О роли квотербека и эффективности нападения в сегодняшнем Денвере
Ирония судьбы, друзья. Она случается не только под Новый год.
Вначале Броку Освайлеру пришлось спасать сезон после эпичных 17 перехватов в исполнении Пейтона Мэннинга. Затем Мэннинг спасал уже самого Освайлера, который вел на рифы корабль по имени «Денвер Бронкос». В матче против Сан-Диего, в котором победа давала хозяевам первый номер посева в плейофф, а поражение отбрасывало на пятое место, 39-летний квотербек вернулся на поле после двух перехватов и фамбла Освайлера, после общих пяти потерь и двухмесячного простоя.
Уверен, не мне одному изначально показалось, что Брок Освайлер значительно лучше приспособился к плейбуку Гэри Кубиака, который явно писался не под покет-квотербека, под мобильного пасующего, способного эффективно работать из-под центра, готового на регулярные бутлеги, от которого не требуются длинные передачи. Неизвестно, как сильно повлияли травмы Пейтона на его адаптацию к стилю главного тренера, но и так понятно, что дропбэки и забеги на бровку – не его конек, в отличие от Брока, который учился это делать еще в университете Аризоны, когда играл за «Сан Дэвилс». Шотган, пистол, эмпти бэкфилд – вот что любит исполнять Мэннинг.
Критическая разница здесь не в том, что один умеет пасовать, а другой нет. Дело в возможностях чтения поля квотербеком при работе с места, в нескольких шагах от линии схватки, и при отходе из-под центра с мячом в руках. Время решает все – в этом и есть принципиальное различие ситуаций. В первом случае пасующий не редко успевает просканировать даунфилд полностью, пытаясь найти наиболее перспективный маршрут ресивера, а перед снэпом определиться, с кого начинать поиск. Во втором варианте чек-лист, из-за ограничений по таймингу, сильно обрезанный – обычно это один или два маршрута. Список часто заканчивающегося бегущим, который либо сразу открывается на бровке, либо уходит туда после блока – так называемый чек-даун, он же спасательный круг для квотербека.
Много ли чек-даунов вы видели от Мэннинга? Отсюда и частое пустое пространство рядом с ним. Он изначально знает, что если о-лайн удержит конверт, то кому бросить мяч - всегда найдется. Если же конверт прорван, то сэк практически гарантирован – отходные пути, которых у иных квотербеков минимум два-три (бэк на бровке, роллаут или, на худой конец, скрэмбл) банально отсутствуют. Кстати, у многих перехватов Пейтона ноги растут именно отсюда – желание сохранить мяч под давлением защиты.
Сравните все это с игрой Брока Освайлера, где раннинбек на фланге - едва ли не главная опция в нападении, а беготня - фирменное отличием Брока. И это не комплимент. Интересно вот что: когда Освайлера запирают в конверте, то пользы от этого не так и много. Молодой квотербек слишком долго анализирует увиденное. Складывается ощущение, что, когда Брок читает следующий по списку маршрут, он еще не закончил переваривать предыдущий. Из-за этого его пасовые тачдауны являются результатом мгновенного решения, которое принималось сразу после получения мяча. Если он начинал, как говорят в народе «сиськи мять», то все заканчивалось той самой беготней, о которой я писал чуть выше. Или банальным сэком.
То была прелюдия, необходимая для понимания сложившейся ситуации в стане квотербеков «Бронкос». Возможно ли объединить на поле опыт и умения Мэннинга с плейбуком Кубиака: А может быть проще научить Освайлера, просидевшего четыре года на скамейке – его хотя бы не надо переучивать и наступать на горло собственной песне? Каким образом обеспечить результативное нападение?
Бутлеги, не важно, с блокирующими они или нэйкед, являются одним из главных орудий производства в тренерской карьере Гэри Кубиака. С их помощью развивается атака, от них сложно защищаться, они помогают найти свободного ресивера. Не стал исключением и Денвер. Бутлеги работают при выполнении трех условий. Во-первых, мяч много и успешно выносится по земле. Во-вторых, квотербек быстро бегает. В-третьих, он умеет имитировать передачу мяча бегущему. Главный принцип бутлега – пасующий делает фейк на вкладке, после чего раннинбек, прикрываемый о-лайн, направляется в одну сторону, квотербек в другую, а защита должна поверить в вынос.
