L-Way или L-Wood? О непростом выборе генерального менеджера «Бронкос»
Еще в колледже его прозвали Элвуд – как одного из братьев Блюз из одноименного фильма девяностых. Просто это было созвучно с его настоящей фамилией. Через некоторое время никнейм эволюционировал, ужавшись до короткого «Вуд». Никто из его партнеров не мог и предположить, что Вуд к 56 годам сыграет в пяти Супербоулах и еще дважды попадет туда в статусе генерального менеджера.
Но за белой полосой всегда приходит черная.
В 2016-м Денвер, впервые после пришествия на престол Джона, не пробился в плей-офф. С большой вероятностью Денвер повторит этот результат в 2017. Каким образом, один из самых успешных генеральных менеджеров последних лет, умудрился завести свою команду в зыбучие пески?
Поучительная история
Когда в 2011 году Элвей поставил жирный крест на Тиме Тибоу, он не исправлял собственную ошибку. Этот парень достался по наследству. Парень, в котором он не увидел ни настоящего, ни будущего франшизы. Возможно, потому что он сам был квотербэком, и кое-что понимал. Словно вампир, Джон не отражался в зеркале Тибоу. У них не было ничего общего.
Новичкам везет. Пейтон Мэннинг внезапно становится свободным агентом. Элвей рискует и оказывается в выигрыше. Шампанское, фейерверк и необъятный кредит доверия.
Нельзя сказать, что все закончилось внезапно. Нет.
Задолго до юбилейного Супербоула Джон Элвей принял решение, что Пейтон сыграл свой последний сезон. За «Бронкос» уж точно. Чего он не мог просчитать, так это реакции Брока Освайлера, которого не допустили до решающих матчей, вновь усадив на скамейку. Оказалось, что плана Б не существует. Предложив огромные деньги человеку, который всего семь раз выходил в старте, Элвей остался у разбитого корыта с квотербэком, которого он год назад взял на сдачу под общим 250 пиком. И это еще повезло. С Освайлером корыто оказалось бы бриллиантовым.
Райан Фитцпатрик, Колин Каперник, Марк Санчез. Вот и все, что мог предложить рынок свободных агентов. Казалось бы, Кудряшка Сью уже была в кармане, но внезапно выяснилось, что Каперник больше любит деньги, нежели футбол.
На драфте Элвей поднимается за Пакстоном Линчем, перехватывая того у Джерри Джонса. Плюс Санчез, подписанный на всякий случай. Батт-фамблер, парень-который-видел-как-играет-Мэннинг и студент – вот с кем Денвер оказывается в тренировочном лагере. Лучшим из худших стал Симиан, который, неплохо стартовав, нахватал травм и завалил остаток сезона.
Анализируя тот сезон, специалисты обосновали неудачу «Бронкос» различными цифрами и параметрами. Слишком короткие драйвы, не позволявшие контролировать время, когда это было так нужно. Отвратительная производительность в ред-зоун. Минимум биг-плеев на 20 и более ярдов за попытку. За все это ответственность можно возложить на бездарную о-лайн, травму Си Джей Андерсона или плохого координатора нападения.
Но я уверен, что они лукавят, когда не говорят главное: такая судьба ждет любую команду, где нет квотербэка. В Денвере его не было.
Кто виноват?
В отличие от 2011 года, в 2017 Элвей должен был исправлять свою ошибку. Он ждал Тони Ромо, как когда-то Пейтона Мэннинга. Но не дождался. Поманив морковкой, Джерри Джонс обманул Элвея, словно припоминая тому прошлогодний драфт. Конечно, Дак Прескотт – это редкостная удача. Как говориться, не было бы счастья… Но отыграться за тот трейд-ап было делом принципа.
Однажды, уже после окончания карьеры, Элвей закатил вечеринку, пригласив к себе домой партнеров по команде. По лестнице они спустились вниз. Это был не подвал, а мечта нормального мужика: огромный телек, кожаные кресла, забитый бар, покерный стол, видеоигры и большой бильярдный стол. Джон, отлично игравший в пул, пригласил померяться силами своего бэкапа, Уолтера Бристера.
До той партии Элвей ощущал себя парнем, который выигрывает все, в чем участвует. Еще бы – два Супербоула подряд под самый занавес! То, что не получалось сделать на тренировках, Бристер делает в этом подвале – он переигрывает Элвея. И что же чемпион? Он отказывается от матч-реванша, сваливая поражение на неровно установленный стол.
