Как было задумано: что детская команда по американскому футболу может сделать за два года
«Dream big, stay real». Это слоган сериала «All American», который где-то перевели на русский, как «Всеамериканский», а где-то - «Стопроцентный американец». Перевод разный, но суть одна - Спенсер Пейсингер несмотря ни на что не хочет отказываться от мечты стать профессиональным игроком в американский футбол.
Трудности бывают разными. Из России ты вряд ли попадешь в НФЛ, разве что на трибуны, но это не мешает юниорам «Адмиралов» заниматься тем, что им нравится - играть в американский футбол.
В марте 2019 исполнилось два года с момента первой тренировки команды «Факел», и восемь игроков оттуда попали в юниорскую сборную России. В мае они вместе с остальными футболистами едут на чемпионат Европы.
Новороссийск - советский город в 21 веке как снаружи, так и изнутри. Собственно, как и большинство малонаселенных городов России. Ты можешь открывать модные заведения, копировать оформление мероприятий городов-миллионников или выпускать на сцену кавер-исполнителей треков Карди Би. Но не меняя «внутренний мир», твоя «обложка» останется бесполезной.
«Факел» основали на базе одноименной спортшколы. Директор Сергей Чепелев - рок-н-ролщик, не иначе, раз рискнул заняться всем этим, на городской взгляд, сомнительным делом. Андеграундная атмосфера новороссийского пригорода заставляет вспомнить о бандитских фильмах Голливуда и написать еще одну историю, в духе Квентина Тарантино или Мартина Скорсезе.
Когда ты въезжаешь в Гайдук, первое, что ты видишь - надпись из красных бочек «Детройт». Зная, что это за город, сразу в голове возникают призрачные пейзажи, но здесь разве что высоток нет. Гайдук - это гетто. Алкоголь, сигареты, старые гаражи и неосвещенные дворы - это то, как можно описать место, где занимаются футболисты. Один стадион на район - и тот не приспособлен к тренировкам.
Первое, что сделали сами юниоры - поставили лавочки по периметру, думая о том, что «болельщицы не должны стоять или сидеть на траве».
К первом внутрикомандному турниру по флаг-футболу поле было готово на сто процентов. Его покрывала зеленая трава, так как за этим футболисты тоже следили. В Гайдуке «на стадике крутят на тачках», но теперь «не в их смену». Сама школа «Факел» также играет в этом не последнюю роль, в частности, наконец, на поле есть разметка.
К первому внутрикомандному турниру лайнбекер Рамазан Магомедов выучил всех игроков НФЛ. Прошла всего пара месяцев, как начались занятия, не было дня, когда он бы не поинтересовался о чем-то у тренеров. И вот на протяжении двух лет Рамазан перед каждой тренировкой задает «миллиард вопросов», в том числе о том, как ему поступить в американский колледж, потому что ему очень хочется играть там в футбол. Даже несмотря на то, что было написано в первом абзаце.
Любой спорт - это всегда выбор. И либо твой выбор абсолютно правильный, например, кому передать пас, либо абсолютно неправильный, потому что если что-то не получилось, значит, надо было принять другое решение.
Когда ты живешь в Гайдуке, очень сложно противостоять устоявшемуся образу жизни. Футбол организовал юниоров, которые могли после школы сидеть на стадионе, бросать мусор на траву и курить за деревьями. Или делать это все после тренировки. Но выбор есть всегда. Одному юниору, которого заметили с сигаретой, предложили его сделать. Он выбрал остаться в команде и ходить на тренировки. Ты ученик старших классов, это возраст, когда тебе хочется быть крутым. Крутым можно быть по-разному, но обычно выбирают самый простой способ.
У тебя есть выбор: ехать на сборы национальной команды в Петербурге или не ехать, потому что у родителей деньги просить не хочется. Но ты делаешь выбор в пользу поездки и ищешь себе подработку, чтобы покрыть расходы на проживание и дорогу.
Предоставление альтернативы - это главная задача «Адмиралов» в работе с юниорами. Никита Болгов, главный тренер, на вопрос, как он собирается сохранять интерес к игре и всему тому, что происходит вокруг американского футбола, ответил, что пытается донести до игроков, что когда они женятся, они не смогут развестись с женой, если она им случайно надоела. Если ты приходишь в «Факел», то ты осознаешь, что бросать команду справедливо только в исключительных случаях.
У ди-энда Ивана Бородинова проблемы со спиной, которые могут помешать ему играть. Обидно осознавать это, когда ты уже попал в национальную сборную. Он попытался донести родителям, чтобы те делали, что угодно, потому что бросать футбол он не планирует.
Началось все с домашнего матча с «Гладиаторами» из Астрахани, с уже «пожившей» командой с огромной историей и выпуском детей в большой футбол. Игра завершилась с разгромным счетом для обеих сторон: точно никто не думал (разве что глубоко внутри), что игроки, которые впервые надели на себя экипировку, смогут закончить матч со счетом 42:0. Уж точно об этом не думали футболисты, которые приехали почти за тысячу километров в какой-то там Гайдук и теперь уезжают оттуда без единого очка. По иронии должен был пойти дождь, и он пошел! Не играла только максимально печальная музыка.
Давние друзья «Адмиралов», байкеры, после этого матча сказали, что взрослой команде теперь стоит брать тренировки у своих юниоров, а не наоборот (приветик), так как смотреть такие игры интересней.
