8 мин.

Одинокий Король

В ночь с субботы на воскресение прошли турниры двух крупнейших ММА-промоушенов в мире. 220 турниру UFC пару составил Bellator 192. В главном бою вечера за титул чемпиона в полусреднем весе бились Рори «Красный Король» Макдональд и Дуглас Лима. В последнем же бою вечера (главным назвать его не повернется язык) прошел первый четвертьфинал Гран-При тяжеловесов между Чейлом Сонненом и Куинтоном «Рэмпейджем» Джексоном. Символично, что два самых громких боя поставили именно в такой последовательности. Организаторы словно пытаются заявить: у Bellator есть практически все для того, чтобы начать восхождение к вершине мира ММА, но он слишком привык спотыкаться о собственную тень. 

 

Соннен и Джексон

Можно бесконечно долго спорить на тему того, что именно определяет уровень организации, занимающейся организацией боев без правил. Безусловно, важнейшим (но не единственным) критерием является то, что происходит внутри октагона. Качество боев, однако, тоже можно мерить по-всякому. Тут стоит оценивать и зрелищность, и значимость для всего спорта как такового, и то, насколько качественную работу показывают бойцы. По каждому из этих критериев можно выбрать по несколько идеальных боев последних, скажем, 3-5 лет и определить, действительно ли секрет UFC кроется только лишь в сильнейшем наборе спортсменов. Безусловно, выбор у Даны Уайта на данный момент крайне богатый. Даже если вынести за скобки условного Конора Макгрегора, чью прогулку по Жозе Альдо можно поставить едва ли не на вершину списка самых значимых боев, то останется весомый список бойцов, выдававших ранее или же способных выдать экстраординарный бой (по всем критериям и по каждому в отдельности).

Хорошим примером является Андерсон «Паук» Сильва. Он годами был главной звездой промоушена, как боец, обладающий выдающимся набором умений и талантом устраивать удивительное шоу. О вкладе в развитие и популяризацию спорта тоже есть что сказать - был рекордсменом по защитам, дрался с лучшими. До боя, который мог изменить все ему не хватило, кажется, всего ничего: слишком многое указывало на то, что старина Дана всеми силами подводил его и ЖСП к эпичному рубилову. Безусловно, Паук уже не тот, хотя никто не усомнится в том, что он еще сможет, если захочет. При этом, есть много тех, кто все еще «те» и будет таковыми ближайшие несколько лет. Все указывает на то, что битву за уровень бойцов UFC выигрывает в одну калитку. Однако на этом не стоит останавливаться, сравнивая две организации. Два важных вопроса, следующих далее: "почему топовые бойцы идут к Уайту?" и "превосходит ли UFC Bellator в работе вне октагона?". И, как это часто бывает, ответ на оба вопроса будет один - превосходство UFC в работе над мелочами будет грамотнее назвать доминированием. Сейчас кажется, что к Скотту Кокеру (CEO Bellator) бойцы идут лишь по двум причинам: гонорары за бои и мягкие правила, не касающиеся спорта - от спонсорских реклам на шортах до выступлений под эгидой других организаций. Бойцы, обладающие амбициями, стремящиеся стать «настоящими» чемпионами и защищать пояса в боях с топовыми соперниками, либо обходят Bellator стороной, либо используют организацию, как трамплин в «первую лигу». Ярким примером является даже такая мелочь (на первый взгляд), как постановка телевизионной картинки и дизайн графики трансляции. Посмотрите сами, UFC:

 Bellator:

UFC 220
Bellator 192

Довольно легко определить трансляцию, организованную самой элитной организацией. А ведь еще несколько лет назад в UFC дела с мелочами обстояли совсем иначе. Вообще, в последнее время команда Даны Уайта очень серьезно поработала над тем, чтобы сделать все, связанное с промоушеном, подходящим под определение «эксклюзивный». Минимализм любого дизайна, строгие требования к шортам и топам, жесткие контракты, в которых прописано все - от стандартов допинг-тестирований до продвижения боя. Любой внимательный болельщик без труда сумеет детально описать все, что происходит между объявлением боя до момента, когда рефери стучит в ладони. Пресс-конференция, стейрдаун, видео-блог о тренировочном лагере, открытая тренировка перед боем, церемония взвешивания, еще стейрдаун, бой. Алгоритм неизменен уже больше полутора лет. Про то, как продвигает свои бои Bellator я, к примеру, знаю на порядок меньше. Вся эта эксклюзивная история с UFC очень напоминает принцип закрытой системы, введенной компанией Apple. И вновь, можно долго спорить о качествах продуктов этой компании, сравнивать с другими брендами, находить недостатки, но трудно спорить с фактом: яблочные владеют рынком и будут владеть им еще весьма долго. 

