9 мин.

Хрусталь и сталь. Камила, Аня и Саша не просто покорили Чемпионат Европы – они убедительно ответили на все вопросы

И повторится все как встарь: ссоры и споры; кому медали, а кому недодали; где прерот  в оборот, а где грибочки для дочки… Кто-то, быть может, вскользь упомянет, что заняли целиком пьедестал, прыгнули четверные, преодолели себя. Но кому это надо? Скучища ведь…

И десятилетия не прошло с того момента, когда абсолютным эталоном женского катания и лучшей фигуристкой планеты считалась спортсменка, которая на стабильном соревновательном уровне владела, внимание, четырьмя тройными прыжками. Сегодняшняя же реальность такова, что сорванный каскад может быть поводом для форменной травли действующей чемпионки мира. В интересное время живем, ничего не скажешь…

Вселенная фигурного катания распахнула перед нашими девушками двери там, где раньше были стены. Но открывшиеся за новыми мирами лакуны с ошеломляющей скоростью заполнились злорадством в отношении великих спортсменок. Достается всем по очереди. Валиевой за то, что «вовремя родилась» и «ваще развалиться в семнадцать, зуб даю»; Трусовой за неуёмность и мечтательность; Щербаковой за лояльность судей (немыслимое дело для чемпионки мира!) и потерянный четверной (нашелся, зараза такая!).

И ладно, когда в дело вступают иностранные «специалисты».

Филипп (моржовый) Херш, призывая арестовать (!!!) Анну Щербакову за праздношатание после тяжелого проката короткой программы, прекрасно понимает, что она щелкнет его по носу буквально через день. Он неглупый человек, ему известно, что раненый лев – это все еще лев, а вот здоровый шакал останется шакалом навеки. Он, в конце концов, отдает должное Валиевой, а значит, надежда на адекватность все-таки есть… 

Но затем я читаю комментарии, затем я вижу уничтожающие разборы от лидеров мнений и известных в прошлом спортсменов. Всё по горячим следам, так сказать.

Меня это не удивляет. Но я воспринимаю это как трагедию.

Благо, достойного ответа ждать пришлось недолго. Вместо девушек, перефразируя Стивенсона, заговорили их коньки. И весьма красноречиво все донесли.

Этот текст – простая благодарность человека, который любит фигурное катание. Благодарность за три важных урока, которые я вчера для себя вынес во время трех выдающихся прокатов.

Начитался гадостей, и захотелось написать что-то приятное. Простая, в общем-то, история…                                                                            

 

Урок 1.

«Талант достигает ту цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть».

Артур Шопенгауэр

Не люблю голословных заявлений и «стопроцентных» прогнозов,  особенно накануне главных стартов четырехлетия. Но одно дело – прогнозы, и совсем другое – констатация. Констатирую.

Камила Валиева образца января 2022 года – самая одаренная фигуристка в истории.

Это не гарантирует россыпи медалей, легкого карьерного пути или того, что она не влюбится в какого-нибудь тик-токера. Эпитет «самый» вообще является опасной штукой. Но имеющие глаза да увидят лед – а лед не врет.

Камила – апофеоз тренерской школы Тутберидзе, её magnum opus. В ней соединилось, в общем-то, все самое лучшее, что до этого Хрустальный выдавал порциями. Раньше все думали, что собрать всё лучшее в одном человеке нельзя, не выйдет окончательно преодолеть разделение на технарей и артистов.

Ну правда ведь, нельзя кататься в темпе Загитовой, с выразительностью Косторной и стабильностью Медведевой, при этом обладая отвагой Трусовой и вращаясь не хуже Липницкой… Нельзя. Если ты, конечно, не Камила Валиева.

Допустим, что с человеческой цивилизацией связались-таки представители внеземной расы и попросили им коротко объяснить, что такое фигурное катание (ну мало ли, посеяли где-то записи прокатов своего соотечественника Ханью – всякое бывает). Так вот, проката короткой программы пятнадцатилетней спортсменки на ЧЕ, в общем-то, хватило бы.

А что еще, собственно, нужно? Прыжки в логике скольжения; артистическая убедительность, которая  достигается не в статике, но в динамике. Холмсовское внимание к деталям. Жесты в такт сердцебиения зала.

Комплексная одаренность, повторюсь, не страхует от падений и не гарантирует медалей. Но она, при правильной огранке, даст тебе несколько минут, которые ты не забудешь никогда.

«Девочка на шаре» как-то совершенно внезапно разменяла цирковой шар на шар земной, но продолжила крепко стоять на ногах.

Урок Камилы: «тяжкая ноша гениальности непременно усугубляется токсичной средой сферы деятельности. Первооснова спорта кроется не в медалях и баллах, а в неустанном движении вверх, но об этом, к сожалению, забывают. Сохранить внутри себя огонь гораздо сложнее, когда кругом не прекращаются дожди. Кислотные дожди».

Я понял, что вне зависимости от дальнейшего развития событий и обилия грядущих регалий останусь благодарен Камилле Валиевой прежде всего за то, что та позволила стать свидетелем рождения чуда. Не являясь её ярым фанатом (для меня это все равно, что быть фанатом Пушкина – естественно, но при этом слегка странновато), я осознаю, как нам всем повезло.

 

Урок 2.

"Герой — это человек, который отдал свою жизнь за что-то большее, чем он сам".

