Особенности национальной юстиции. Что там с тремя громкими судебными процессами в НФЛ
До старта очередного сезона в НФЛ еще более пяти месяцев, а потому есть возможность спокойно и без суеты разобраться с околофутбольными процессами, тем более что некоторые из них потенциально могут повлиять и на футбольную составляющую предстоящего сезона.
Сейчас на повестке дня три громкие юридические истории, каждая из которых развивается по весьма интересному (а иногда и очень неожиданному) сценарию. Но обо всем по порядку.
Брайан Флорес против всех. Но особенно против «Долфинс», «Бронкос» и «Джайентс»
Вкратце напомним, что в начале февраля 2022 года бывший тренер «Майами» подал коллективный иск против трех футбольных клубов (к каждому из них у него были свои претензии) и в целом против НФЛ, обвиняя последнюю в систематической расовой дискриминации тренеров, представляющих цветные меньшинства.
Коллективный иск — это особый вид судебной процедуры в США, предполагающий, что к такому иску может присоединиться любое лицо, которое посчитает, что его права нарушены в той же степени и по тем же основаниям, что и права лица, изначально обратившегося с иском.
Проще говоря, любой чернокожий тренер, который считает, что он лишился или не получил работу в лиге из-за расовой дискриминации потенциально может стать соистцом в коллективном иске Брайана Флореса.
Материал по теме: «Мы наш, мы новый мир построим…» Чем грозит НФЛ судебная тяжба с Брайаном Флоресом?
Изначально в деле Флореса смущало очень многое, но особенно тот факт, что адвокаты экс-тренера «Майами» попытались соединить в одном иске абсолютно разные требования и основания.
Претензии к НФЛ, «Бронкос» и «Джайентс» основаны на предполагаемой расовой дискриминации, лежащей в основе кадровой политики лиги в целом и указанных клубов, в частности. А вот к своему бывшему работодателю у Флореса претензии совсем иного характера — тренер утверждает, что владелец франшизы предлагал ему денежное вознаграждение за проигранные матчи с целью занять более выгодную позицию на драфте.
События последнего месяца пролили свет на то, почему адвокаты Флореса попытались смешать в одну кучу все эти требования.
Как выяснилось, профессиональный контракт Флореса с «Долфинс», как и любой другой контракт футболиста или тренера, содержит так называемую «арбитражную оговорку». Арбитражная оговорка — это условие контракта о том, что любой спор между работодателем и работником, возникший в связи с его участием в НФЛ, подлежит рассмотрению и разрешению путем арбитражных (третейских) процедур внутри самой лиги.
Иными словами, наличие в контракте арбитражной оговорки, по сути, препятствует работнику или работодателю (в нашем случае — Брайану Флоресу) обращаться в государственный суд с иском против своего бывшего клуба.
Юристы «Долфинс», естественно, не преминули воспользоваться указанным пунктом контракта и обратились в НФЛ с просьбой активировать внутренние арбитражные процедуры для разрешения спора с Флоресом.
В свою очередь, адвокаты Флореса также направили Роджеру Гуделлу обращение, в котором просили отказаться от использования внутренних арбитражных процедур и согласиться на рассмотрение заявленного иска в государственном суде.
В чем принципиальное различие между рассмотрением дела путем арбитража и разрешением спора в обычном порядке в государственном суде? Дело в том, что по установленным лигой правилам арбитражная процедура является закрытой и конфиденциальной в отличие от правил рассмотрения коллективного иска в государственном суде. Учитывая, что основная тактика адвокатов Брайана Флореса направлена именно на максимальную публичность этого процесса с целью оказания давления на НФЛ и владельцев франшиз, перевод данного процесса в закрытую арбитражную процедуру максимально невыгоден заявителям.
Ну и, конечно, шансы на успех в таком деле резко падают в том случае, если внутренний арбитраж НФЛ будет рассматривать спор, в котором на кону поставлена репутация самой лиги.
Именно поэтому адвокатская группа, обслуживающая интересы Флореса, заявила коллективный иск с потенциальным присоединением неограниченного круга «жертв» расовой дискриминации, что максимально усложнить перевод этого спора из юрисдикции государственного суда во внутренний арбитраж НФЛ.
