11 мин.

Пейтон Мэннинг. Спортсмен года. Часть первая

Так уж совпало, что в этот мини bye-week для Денвера журнал Sport Illustrated выбрал Пейтона Мэннинга спортсменом года. Начиная с 1954 года, Sport Illustrated вручает эту ежегодную награду атлету, который воплощает в себе дух спортивных достижений и мастерства. До него другими профессиональными футболистами, получавшими эту награду, становились Дрю Бриз, Бретт Фарв, Том Брэди, Джо Монтана, Реджи Уильямс и Терри Бредшоу. Пейтону была посвящена огромная статья, которую я прочитал и посчитал нужным донести до вас. Сегодня я опубликую ее первую часть.

=================================================================================================

Все розовощекие младенцы в слюнявчиках на три размера больше давным-давно выросли. Сейчас они выпускники своих школ и атлеты в колледжах, бойскауты и обладатели черных поясов, редакторы и инженеры. Они в Национальном Почетном Обществе Америки. Они изучают Библию. Они собирают деньги на исследование рака. Летом они работают спасателями. Неполный рабочий день обслуживают людей в ресторанах.

Один режиссер короткометражных фильмов. Один играл на трубе в школьном оркестре на второй инаугурации Барака Обамы. Один заработал награду за помощь в разработке маркетингового проекта, по продаже многоразовых контейнеров для попкорна во время футбольных матчей. Один стал лайнбекером и дефенсиф-эндом, еще один пробегает пять километров за 18 минут 20 секунд. Один стал первой девушкой в чисто мужском клубе борцов, а заодно и первым глухим членом этого клуба. Затем она выиграла чемпионат штата в своей весовой категории. Большинство родом из Теннесси, хотя некоторых можно найти и на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Некоторые знают друг друга. Они родились в одних и тех же больницах, ходили в тех же самые школы, играли за одни и те же команды. Больше ничего общего они не имеют, за исключением еще одной главной детали – своего имени.

1987 год. Пейтон (справа), рядом Купер, Оливия (с Илаем) и Арчи Мэннинг.

Это не обычное имя, по крайней мере, тогда оно являлось таковым. По данным Ассоциации соцобеспечения США, которая начала отслеживать популярность имен с 1960 года, имя Пейтон никогда не попадало в топ-100 Теннесси. Но в 1994 году флагманский университет штата приветствовал новичка, квотербека родом из Нового Орлеана, названного в честь своего дяди Пейтона, фермера с Миссисипи, выращивавшего хлопок и сою, разводившего скот и любившего спорт.

Поступив в университет Теннесси, Пейтон Мэннинг посетил семинар для молодых квотербеков, который организовал спортивный директор Кармен Тегано. Все были проинструктированы, что по ходу занятия надо делать заметки. В конце семинара Тегано собрал тетради и посмотрел, кто что записал. У Мэннинга были заполнены 30 страниц. В ту ночь Кармен сказал своей жене: «Если Господь того желает, и я проживу достаточно долго, то я или буду работать для этого парня, или буду голосовать за него». Уже через год Теннесси, направляемый рукой Пейтона Мэннинга впервые за десять лет победил университет Алабамы, а десять месяцев спустя больницы Юга зафиксировали первую вспышку Пейтонов. «Это была настоящая эпидемия», как-то сказал старший брат Мэннинга Купер, который играя за команду университета Миссисипи, из-за серьезной травмы спины был вынужден оставить футбол. С 1996 по 1998 годы в общей сложности только в Медицинском Центре Теннесси родилось 68 Пейтонов. Сравните это с десятью Пейтонами за предыдущее десятилетие. К 1997 году, согласно статистики сайта babynames.com, это имя оказалось на 51 месте среди всех новорожденных в стране. К 2009 году это имя достигло своего пика, добравшись в рейтинге до 42 места.

Как-то одна семья прислала фотографию двойняшех, наряженных во все оранжевое. «Что я должен им ответить?», спросил Пейтон своего отца Арчи, знакового квотербека все той же Оле Мисс. «Я не знаю», ответил тот. «В честь меня называли только собак да кошек». Близнецов из Ноксвилла в итоге назвали Пейтон и Мэннинг. Один мальчик, родившийся за пределами Теннесси, был назван Пейтон Купер, как напоминание на примере братьев, что жизнь никому ничего не гарантирует. Один может достичь успеха, а другой нет. Врачи в штате Кентукки уговаривали одну женщину назвать своего новорожденного сына Тимом, в честь квотербека Кентукки Вайлдкэтс Тима Коуча. «Это будет гораздо более успешное имя», говорили они ей. «С таким именем мальчик добьется значительно бОльшего успеха». Но пришлось, хоть и нехотя, зарегистрировать еще одного Пейтона.

Неординарное имя вызывало и замешательства. Врач-педиатр Тара Беннет как-то увидела, что к инкубатору прикреплена табличка с именем «Пайтон». Она обратилась к старшей сестре, заметив, что имя написано неверно. «Нет, так нам сказала его мать», настаивала медсестра. Спустя 24 часа медицинская карта была исправлена – благодаря внимательности Тары Беннет на свете стало одним Пейтоном больше.