Интересно участвовать в игре, придумывая себе истории, которые уже когда-то случались. Кто-то, например, сидел долгое время во втором составе, а потом выстрелил. Кого-то не брали в команду из-за роста, а потом увидели, как он сам занимается. Диме Машенцеву вообще ничего придумывать не надо было, он и так похож на Пейтона Мэннинга.
Высокого (190 см), светловолосого парня с большими руками тренеры сразу же определили в квотербеки, и даже в лагере у Талиба Вайса Дима занимался с распасовщиками. Ну и чтобы подтвердить всю подлинность самой по себе случившейся истории, на шлеме у него было написано «Мэннинг». Казалось бы, звезды сошлись идеально, но Дима решил, что в мире нападения Мэннингов уже достаточно, и теперь нужен еще один такой в защите. В сборной России и «Факеле» Пейтон Мэнни Дмитрий Машенцев играет ди-эндом.
Рамазан (так как он знает абсолютно всех из НФЛ, и это не шутка) придумал себе судьбу Рэя Льюиса. Решил, что раз он лайнбекер, то обязательно будет играть под 52 номером. Он очень просил Никиту дать ему эту джерси, объясняя это тем, что он уже подготовился ко всему, вплоть до того, что выучил его танец, правда пока стесняется его показывать. Тренер объяснил, что не хочет видеть танец как у Рэя, а хочет видеть игру. Рамазан пообещал, что все сделает для этого.
У ди-энда Саши Ходаковского все еще проще. Его старший брат Гриша играет на той же позиции в «Адмиралах», ясно, с кого брать пример.
После крупной победы над Астраханью «Факел» уехал на турнир «Астраханская осень 2018», где также проходили первые сборы национальной команды. Соревнования в гостях закончились не так, как планировалась, тем более до сих пор в воздухе витал волшебный шлейф от счета 42:0 после игры накануне. Два обидных поражения в одно владение вызвали глубокое разочарование. Когда ты резко взлетаешь, ты не ожидаешь такого же резкого падения, особенно держа в голове, что сейчас на тебя будут смотреть представители сборной. Возможно, на контрасте эти два события вытекли в одну реалистичную картину, которая сняла с глаз пелену, и одновременно воодушевила на новые свершения, но уже в джерси с надписью «national team».
Тогда глубокое удивление у штаба сборной вызвало то, что «Факел» только полтора года играет в футбол. В национальной команде уже был на тот момент стартовый квотребек, но после первых тренировок, тренеры сказали ему, чтобы он не расслаблялся, так как в Новороссийске играет Матфей Гуменюк, и он вполне может встать на его место.
Сборы, на которых все решилось, прошли в Санкт-Петербурге в феврале. Все восемь игроков, которые прилетели туда из Гайдука, попали в национальную команду. Упорная работа за неполные два года была вознаграждена всеми невербальными призами, которые включают в себя настроение, уверенность, опыт, самореализацию. В такой момент ты понимаешь, что перестаешь катиться кубарем с условного холма, потому что у тебя под ногами ровная земля, а впереди новая вершина, которая тебе обязательно покориться. Ну а вверх никто не катится.
Новая вершина - это сборная России и чемпионат Европы. Поменяло ли это что-то в сознании юниоров? Определенно. Поменяло ли это их? Нет. Перелет в Петербург занял очень много времени, сначала дорога до аэропорта - три часа, потом ожидание рейса, сам рейс, много нюансов. Все они привели к тому, что Ашот Дейнега очень срочно захотел есть. Можно было сделать ремейк сцены из «Шрека», где вместо вопроса «А мы уже приехали?» Ашот спрашивает: «Когда мы уже поедим?». Но ближайший обед мог случиться только после заселения в отель. Герман Харитонов, не учитывая этого обстоятельства, достал печеньки. Настроенные уши Ашота распознали шуршание, и печенье больше Герману не принадлежало. Это те мелочи, которые полностью передают фразу «Dream big, stay real». Она будет идти за «Факелом» на протяжении всего пути, откликаясь как на международных матчах, так и на играх в Гайдуке.
Поменяло ли это все взрослую команду? Скорее, да. Когда на тебе висит огромная ответственность не только перед юниорами, но и перед их родителями, то начинаешь мыслить иначе. Расточительность сменяется нестандартными решениями, которые приносят только выгоду. Особенно ценится помощь со стороны, учитывая то, что город пока не готов помогать. И когда главный тренер повторяет, что «детский футбол - лучшее, что случилось с ним в жизни», то это дает понимание, что всем этим занимаются правильные люди. А взрослые игроки, когда дело коснется детей и их поддержки, всегда будут теми, кто скажет: «яжеадмиралы», объясняя так свое поведение. В свою очередь я на каждый праздник, все падающие звезды, все цветки сирени с пятью лепестками, все 11:11 загадываю, чтобы все получилось так, как задумано. За два года получилось многое, и получится еще больше, потому что каждый, кто имеет отношение к «Факелу», воспринимает происходящее максимально серьезно: как-то Ашот взял с собой на внутришкольный турнир большую икону. Сказал, на удачу. Главный тренер Никита Болгов предположил, что можно взять маленькую. На что Ашот ответил: «Я уже однажды брал маленькую, и мы всем проиграли».