По слухам, очень скоро к коллективному иску Флореса могут присоединиться еще несколько истцов (вскоре после написания этого текста так и случилось — подключились бывший главный тренер «Аризоны» Стив Уилкс, а также Рей Хортон — Прим. ред.), а на конец апреля назначены предварительные слушания в Федеральном окружном суде Южного округа Нью-Йорка. Будем надеяться, что федеральный судья Валери Капрони прольет свет на траекторию тех юридических процедур, которые будут сопровождать это дело в ближайшие несколько месяцев.
Массажистки Хьюстона против Дешона Уотсона
«Поэт в России — больше, чем поэт» писал незабвенный Евгений Евтушенко в своей поэме «Братская ГЭС» в уже далеком 1965 году. Вот и молодой, пышущий силами квотербек Дешон Уотсон решил, что в штате Техас массажистки должны не так узко рассматривать свою профессиональную деятельность, когда дело касалось темнокожего футболиста.
В итоге в марте-апреле 2021 года против Дешона Уотсона было подано 23 заявления от женщин, которые обвиняли футболиста в неподобающем сексуальном поведении и склонении к действиям сексуального характера против воли женщин.
Сюжетная линия во всех 23 заявлениях была почти идентичной, различались только детали описываемых событий. Если описывать события схематично, то во время массажа Уотсон пытался различными способами убедить девушек в том, что им стоит рассмотреть его кандидатуру в качестве сексуального партнера здесь и сейчас. Большая часть девушек отказалась от этого увлекательного предложения, кому-то пришлось его принять — всё это по большому счету нюансы, которые решающей роли уже не играют.
К делу подключились, как полагается, адвокаты, и началась долгая нудная процедура американского сутяжничества, которая уже стоила Дешону Уотсону целого игрового сезона.
И вот в марте 2022 года наконец-то случился прорыв, которого так долго ждали владельцы франшиз НФЛ, да и сам Дешон Уотсон, конечно же.
Из 23 заявлений по 10 эпизодам адвокат предполагаемых жертв Тони Базби просил возбудить уголовное дело против Дешона Уотсона. 11 марта 2022 года Большое жюри присяжных графства Харрис штата Техас после завершения слушаний вынесло решение о том, что представленные доказательства не являются достаточными для возбуждения уголовного дела по каждому из инкриминируемых эпизодов.
В практическом смысле это означает, что теперь весь этот «массажгейт» переходит исключительно в сферу гражданского судопроизводства, что открыло путь для продолжения карьеры Дешона Уотсона в НФЛ.
Тем не менее, важно понимать, что американская юстиция представляет собой уникальное творение человеческого разума и почти никогда не поддается адекватному осмыслению за пределами англо-саксонской системы права.
Например, в гражданском и уголовном процессах используются различные стандарты доказывания, что иногда на практике приводит к невероятным событиям. В легендарном деле О. Джей Симпсона обвиняемый был признан невиновным жюри присяжных по уголовному делу, однако, по линии гражданского судопроизводства суд удовлетворил требования родственников погибшей и обязал Симпсона выплачивать компенсацию за убийство своей жены.
Именно поэтому отказ в возбуждении уголовного дела означает лишь то, что Уотсон точно не окажется в тюрьме. Перспективы же развития гражданских исков весьма непредсказуемы, учитывая скандальный характер адвоката потерпевших.
Ну и самое главное, если возвращаться к футбольному контексту, отказ в возбуждении уголовного дела вовсе не означает, что НФЛ теперь точно не применит к нему дисквалификацию.
Как показывает предыдущий опыт, НФЛ руководствуется всегда собственными представлениями о прекрасном. В нашумевшей истории Зика Эллиота, который имел обыкновение немного поколачивать свою подруженцию, были примерно схожие обстоятельства в части отказа в возбуждении уголовного дела. Однако, это не помешало НФЛ признать бегущего «Ковбоев» виновным в нарушении внутреннего регламента лиги по недопущению домашнего насилия и дисквалифицировать его на 6 игр.