Для настоящих фанатов нет ничего более личного, когда в качестве проявления своей преданности, они называют свое потомство именем спортсмена, играющего в любимой команде. Но этот выбор связан с серьезным риском, особенно, если учитывать, что любимый игрок учится на втором курсе колледжа. Кто знает, что его ждет впереди? Ведь имена становятся и синонимами скандалов. В таких случаях вы всегда можете купить новый свитер или повесить другую фотографию, но изменение свидетельства о рождении куда более сложное занятие. «Конечно, он мог быть и безнадежным в профессионалах», говорит Ким Дюк. «Но я словно знал в глубине души, что Пейтон станет особенным». На втором курсе колледжа в Ноксвилле у Ким было обнаружено опухолевое заболевание лимфатической системы. Она прошла курс химиотерапии, после чего врачи сообщили ей, что детей она рожать больше не сможет. В любом случае, у нее уже был Пейтон Дюк. «Он не квотербек, он даже не футболист», говорит она. «Но мы вырастили его, сделали добрым и честным человеком. Это объединяет его со своим знаменитым тезкой».

Хоть дядя Пейтон и умер холостяком, его имя будет жить вечно. Потому что Арчи помнит, как лет двенадцать назад читал в одной студенческой газете статью про учителя первого класса, у которого училось сразу девять Пейтонов. В 2007 году новостной портал Ноксвилла устроил перекличку среди своих читателей с именем Пейтон, и получили 160 ответов. «Вы надеетесь, что ваши дети будут вершить великие дела вне зависимости от того, как вы их назовете», говорит Дана Лара. «Но называя их в честь кого-то, вы верите, что это даст им некоторую фору». Ее сын Пейтон Лара сейчас начинающий инженер-ядерщик со средним баллом при поступлении 4.46 из 5 возможных.

1997 год. Мэннинг работает со штангой в тренировочном зале Tennessee Volunteers.

Имя не гарантирует ничего. Пейтона Дюка больше интересует искусство, нежели спорт. Любимый футболист Пейтона Проуса – младший брат семейства Мэннингов, квотербек Нью-Йорк Джайнтс Илай. «Если ты назван в честь человека, который многого достиг, значит и ты немного особенный, значит, ты тоже можешь сделать что-то особенное», говорит Пейтон Робинетт, биолог с черным поясом по тхэквондо.

В течение двух десятилетий Пейтон Мэннинг методично устанавливал стандарты для всех квотербеков лиги. Как-то матери Пейтона, Оливии, одна из ее подруг, чьи дети учились в одной и той же школе, сказала: «Он и правда, умен не по годам. Он просто заходит на экзамен и сразу его сдает». Показательная ремарка. Пейтон всегда делал свою работу и никогда не разочаровывал семьи, поверившие в него. Он закончил колледж Теннесси по коммуникации и информатизации с таким средним баллом, который до сих пор является наивысшим среди всех выпускников.

На комбайне в Индианаполисе, перед драфтом 1998 года, тренеры по силовой подготовке из Сан-Франциско, Баффало и Оклахомы замеряли параметры Мэннинга. Когда те закончили, Пейтон на полном серьезе спросил их, насколько больше в нем доля жировой массы, по сравнению с другими футболистами. Тренеры подавили смех. «Он же первый выбор в драфте», пробормотал один из них. «Почему он котируется вторым?». Тогда главным конкурентом Пейтона был квотербек Райан Лиф, игравший за Вашингтон Стэйт. Лиф торжествующе согнул руки, показав бицепсы, хотя в нем было килограмм 15 лишнего веса. «Вот в чем была разница», говорит бывший тренер Баффало Джон Торине. «Когда Пейтон умрет, то на его надгробье должно быть написано: все имело для меня значение».

Затем, выбранный Индианаполисом под первым номером, Мэннинг превратил комнату для совещаний квотербеков в свой офис. Он установил видеопроектор в подвале своего дома. Он следил за каждой практикой. за каждой игрой. По субботам, после прогулки, он закрывался на базе в комнате с игровым оборудованием, чтобы спокойно подобрать себе двенадцать мячей. После чего он мыл руки, а затем бросал мячи один за другим специалисту по инвентарю, крича «игра», если мяч начинал закручиваться, словно ввинчиваясь в воздух, либо «перед игрой», если этого не происходило. «Почему швы не могут сделать совершенными?», спрашивал он. Да он бы шил мячи сам, если бы мог.

Пейтон Мэннинг только однажды выигрывал Супербоул, что является какой-то моральной неудачей в его «все или ничего» возрасте. Но он был и остается повседневным чемпионом, примером для подражания. Ракета с лазерным наведением, так называл сам себя Пейтон, снимаясь в знаменитой рекламе компании Sprint, подразумевая силу и точность брошенного мяча. На сегодняшний день он управляет лучшей в АФК командой с шикарным нападением и угрожает побить сразу два рекорда НФЛ: по количеству тачдаунов и пасовых ярдов. Однако вовсе не по этой причине Пейтон Мэннинг был назван спортсменом года.

