире, поэтому я выходила на старт еще с еще большим стрессом. Это знал только Олег Николаевич. Я думаю, что он был вдвойне рад, что все получилось.
— Кто тебя первый поздравил?
— Честно, у меня разрывался телефон, столько было сообщений, что я сейчас даже не вспомню, столько людей меня поздравляли, даже незнакомые писали, звонили, интересовались, мне было очень приятно. Первой ответила маме, брату и подруге Любе.
О Будапеште и встрече в Воронеже
— Как тебе вообще Будапешт? Удалось ли погулять по предрождественнскому Будапешту?
— Погуляла вдоль Дуная, сходила на ярмарку. Конечно, в Европе все очень красиво, особенно вечером. Привезла сувениров друзьям, сходила на шоппинг.
— Многие отмечали твое видео на выход на чемпионате мире. Ты танцевала. Это в моменте придумала или ты репетировала?
— На самом деле репетировала, но я думала, там будет 5 секунд танец. Пришли, нам говорят, что надо два видео по 15 секунд. Долго не шла к камере, я очень смущалась. В какой-то момент заиграла какая-то музыка, и я подумала «ладно, я буду просто танцевать». Не знаю, почему многие сделал на этом акцент. Когда я выходила первый раз, произошла техническая неполадка, и мое видео показали дольше всех, и поэтому, наверное, оно и запомнилось. Я еще думала, что обрежут моментики какие-то, но в итоге показали весь танец.
— Ты попросила организаторов скачать?
— Нет, к сожалению, но я очень хотела бы.
— Как думаешь, в родном городе уже готовят для тебя звание «почетный житель Воронежа»?
— Не знаю, но запланировано уже очень много встреч в Воронеже. Обещали много камер, я даже немного боюсь возвращаться.
— Чем планируешь заниматься перед Новым годом после всех официальных дел?
— Наверное, отсыпаться. Было много ночных перелетов в последнее время. Буду кушать много маминой еды и встречаться с близкими. 4 января уже начало первого сбора.