После просмотра культового сериала «Место встречи изменить нельзя» Роджер Гуделл так объяснил Джерри Джонсу дисквалификацию Эллиота: «Ему нужно было со своими женщинами вовремя разбираться и СМС-ками не разбрасываться как попало. Так что наказания без вины не бывает, Джерри!»
Собственно, такой сценарий представляется наиболее вероятным и в «массажной саге» Дешона Уотсона. Именно поэтому контракт квотербека с «Кливлендом» составлен таким образом, что потенциальная дисквалификация футболиста в сезоне 2022/2023 минимально отразится на финансовом благосостоянии франшизы и самого футболиста.
Дети лейтенанта Джонса
Кстати, о Джерри Джонсе… Главного ковбоя Северной Америки тоже накрыла судебная волна. В суд обратилась 25-летняя Александра Дэвис, которая утверждает, что Джерри Джонс является её биологическим отцом, и что при рождении Александры владелец «Далласа» и мать Александры Дэвис — Синтия Дэвис заключили соглашение о конфиденциальности.
Суть соглашения сводилась к тому, что Джерри Джонс взял на себя обязательства по финансовому обеспечению Синтии и Александры Дэвис (единоразовыми и регулярными платежами) в обмен на сохранение конфиденциальности о личности предполагаемого биологического отца. По условиям соглашения в случае, если конфиденциальность была бы нарушена со стороны Дэвис, все финансовые обязательства Джонса перед ним подлежали бы прекращению.
В своем иске Александра Дэвис просит суд признать, что указанное соглашение о конфиденциальности на неё не распространяется в связи с тем, что она его не подписывала (соглашение было подписано матерью Александры в 1998 году, через год после рождения Александры).
Заслуживает внимания и драматическая история взаимоотношений Джерри Джонса и Синтии Дэвис. Джерри (женатый мужчина) встретил Синтию (замужнюю женщину), которая работала на тот момент билетным агентом авиакомпании America Airlines в аэропорте города Литл-Рок (штат Арканзас), и у них завязались отношения.
Как водится, Синтия Дэвис не выдержала двойной жизни и в итоге развелась с мужем (Джерри активно способствовал этому, финансируя бракоразводный процесс). А вот владелец «Ковбоев» по традиции, видимо, кормил женщину обещаниями развестись в недалеком будущем, которое так никогда и не наступило. Зато у этой прекрасной пары в 1996 году родилась дочь Александра, отцовство которой Джерри никогда не признавал. Тем не менее, во избежание кривотолков, сплетен и публичного скандала Джонс предложил Синтии заключить упомянутое выше соглашение, и вплоть до марта 2022 года конфиденциальность соблюдалась всеми сторонами.
По утверждению адвокатов Александры Дэвис, её единственной целью сейчас является обнародование правды, потому что за все эти годы она была истощена жизнью, в которой она вынужденно скрывала правду о своем отце. Более того, её мать страдает тяжелым заболеванием, и Александра хочет, чтобы еще при жизни матери в свидетельстве о рождении Александры в графе «Отец» прочерк был заменен на имя и фамилию её настоящего отца.
Однако, адвокаты Джерри Джонса, в свою очередь, обвиняют девушку в попытке банального вымогательства, утверждая, что до подачи иска в суд Александра Дэвис неоднократно пыталась получить с владельца «Далласа» дополнительное финансовое обеспечение в размере 20 млн долларов в обмен на хроническое молчание.
Ну и вдобавок, следует отметить, что историю Александры Дэвис пытаются увязать с историей вокруг бракоразводного процесса законной дочери Джерри Джонса — Шарлотты Джонс со своим мужем Дэвидом Андерсоном, выставляя все эти громкие скандалы в качестве единой спланированной атаки на семейство Джонс.
В общем, на данный момент ясно только то, что Джерри Джонсу есть чем заняться в футбольное межсезонье.
Например, в гражданском и уголовном процессах используются различные стандарты доказывания, что иногда на практике приводит к невероятным событиям."
Как раз-таки в разных стандартах доказывания ничего необычного нет, это и в континентальной системе права используется.
К примеру, если вы сбили на машине человека, то следователь или суд могут прийти к выводу о невиновности в совершении преступления, однако в гражданском процессе одновременно с этим вполне вероятно взыскание компенсации морального вреда.