Чтобы объяснить этот выбор, достаточно привести слова из выпускной речи Пейтона Робинетта, которые тот произнес в июне 2013 года: «Я призываю вас запомнить тот опыт, который вы получили. Будьте готовы написать свой сиквел. Будьте готовы нести ответственность. Будьте готовы к невзгодам и трудностям. Будьте готовы к переменам».

Пейтон был сыном знаменитости Нового Орлеана, он получил образование в прославленной школе Ньюмана. Он был новичком №1 в стране и стал выбором №1 на драфте. В 23 года выйдя на поле в составе Индианаполис Кольтс, за сезон он пропустил только один снэп, сразу же став лучшим новичком НФЛ. Конечно, он проигрывал и в Гейнсвилле (Гейторс), и в Фоксборо (Пэтриотс). Иногда он говорил родителям, что проще сыграть регулярный сезон 9-7 и пропустить плей-офф, чем страдать от горя в январе. Ему попадало, его били на поле, сталкивались с ним головами. Но он все равно мог на автопилоте завершить сезон 13-3, кинуть больше 4000 ярдов, 30 тачдаунов, пропустить первый раунд плей-офф и обеспечить свое поле во втором. Его карьера была словно в фентези-футболе. Сказка.

2012 год. Шрамы на шее Мэннинга после хирургического вмешательства. Первый день Пейтона в тренировочном лагере Бронкос - раздача автографов. 

А потом он проснулся. Это было 11 сентября 2011 года. Он лежал на кровати в отеле Марина-дель-Рей, что в Калифорнии. Только что закончилась четвертая за последние два года операция на шее по удалению межпозвоночной грыжи, которая защемляла нервы, убивая его легендарную правую руку. Индианаполис играл с Хьюстоном, и впервые за 13 лет кто-то другой играл на позиции квотербека. Это оказался разгром. Они проиграли 7-34. Больше ничего не радовало в этой жизни. «Это было тяжело смотреть», вспоминает Мэннинг. «Я был разочарован, я упал духом, потому что я был не в состоянии делать то, что так люблю. Я не знал, смогу ли повторить все это вновь.  Такие у меня были мысли. Так действительно было». Летом 2011 года нерв настолько опустошал его силы, что он не мог выбраться из постели. Он не мог поднять полуторакилограммовые гантели. Когда он пытался кинуть мяч, приходилось прыгать на одной ноге. Походка стала странной. А мяч в лучшем случае пролетал 8 ярдов. Это было тяжелое время.

Тем же летом Мэннинг посетил ежегодный выпуск семейной академии квотербеков в Луизиане. «Почему ты не можешь мне бросить один пас?», удрученно спросил один из молодых принимающих. Пейтон, с трудом удерживая мяч в руке, пробормотал в ответ: «Я просто не могу. Пусть Илай бросит тебе разок». Он не смог бросить, даже когда вокруг не осталось никого, кроме обслуживающего персонала. Он не мог показать всем, что стал похож на подбитую утку. «Пейтон не очень хорошо маскировал то, что он чувствует», говорит его брат Купер. «Вы могли это услышать и в первом «привет» и в последнем «прощай». Я впервые увидел, как сильно он был уязвим. Тогда же я увидел, как Пейтона накрыли негативные эмоции, а в его голове появилась мысль «не слишком ли многим придется пожертвовать, чтобы выиграть эту битву».

Будучи школьником Мэннинг любил перед сном наведаться в родительскую спальню, лечь поперек кровати и обсудить преимущества того или иного колледжа. Перед заключительной операцией он вновь вернулся в Новый Орлеан и лег как в детстве. «Я послушаю, что скажут врачи», сообщил он родителям. «Если они вновь скажут, что я не смогу играть, значит, это станет просто хорошим путешествием». Четвертая операция была для него словно четвертый даун.

Он был поразительно спокоен. «Кто я такой, чтобы жаловаться», спрашивал сам себя Мэннинг. «Кто я такой, чтобы говорить, почему это происходит со мной? У меня было 20 лет невероятной удачи. Другие игроки уже закончили карьеру. А Купер так ее и не начал». Жена Пейтона, Эшли, только что родила ему первых детей, близнецов Мосли и Маршалла. Домашние видеозаписи вдруг показались ему намного привлекательнее, чем видео с Патриотами. «Я изучил матчей достаточно, чтобы хватило на пару карьер», говорит Мэннинг. «Мой мозг решил, что пора отдохнуть». Эшли, которая была с Пейтоном еще с колледжа, но до сих пор оставалась вне поля зрения общественности, оказалась той, в чьем нежном подталкивании он так нуждался. «Ты должен попробовать», однажды сказала она.

Так начался сиквел Пейтона Мэннинга, которым Пейтон Робинетт может гордиться.

 

Продолжение следует ...

 

Перевод Rotoz

Текст взят с сайта http://sportsillustrated.cnn.com

Автор текста Lee Jenkins