То, чего не хватало Мэннингу, казалось, имел Освайлер. Здоровье, ноги, скорость, опыт подобной игры в студентах. Но вот как разыгрывает бутлег Брок против Цинциннати – матч 16-й недели. Заметьте, к этому моменту он уже сыграл в старте шесть игр, однако продолжает грубо ошибаться.
На поле персонал 12 – это тяжелое построение с двумя тайт-эндами, призванными усилить блоки на выносе. Чтобы запутать защиту, Кубиак делит Дэниелса и Грина, отправляя одного налево, а второго направо. Куда пойдет вынос? Логично было бы бежать в короткую сторону, так называемый шорт-сайд (вниз по картинке), ведь рядом с тайт-эндом находится Андрэ Колдуэлл. Не важно, что он ресивер - это все равно еще один возможный блокировщик.
И, действительно, Ронни Хиллман имитирует вынос влево, а Колдуэлл, как кажется всем, собирается ставить блок. Зато Оуэн Дэниелс самоустраняется от схватки и бежит в туннеле позади о-лайн – его задача подстраховать Освайлера, если что-то пойдет не так, либо выйти под пас, если все в порядке. И в этот момент Брок делает свою первую ошибку - не прижимает мяч к бедру, продолжая держать его на вытянутых руках. Детский сад. За такое отрубают руки еще в студентах. Все, ди-энд Карлос Данлап увидел мяч. Теперь у квотербека Денвера есть три секунды, чтобы принять верное решение.
Тем временем принимающие выходят на свои маршруты. Колдуэлл, сымитировав блок, бежит слэнт. Сандерс бежит ап рут, пытаясь на дабл-муве оторваться от корнербека Дре Киркпатрика. Пас раннинбеку тоже имеет право на жизнь. С другой стороны, ни Колдуэлла, ни Андерсона квотербек видеть не может, так что они для него отыграны. Оуэн Дэниелс уже возле Данлапа – стоит ли останавливаться и блокировать его? Если бы целью комбинации являлся вынос, то Дэниелс так бы и сделал. Но играется пасовая комбинация. Так что он, видя, что Освайлер в безопасности, спокойно продолжает бег и открывается под пас.
А вот Сандерс открыться не смог. Биг-плэй не сыграть. Брок обнаруживает это, когда Данлоп от него еще в 7-8 шагах – это море времени по меркам американского футбола. Зато открыт Дэниелс, пас которому может и не приведет к первому дауну, но позволит набрать неплохие ярды. Уайд-опен, говорят комментаторы. Но вместо паса (вторая ошибка), попытки убежать на бровку (третья) или выброса мяча в аут (четвертая), он останавливается (пятая) в нелепой надежде увернуться, согнувшись в три погибели. С его-то ростом! Ведь Освайлер самый высокий пасующий в лиге.
Ну и не удивительно, что профессиональный защитник, будучи на ходу, легко делает сэк. Потеряно 9 ярдов, и впереди безнадежные 3-и-19. Это не потеря в статистике: нет фамбла, нет перехвата. Но по сути, по духу, это и есть самая настоящая потеря мяча.
Известно, что Мэннинг имеет проблемы с игрой из-под центра. Однако, аналогичные проблемы Освайлера в этом плане сильно удивляют. Удивительно, но наиболее эффективно Брок работал в шотгане или пистоле. Из-под центра в матче против «Бенгалз» он набрал лишь 44 из 299 ярдов. Вот вам и бутлеги.
Мэннинг бросил 17 перехватов – это 5,1% от всех его пасовых попыток. Брок бросил только 6 – это 2,2%, но и сыграл он меньше, чем Пейтон. Среднее количество ярдов за попытку 6,8 для Мэннинга и 7,2 для Освайлера (224,9 и 245,9 за игру, соответственно). Если не брать в расчет перехваты, то показатели в пасовом нападении очень и очень похожи.
