Уилл Паркс – еще один твиннер для современной защиты
Закостеневшие оборонительные схемы с трудом справляются с прогрессивными координаторами атаки – извечная война снаряда и брони, ведущаяся с переменным успехом. Если раньше на первом дауне игрался вынос, теперь пас. Четыре ресивера на первом дауне – не редкость. Передача в ситуации 3-и-2. Пока атака побеждает, однако в сезоне 2018 «никель» игрался в 68% снэпов. Это подвижка. И постепенно универсальные сэйфти превращаются не просто в модную тенденцию, а в один из способов контроля пас-ориентированного нападения.
Твиннеры (от between) – гибридные игроки, выходящие из колледжей без четкой роли, способные, при определенных условиях, успешно играть на различных позициях, при этом физические и атлетические параметры не позволяют использовать футболиста лишь на одной из них. Ты 180 см и 100 кг? Слишком тяжелый для сэйфти, слишком легкий для лайнбэкера – раньше на таких сливали пики последних раундов. Сейчас скаутские службы гоняются за подобными проспектами.
Поход команд по использованию игроков на позициях, которые позволяют эксплуатировать их лучшие качества, не нов, но давно потерявший актуальность. Теперь он возвращается на футбольную сцену. Такие игроки, как Дервин Джеймс и Джамал Адамс способны играть по всему полю, исполняя различные роли и обеспечивая защите необходимую гибкость. Дион Букэннон и Марк Бэррон приходили в НФЛ сэйфти-хиттерами, с планами наводить ужаса на ресиверов, бегающих свои маршруты через середину поля. В итоге оба трансформировались в гибридных лайнбэкеров, что не помешало уничтожать принимающих.
Тайрон Мэттью, начинавший корнербэком, отныне сэйфти, слот-корнер и блиц-рашер. Морган Бурнетт, Террелл Эдмундс, Маркус Аллен – все они в студентах играли, в определенных пэкеджах, лайнбэкеров. Кемал Измаел начинал как стронг-сэйфти, после чего был переведен на роль стронг-сайд лайнбэкера. Даниел Соренсен – пришел в лигу как фри-сэйфти, став никель-лайнбэкером и стронг-сэйфти. Шак Томпсон играл в колледже сэйфти и лайнбэкером. Ти Джей Макдоналд – формальный сэйфти, часто играющий никель-лайнбэкера. Малколм Дженкинс – сэйфти, корнербэк, лайнбэкер. Карим Джексон – сэйфти-хиттер и корнербэк.
Окленд в этом году взял в первом раунде гибридного сэйфти Джонатана Абрама, поигравшего в секондари на всех позициях. Пэкерз своим вторым выбором (24 оверолл) взяли Дарнелла Сэведжа – бокс/дайм сэйфти и динамичного лайнбэкера, готового к ран-стопу. И это лишь часть гибридных сэйфти НФЛ, чей приток с драфтов все возрастает.
Денвер пришел к этому недавно. В прошлом сезоне Бронкос, в поисках тропы, выводящей на широкую дорогу универсализма, взяли бывшего сэйфти-лайнбэкера Редскинс Суа Крейвенса, который так и не заиграл из-за травм. Вместо него на радар, отслеживающий сэйфти-универсалов, попал Уилл Паркс. Портал Pro Football Focus поставил его на 28 место среди 95 оцененных сэйфти.
В 2018 из 572 снэпов Паркс сыграл 224 в боксе (в статусе инсайд-лайнбэкера и стронг-сэйфти), 198 как фри-сэйфти, 88 как слот-корнербэк, 42 как внешний лайнбэкер и даже 20 как внешний корнер. Денверский универсальный армейский нож, современный гибридный защитник – Паркс - обеспечил ценный вклад в статус одной из лучших защит лиги (11 место по итогам 2018).
Что сделало прошлый сезон Паркса еще более впечатляющим, так это тот факт, что три его лучших игры пришлись на команды с мощным неординарным нападением. На 17 неделе против Чарджерз он получил от PFF элитный грейд 93,3. На 12 неделе грейд составил 87,3 – и это был матч против Питтсбурга. На 6 неделе Паркс сыграл против непобедимых Рэмс с итоговым грейдом 86,6.
Сильнейший аспект игры Паркса в 2018 – его работа в прикрытии. Если брать пасовый рейтинг квотербэков при передачах в его сторону, то он 16-й лучший среди сэйфти. Возможно, выборка не слишком репрезентативная, однако при 26 таргетах за сезон он позволил сделать 16 приемов на 183 ярда без тачдаунов – Паркс один из шести сэйфти (минимум 250 снэпов в прикрытии), кто не пропустил через себя пас в тачдаун.
