5 мин.

Дело о пеликанах. Как у «Вашингтон Редскинс» отобрали торговый знак

1

«Вашингтону» не привыкать. Против их «лиц» боролись в 60-х, 70-х, успешно в конце 90-х, не успешно в 2003-м (тогда Федеральный суд постановил отменить решение патентной ассоциации о запрете торговой марки «Redskins»). Но сейчас, после 99-страничного доклада Торгового суда, вновь запрещающего команде НФЛ «Вашингтон Редскинс» использовать в качестве торговой марки приставку «краснокожий», дискуссия поднялась, как проблемы над Клинтом Иствудом, когда тот въезжал в мексиканский город. The Washington Post создала шутливое видео «40-летняя борьба за патент», однако отметила, что реакция не такая, как раньше, поддержка соцмедиа гиперболизировала проблему. Раньше не было твиттера, в 2003 Цукерберга еще не бросала подружка.

Новая глава в 40-летней борьбе за патент

Итак, что имеем: многоотраслевой американский суд (в данном случае Торговая палата) постановил запретить торговую марку «Redskins» с формулировкой: «Термин «краснокожие» принижает коренных американцев, когда используется в отношении профессиональных футбольных услуг».

Если Федеральный суд утвердит запрет, то «Вашингтон» продолжит быть «Редскинс», однако на мерчендайзе с этим названием команда заработать не сможет.

Боб Раскорпф, который представлял «Редскинс» (еще ведь можно?) в 1992 году, разводил руками:

-Я не понимаю смысла. Такое уже было. Федеральный суд отменит решение. Думаю, миллионам коренных американцев не очень понравится, когда по всей стране начнут продавать свободные от патента байки с надписью «Redskins».

11

В словах Раскорпфа, который дело в 1992 проиграл, однако ввиду многочисленных апелляций (пока дело о патенте рассматривается – использование торгового знака разрешено), довел до повторного суда в 2003, когда федеральный закон отклонил решение – в словах Бобба только логика, как и положено умелому адвокату. Однако с 92-го, как и с 2003-го прошло определенное время. То, что тогда считалось логичным, сейчас натыкается на запрет. На который «Редскинс» могут наткнуться в Федеральном суде.

В 1992 команда проиграла по такому же иску

Закон о запрете патента на «Редскинс» не взялся, как мексиканец Туко в «Хорошем, плохом, злом». Его лоббируют много лет – и пока это кажется соблюдением чьих-то опосредованных интересов (во мне говорят два сезона «Карточного домика»).  В действительности и конгрессмены понимают, что даже федеральный запрет на «красную кожу»  не принесет успокоения «коренному американскому этно». Футболки так и будут продаваться, только теперь «не в карман» владельцу «Редскинс» Дэна Снайдера (а скорее осядут в карманах мексиканцев Туко).

Однако в среду, после постановления Палаты, сенатор от Вашингтона Мария Кантуэлл, которая заручилась поддержкой 49 членов Конгресса в вопросе о запрете эмблемы футбольной команды (это в то время, когда американцы думают вернуться в Ирак), прервала заседание едва ли Геттисбергской речью. Благодаря за «историчность» от лица «миллионов американцев». Переизбрание Кантуэлл назначено на 2016 год.

2

Во всех предшествующих процессах руководство «Редскинс» ощущало спокойствие (к месту – «сохраняло лицо»). Они знали, что не потеряют миллионы на мерчендайзе («Вашингтон» традиционно входит в десятку по заработку с атрибутики и рекламной продукции в НФЛ).

Сейчас «Редскинс» – третья по стоимости команда НФЛ (общая цена –1,7 миллиарда, выше только «Пэтриотс»  и «Ковбойз»), бизнес на широкой ноге, футболки, стакан, кепка – одна из составляющих. Владелец Дэн Снайдер заботится о деле, знает, как его сохранить (и тем более знает, что такое прецедент). Однако конфликт «цвета кож» до этого не проходил в «прямом эфире». Торговая палата запретила слово «Redskins», катапультировав в топы одноименный хэштег.

«Мы не должны способствовать дискриминации» #Redskins

«А вам бы было приятно, если бы ваше лицо было на маскоте?» #Redskins

«Непонятно, почему в Америке Обамы это заняло так много времени», #Redskins

У истца впервые есть шанс победить. На Снайдера оказывают давление. Это Конгресс, пресса, утренние шоу. Все модифицировано с соцсетями: даже консервативную столичную Post год назад купил владелец Amazon Джеффри Безос. Ситуацию с иском для «Редксинкс» многие назвали «digital-истерией».

У истца есть шанс победить

Как давление разрослось? Как вышло за пределы решений суда? А ведь так же было с Майклом Сэмом. Американцы не стали сознательней со времен Клинтона – они стали больше о чем-либо рассуждать (если такое возможно). Помните, как Колин Каперник надел кепку «Майами» (#накол)? Помните, как Грег Хаус ненавидел тех, кто ищет диагноз сквозь Google?

1

Половина из 48 конгрессменов даже не видела то самое коренное население (если брать за истину «Западное крыло»). Что они видят – принижение меньшинства, и если голосуешь против, будешь с теми, кто голосует за.

И речь о меньшинстве, которое обрело место в нише культуры – значит, это то, о чем спросят, как об абортах, эвтаназии или «зеленой энергетике для США». Был скетч в Saturday Night Live: «Как она стала руководить??? Оу, она лесбиянка…».

Дивергент. В чем загадка Майкла Сэма

Это ситуация того гиперболизированного скетча. Американский футбол утопает в проблемах мелкой стрельбы, убийствах, необходимости зарплат в студенческих лигах и хранения ружей. И в этот момент 48 конгрессменов давят на одну команду за то, что та использует «краснокожего», как эмблему. И считают, что это не популизм с полувековым хвостом, а решение досужей проблемы. И в какой момент быть эмблемой стало плохо? Где христианская партия, которая должна запретить «Дьюку» приставку «Blue Devils»?

«-Да, отличное решение. А гром (thunder) убивает людей. Проснись, Америка», одно из радио-шоу США, ESPN

2

Проблема и в том, что «Вашингтону» это ох как некстати: смена тренера, поиск спокойствия для квотербека, прошлогодний невыход в плей-офф. «Редскинс», как те, кем они себя называют – многострадальная общность со статусом в поп-культуре. Шанс, что Федеральный суд одобрит запрет на патент, действительно стал велик. Лоббированная проблема из бумажного льва обрела осязаемость, обсуждаемость и интерес. Благодаря соцмедиа, методам СМИ, в отличие от 92-го, – проблема в широком масштабе переведена в область «дискриминаций (добавь хэштег – свяжись с миром). Проснись, Америка, это все еще область игры. Как ругать Тарантино за кровь на экране, он в сотый раз скажет – вы ругаете кетчуп.

И, кажется, спроси кто-нибудь у коренного американца, чтобы он хотел получить – билет на матч «Редскинс» или запрет их «лица», он бы сперва взял билет.