Как видите, с появлением в старте Брока Освайлера, особых положительных изменений атака «Бронкос» по воздуху так и не получила. Дропбэки из-под центра и различные забеги из конверта эффекта не дали. Оправдывает ли это Мэннинга? Нет. Но и надежды Кубиака на Освайлера так же не оправдались. Да, при Броке у защиты поубавилось работы, но парни Уэйда Филлипса не подводили и с Пейтоном на поле, исключая, пожалуй, последний матч с Канзасом.
С пасом вроде бы как разобрались. Давайте взглянем на денверский вынос.
С 1-й по 10-ю недели в среднем за игру он составлял 86 ярдов. С появлением в старте Освайлера, вынос добрался до цифры 123. Хороший прирост, согласитесь? Правда, первый бегущий Ронни Хиллман потерял в эффективности: с 4,1 до 3,6 ярдов за попытку. Зато производительность Андерсона взлетела до небес. Восстановившись после травмы ноги и с Броком в старте, он вынес на 396 ярдов (6,4 за попытку) плюс заработал 4 тачдауна. В первой части сезона, с Мэннингом за рулем, Си Джей не мог переплюнуть и 3,6 ярда за раз.
Причина роста в значительном увеличении больших розыгрышей. Начиная с 11-й недели у Андерсона было четыре выноса на суммарные 136 ярдов. С 1-й по 10-ю недели четыре самых длинных розыгрыша по земле составили 79 ярдов. Едва ли не двукратный рост! Однако, главная заслуга появления биг-плеев в арсенале Денвера вовсе не присутствие Освайлера, а в улучшении работы и сыгранности оффенсив-лайн.
Один из таких больших выносов на 39 ярдов, закончившихся тачдауном, случился все в том же матче против «Бенгалз».
Построение шотган. Один бегущий слева – Андерсон. Денверская о-лайн играет зонную блокировку в правую сторону, пытаясь работать как против лайнмэнов, так и против второй линии защиты в лице двух лайнбэкеров. Может получиться - шесть против шести, ведь со стороны бегущего блок усиливает тайт-энд Оуэн Дэниелс. Освайлер не пытается имитировать пасовый розыгрыш, скорее он намекает на очередную бутлег-комбинацию. Но сложно обмануть защитников, которые отлично видят мяч.
Андерсон в момент вкладки обнаруживает два гэпа – «А» слева и «B» справа от центра. И вроде бы собирается нырнуть в первых из них.
Однако видит, что лайнбэкер Цинциннати Вонтаз Бурфикт успевает перекрыть проход. Наверное, еще можно проскочить во второй гэп, но это рискованно, тем более, что Оуэн Дэниелс делает слишком хорошую работу, чтобы игнорировать бэксайд.
Си Джей делает, так называемый баунс – это термин, подразумевающий смену бегущим планируемую до снэпа точку атаки на новую. И вместо движения в центр, он уходит налево, делая катбэк, тем самым огибая схватку и выскакивает в уайд-опен.
Сэйфети Цинциннати Реджи Нельсон движется к Андерсону под неправильным углом – он явно не был готов блокировать – это мешает Нельсону оперативно развернуться. Но это проблема чья угодно, только не Си Джей Андерсона.
Более того, за весь забег защитники «Бенгалз» сделали на нем четыре миссед-тэкла, один из которых благодаря Сандерсу, классно отработавшему против своего корнербэка. Не страшный уайд-опен внезапно превращается в опен-филд. Андерсона уже не догнать.
Катбэк – резкая смена направления движения – опаснейшее оружие раннинбека. В одних ситуациях он даст лишь незначительную прибавку в три-четыре ярда, в других, при отличной работе блокирующих на линии скриммиджа и потери дисциплины среди защитников, катбэк может привести бегущего в энд-зоун.