Через два дня в подвале появится новый бильярд. Бристер еще долго будет ждать приглашения сыграть, но так и не дождется.
Прогресс Линча или Симиана подтвердит правильность принятых решений. Кто знает, возможно упорствующий Элвей окажется прав, и кто-то из молодых людей станет звездой Лиги. Но может случиться и обратное, когда Джону придется признать, что он ошибся два раза подряд. Хочется верить, что Вуд давно отказался от теории кривых столов.
Однако то, что показывал Тревор Симиан весь прошлый сезон, больше походило на выступление неплохого бэкапа, но никак не стартера. Его тело не готово поглощать ущерб, который по ходу матча наносят защитники. Это непосредственно влияет точность броска и способность контролировать мяч. Здоровый Симиан выглядел хорошо. Уже после нескольких хитов – ниже среднего. Квотербэки обязаны выдерживать удары и укреплять ноги, что позволяет сохранять скорость движения и броска. Слишком многое зависит от нижней части тела, которую Тревор, похоже, не способен развить.
Пакстон Линч, как раз-таки, благодаря травмам Симиана, был стартером лишь в двух матчах. Но отыграл их ровно так, как и должен был сыграть студент, впервые столкнувшийся с профессиональной защитой. Ему было неудобно играть из-под центра, он боялся бросать в даунфилд и страдал на третьих даунах. Имея в среднем 5 ярдов за попытку паса, он словно давал сигнал координаторам соперника – я хочу побыстрее расстаться с мячом. Как и большинство новичков, Линч предпочитал чек-дауны, а не длинные передачи. Это, конечно, улучшает статистику в плане процента комплитов, но убивает нападение, которое топчется на месте.
Надо отдать должное – Элвей ни словом, ни делом не влиял на судьбу Линча, всецело отдав право решать, кто должен играть в старте главному тренеру. Возможно, именно равные возможности перед новым сезоном, которые пообещал предоставить своим квотербэкам Вэнс Джозеф (и надо признать, предоставил) и стали тем фактором, который повлиял на выбор именно этого хэд-коуча.
Что дальше?
Генеральный менеджер «Бронкос», словно на машине времени, вернулся в 2011 год. У него вновь нет франчайз-квотербэка. Словно сама судьба решила проверить Элвея на вшивость, мол, а теперь давай посмотрим на тебя, когда с небес не падают Пейтоны Мэннинги.
По большому счету, Денверу нужен кризисный менеджер. Уже сейчас. Может быть, поэтому с Элвеем и не продлевают контракт, который заканчивается после сезона 2017? Может, хотят посмотреть, на что он способен в смутные времена?
Сможет ли нынешний генеральный стать кризисным? Как минимум, он точно попытался, когда подчистую сменил тренерский штаб, добавив на бровку сразу двух координаторов нападения: МакКоя из «Чарджерз» и Масгрэйва из «Рэйдерз». Элвей дальновидно ослабил конкурентов, одновременно усиливая слабую сторону мяча.
Да, Майк МакКой вернулся в Денвер. Он попытается создать нападение, которое заработает с этими квотербэками. Однажды, когда в команде был Тим Тибоу, его пасовое нападение финишировало на 31 месте, а верный и надежный Риверс теперь играет за конкурентов. Это вызов. Но все, что требуется от МакКоя – это помочь защите. Надо научиться контролировать время, эффективно использовать ред-зоун и беречь мяч. Это позволит команде выигрывать, а квотербэкам развиваться.
У Денвера защита чемпионского уровня, но худшие в своем дивизионе пасующие. Защита, может, и выигрывает Супербоулы, но, чтобы туда попасть, потребуется и нападение. Нападение, которое стремится к нулю без умного парня за спиной о-лайн. Пусть не атака сезона 2013, но, конечно, и не прошлогодняя.
Фамилии квотербеков остались прежними. Отвечать за результат сезона будут другие люди. Коварство зыбучих песков в том, что внешне они выглядят вполне безопасными. Но только внешне. Затянуть может как за считанные минуты, так и за долгие месяцы. Джон Элвей должен быть осторожен.
С использованием latimes.com и theringer.com
Кстати, Виталий, как Вам Джамаал Чарльз? Сможет выйти на свой уровень?