И даже с такими проблемами в «закулисной» работе у Bellator хватает по-настоящему топовых, потенциально звездных бойцов, находящихся в прайме: один только полусредний дивизион чего стоит (Макдональд, Лима, Ларкин, Пейдж, Корешков, Дэйли, ...). С набором, которым располагает Скотт Кокер вполне можно вести работу над развитием уровня организации. Однако, что же делает руководство?.. Устраивает Гран-При тяжеловесов. Погодите, не кричите так громко, я знаю, что афиша выглядит круто, я знаю, что старый-добрый формат Гран-При принес миру ММА так много легенд. Есть одно но: сочетание старый и добрый плохо подходит миру боев без правил. И это относится не только к формату. Средний возраст участников турнира - 38,6 лет, что, безусловно, не критично для тяжелого веса. Но просто для сравнения: средний возраст первой десятки рейтинга тяжелого веса + чемпиона UFC - 36,9 лет. При этом бойцов, которым 40 или больше в Гран-При целых три, тогда как в топе UFC их лишь двое. Но давайте не будем бегать при ходьбе, спросите Йоэля Ромеро, возраст - это лишь цифра, важно то, что в душе важен суммарный урон, полученный бойцом за время карьеры. Для тяжеловеса этот критерий наиболее критичен. А теперь подумайте об уроне, полученном такими бойцами, как Рэмпейдж, Рой Нельсон, Фрэнк Мир (практически определение понятия «уже не тот») и даже Федор Емельяненко, начиная еще с далекого Бигфута. Положим, для Федора урон еще пока не будет приговором, и он бы мог побороться с лучшими тяжами мира, если бы сменил подход к подготовке, но он не желает этого делать (то ли из преданности, то ли из нелюбви к переменам). Поэтому сейчас пробоин в готовности Последнего Императора находится не меньше, чем теорий о причинах его возвращения.

Пропустил немножко

Урон бывает не только физическим. К примеру, Чейл Соннен, крутой парень, по-настоящему талантливый грэпплер и вообще довольно опасный боец, запомнится фанатам ММА как тот, кому не хватило совсем чуть-чуть. В том бою с великим Андерсоном Сильвой он уверенно шел не только к титулу, но и к тому, чтобы одолеть бойца, который в глазах миллионов долгое время выглядел неуязвимым. Чейл пролежал на Пауке 4,5 раунда, чтобы за несколько секунд до конца быть пойманным в захват и вынужденно сдаться. Многие поспорят, но после этого боец, который был в секундах от вершины, прежним так и не стал. Не даром после того самого боя Андерсон Сильва продолжил свой путь к тому, чтобы называться одним из величайших бойцов в истории спорта. А Чейл Соннен навсегда остался… Чейлом Сонненом. Закрывая тему урона, просто подумайте о том, что сделали бы с любым из участников Гран-При такие бойцы как Стипе Миочич, находящийся в оптимальных кондициях Кейн Веласкез, еще неумелый, но уже страшный Франсис Нганну или даже набирающий ход Александр Волков. Шансов в боях с этими монстрами на данный момент не было бы, пожалуй ни у одного из претендентов за вакантный пояс. Возникает вопрос: зачем проводить такой турнир? Неужели только из-за громких имен? Одно сказать можно с уверенностью, едва ли это путь к развитию уровня организации и привлечению молодых талантов. Возможно, мы увидим несколько громких нокаутов, но о качестве боев скорее всего захочется забыть.

Символично, но Рори Макдональд уже не в первый раз участвует в ночи, во многом, определяющей дальнейшую судьбу огромной организации. Трудно не согласиться: бой с Лоулером изменил многое. Вообще, эта битва заслуживает отдельного текста с картинками, видео, техническим разбором, междометиями, каламбурами Джо Рогана и фотокарточкой Даны Уйата, облизывающего губы. Хотя бы потому, что он входит в категорию выдающихся боев по всем трем упомянутым критериям. Оба бойца обладают великолепной ударной техникой, выдающимися атлетическими данными. В первых двух раундах Робби планомерно превращал лицо претендента в кашу, но роскошная выносливость и тактическая работа позволили Рори перевернуть бой и едва не прикончить Безжалостного. Но этот бой для многих фанатов навсегда останется любимым не из-за тактической работы обоих бойцов, а из-за того чувства, которое испытали эти фанаты, когда увидели, как после окончания 4 раунда жесточайшей драки бойцы сплевывают кровь на пол и, готовые разорвать друг друга вместе с рефери, устраивают самый лучший и самый настоящий стейрдаун. В этот момент ты понимаешь, что шоу, которого ты жаждешь - это самое натуральное насилие, а тебе все равно хочется больше. Тогда Рори не выдержал и, как казалось, сломался уже навсегда.

Лоулер-МакДональд II

Но в воскресение он доказал всем, что сломать его еще труднее, чем может показаться. Все шло по плану Рори, когда в третьем раунде Лима почти вырвал тому ногу несколькими страшнейшими лоукиками. В этот раз Рори не отступил. Наконец-то Красный Король получил свою корону. Два разных, но потрясающих боя. Качество, зрелище, жестокость. После таких боев достаточно небольшой искры, чтобы разжечь огромный пожар, который разнесет весть по всему миру о том, что в этой клетке творятся по-настоящему красивые истории. А теперь просто сравните. Многие об этом успели забыть, но после рубки Рори с Лоулером в клетку вышли Конор Макгрегор и Чед Мендес, и Конор, в одном из лучших и тяжелейших своих боев, добыл свой первый пояс UFC. Идеальная концовка, не так ли? В ночь с субботы на воскресение же после Рори место на сцене заняли Чейл Соннен и Куинтон Джексон. На двоих этим некогда выдающимся бойцам почти 80 лет. И это рассказало всем, кто слушал, все, что нужно знать о нынешнем Bellator. 

Я искренне рад за Рори Макдональда. Каким бы ни был его путь, парень с сердцем настоящего воина заслужил свой пояс. Остается только надеяться, что, вдохновленная мужеством своего нового лидера, свита однажды станет достойна своего Красного Короля.