Давайте рассмотрим еще один бег-плей из последнего матча Денвера против Сан-Диего - это 17-я неделя. На поле уже вышел Пейтон Мэннинг. Попробуйте представить, что там все еще находится Освайлер.
Построение пистол после одибла трансформируется в шотган - теперь бегущий не сзади, а справа от пасующего. Кубиак усиливает блок с левой стороны тайт-эндом Оуэном Дэниелсом – опять шорт-сайд, опять вынос в короткую сторону поля. Конечно же от Пейтона всегда можно ожидать паса, тем более на поле три ресивера. Но координатор защиты Сан-Диего уже принял решение играть блиц. Подтянулся даже один из сэйфети.
Лайнбэкеры заняли промежуточную позицию, намереваясь, при необходимости, отскочить в глубину для прикрытия паса, либо остановить вынос по центру. Снэп и правый гард Денвера Луис Васкез срывает со своего места и мчится на левую сторону о-лайн – так называемый пуллинг. Учитывая тайт-энда Дэниелса, там создается перевес в количестве блокирующих.
Тем более, что ди-энд «Чарджерс» Джеремиа Аттаочу блицует, облегчая работу блокирующих. Андерсон еще не получил мяча от Мэннинга, но уже прекрасно видит два гэпа слева: C и D. Первый – проход между левым тэклом и тайт-эндом, второй – проход между тайт-эндом и Демариусом Томасом. Раннибэк Денвера побежит в сторону левой бровки, так как видит перед собой опен-филд.
Осталось выбрать какой-нибудь гэп. Томас уводит своего корнербэка. Андерсон решает не терять время и вклинивается в комфортный зазор между Дэниелсом и о-лайн. На встречу ему выбрасывается последняя надежда защиты – сэйфети Джалил Адаи. Но Си Джей, как мы уже заметили в предыдущем разборе полетов, отлично владеет искусством катбэка. Еще один и можно заканчивать свой забег по бровке прямо в энд-зоун.
Интересно, что Кассиус Вон, корнер «Чарджерс», не только не следит за развитием событий (в этом случае он мог бы остановить Андерсона значительно раньше), но и позволяет заблокировать себе повторно, что становится фатальным для защищающихся.
Как видите оба раза, вне зависимости от имени квотербека, обычный вынос трансформируется в биг-плэй. Заслуги пасующего тут никакой нет. Все решилось за счет сыгранности оффенсив-лайн и персонального мастерства раннинбека.
Пришоло время подвести итоги.
Основа основ в американском футболе – это драйв в нападении, результатом которого может стать набор очков, потеря мяча или пант. Заменив на поле Мэннинга на Освайлера, Гэри Кубиак серьезно сократил перехваты, но остальные статистические показатели драйва практически не улучшились, а где-то даже ухудшились.
Принимая во внимание серьезное снижение количества перехватов, логично было бы ожидать такое же увеличение в количестве набранных очков. Но по факту мы этого не наблюдаем. Даже наоборот, количество очков, приходящихся в среднем на один драйв в нападении снизилось с 1,64 до 1,57. Количество ярдов за один драйв так же почти не изменилось: 29,4 при Мэннинге и 29,8 при Освайлере. Зато ошибки у нападения поперли в гору: точность паса компенсировалась ростом смазанных попыток у кикера, появлением сэйфети, увеличением числа фамблов и потерь на даунах.
В последнем матче регулярного сезона против Сан Диего Брок Освайлер сделал то, что сделал Пейтон Мэннинг в игре с «Чифс» - совершил множество невынужденных ошибок. А права на ошибку у него не было. В отличие от Пейтона. При в общем-то равной статистике, Освайлер упустил шанс остаться стартовым квотербеком, и кто знает, как сложится его дальнейшая карьера.
Если оффенсив-лайн продолжит играть на блоке сплоченно и грамотно, если она сохранит здоровье своему звездному квотербеку, то перспективы Пейтона закончить сезон на высокой ноте весьма высоки. А если получится у него, то обязательно получится и у «Бронкос».
С использованием материала insidethepylon.com.