Если смотреть на его снэпы в роли слот-корнера, то цифры еще лучше. В слоте на 73 снэпах защитник Бронкос получил в свою сторону 10 таргетов, допустив 5 приемов на 87 ярдов и сделав один перехват. Паркс пятый сэйфти в слот-кавредже по результатам прошлого года. Что касается приемов в слоте, то он позволял их делать примерно каждые 15 снэпов, что приравнивается к девятому месту в лиге.
Одна из ролей универсала Паркса – это пас-раш, чем он занимался относительно часто. Его 37 пас-раш снэпов – девятое место среди всех сэйфти. На его счету 4 давления на квотербэка – два хита и два вынужденных броска за пределы поля.
Жесткий хит никогда не был проблемой для Паркса. Некоторые из них даже выигрывали матчи.
На драфте 2016 Денвер выбрал Паркса в конце шестого раунда, своим предпоследним пиком перед пантером Райли Диксоном – вот изначальная ценность ди-бэка-твиннера в глазах всех генеральных менеджеров (Денвер также не оценил его гибридные перспективы). С ростом 183 и весом 93 кг, пробежав на Комбайне 40 ярдов за 4,63 (результат за пределами топ-10), казалось, что его место в спецкомандах - и это в лучшем случае.
Один из красных флагов Паркса – низкий скилл игры на мяче. Да, он не корнербэк, но мы про универсализм. За студенческую карьеру в Аризоне у него было 4 перехвата с нулем в выпускной год, что подтвердилось и в НФЛ – три перехвата за три сезона. Он плох в мен-ту-мен, но за счет футбольного IQ достойно выглядит в зонном прикрытии. Неспособный поддерживать высокую скорость на длинных маршрутах, без взрывного стартового ускорения, Паркс действует на инстинктах и футбольном интеллекте, обладая достаточной скоростью для преследования бегущих или тайт-эндов на первом уровне, а также зарекомендовав себя как ран-стоппер.
Ему есть что улучшать и в других аспектах игры. В выпускной год в колледже он сделал 11 мис-тэклов. В 2018 году таковых накопилось шесть (4 против паса, 2 против выноса) – это много, учитывая всего 3 матча в старте, хотя Паркс и сыграл во всех 16 играх регулярного сезона. Более того, это один из худших результатов среди всех сэйфти НФЛ (78 место из 95).
Паркс может прогрессировать и дальше - все за счет усилий Вика Фанжио. Бывший координатор защиты Чикаго умеет и любит маскировать защиту за счет большой гибкости выпускаемого на поле персонала, когда соперник не знает, кто из игроков оттянется в прикрытие, а кто отправится в пас-раш или нырнет в бокс. Фанжио создал одну из лучших защит, а вместе с ней превратил Эдди Джексона и Эдриана Эймоса в двух топ 10 сэйфти лиги. Как и Паркс, оба использовались Фанжио на разных позициях, хотя никто из них и не отправлялся в пас-раш.
Парксу повезло, что Фанжио предпочитал действовать из базовой схемы Кавер-3: в сезоне 2018 Чикаго применял ее против паса в 28%. Он хорошо знаком с Кавер-3 – это вторая по популярности схема Денвера после Кавер-1. Грейд Паркса в прикрытии из Кавер-3 составил 73,0, когда из Кавер-1 только 62,2.
Парксу повезло, что на бровке Бронкос появился такой специалист, как Фанжио. Мало быть универсалом – нужен тренер, способный найти способы и формы, в которых твоя гибридность будет приносить успех. Сегодня от сэйфти требуется не только работа в боксе или хиты. Они должны уметь защищаться от паса. В противном случае пасовое нападение играет против десяти защитников. Раннинбэки бегают слот-рауты. Тайт-энды бегут ап-маршруты. Пас-ориентированная атака пытается воспользоваться преимуществом в каждом конкретном матчапе. С гибридными ди-бэками это делать намного сложнее.
С уходом опытного Дэриана Стюарта и появлением Фанжио, Паркс потерял одного наставника, но приобрел другого. Благодаря гибридным навыкам, Паркс наверняка будет в старте на постоянной основе, несмотря на появление в Денвере еще одного многогранного ди-бэка Карима Джексона, способного одинаково хорошо играть и корнербэка, и сэйфти (пока Фанжио склоняется к преимущественному использованию Джексона на бровке). Все остальное в руках и в голове самого Паркса.
Если что, можно черкнуть мне здесь в ЛС.