Джозеф Кэмпбелл

Представьте себе, забирается человек на Эверест… В бинтах, с потерявшей чувствительность кожей лица, с в кровь стесанными ногами. В какой-то момент покоритель остановился ненадолго, дабы перевести дух и проверить кислородные баллоны.

Альпинист разменял уже 8 километр, впереди – зловещие заключительные 300 метров, прозванные «самой длинной милей на Земле».

И тут, совершенно внезапно, к месту его привала подлетает вертолет, из которого по громкоговорителю начинают доносить до уставшего смельчака доводы:

- Слезай, – кричат, – это же опасно! В нашей деревне и до 2000 метров никто не доползал еще! Ты уже на той отметке обеспечил себе вечную славу и солидную пенсию. Этого реально достаточно для победы! Чего тебе надо-то еще, старче?  На кой тебе сдалась эта вершина?

У альпиниста, увы, нет громкоговорителя. Но он, несомненно, приводит ряд доводов, подкрепляя их вереницей пожеланий и конкретных адресов, до которых этому самому вертолету надо бы добраться. В конце слышится что-то вроде «бывайте отсюда»! Кажется, «бывайте» – это только часть слова, несколько букв поглотил-таки сильный ветер…

О чем это я? Да, кажется, и так понятно. Люди, которые критикуют Сашу Трусову за бездумность и излишнюю ретивость в исполнении четверных прыжков, правы. Формально Александра собственноножно лишает себя медалей более высокого достоинства, заходя на астрономическое количество ультра-си. Но есть одно «но».

Высчитывающая баллы Трусова – это Прометей, работающий в бухгалтерии. Это покоритель Эвереста, который, поднявшись на двадцать метров, решил спуститься на санках. В общем, это то, чего не может быть.

Ведь то, что она делает из сезона в сезон, – это не упрямство ради упрямства. Ей тоже больно, когда она падает.

Александра считалась бы одной из величайших фигуристок, даже если бы не провела ни одного старта во взрослых, настолько велик ее вклад в развитие ФК. Ее деяния – это не спорт, а чистая мифология. Саша прыгает четверные, потому что не может иначе. "Иначе" - это уже не Саша.

Масштаб её дарования таков, что любая из медалей будет скупейшей характеристикой её заслуг перед фигурным катанием. Любая, кроме, пожалуй, одной. Доберется ли она до вершины? Одному Господу известно.

Но как же невероятно увлекательно за этим наблюдать!

Урок Александры: «путь всегда интереснее, чем поставленная цель. Цените людей, которые пишут историю, а не страничку в Википедии».

Если руководствоваться одними лишь местами и титулами, можно впасть в грандиозное заблуждение. Вот смотришь на регалии Лауры Леписто и Александры Трусовой – и перед тобой будто бы равноценные фигуры. Но есть, как говорится, нюансы…

 

Урок 3.

«И герои с драконами очень похожи, их путают, но погоди.

Есть отличие в корне, ведь лишь у дракона нет своего пути.

Нет идеи, нет идеологии, его роль - это быть врагом.

Он сидит себе тихо в логове, выдыхает с дымом огонь…»

Мирон Федоров

Впрочем, у драконов ведь своя правда. Если они не будут выдыхать огонь в телефонную трубку, общаясь с журналистами, им, вероятно, нечем будет кормить своих маленьких дракошек. Но оправдание слабое.

Анна Щербакова ни разу не высказалась неуважительно о ком-либо из соперниц, ни разу она не ставила под сомнения методы тренерского штаба, ни разу она не участвовала в чьей-либо публичной травле (даже звучит смешно). Этого оказалось мало для того, чтобы после нескольких слабых (по исключительно ее меркам!) прокатов не попасть в медвежий капкан.

И щелкнул этот капкан с такой силой, что в шоке оказались даже… иностранные спортсмены! Даниэль Грассль, итальянский фигурист, накануне  взял первую в жизни медаль на главных стартах, казалось бы – эйфория, радость, счастье, о чем еще думать?

Но даже его задело: «Я очень надеюсь, что она справится с трудностями. Знаете, я видел много плохих комментариев о ней, и я этого совершенно не понимаю».

Я тоже не понимаю, Даниэль.

И вот, в тот самый момент, когда про открыто-закрытые и тестово-судьбоносные прокаты начали говорить, не в силах даже дождаться окончания произвольной программы, случилось нечто интересное…

А дело все в том, что Аннушка заготовила четверной флип. И не просто заготовила, но и исполнила. Так что заседание не состоится.

И все же, каким интересным бывает фигурное катание! Сколько смыслов в нем запрятано, сколько сюжетных развилок… И что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под Луною и просто неповторима!

Анна – мастер своего дела, она – птица-феникс фигурного катания, что возрождается, когда этого уже никто не ждет. Быть её болельщиком, переживать её падения, травмы и травлю – дело нелегкое. Но, как говорилось в одном Романе: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

Да, армада хейтеров, имеющих вес и влияние, против одной хрупкой семнадцатилетней девушки – это неравный бой. Но «Лакримоза» и Михаил Булгаков против Бетины Поповой и "экспертных мнений" – бой еще более неравный. А значит, все будет хорошо.

Урок Анны: «Нет ничего мучительнее, но и ничего блаженнее, чем после оцепенения возвратиться к жизни».

Анна Щербакова дарит миру фигурного катания очередной бессмертный прокат. И пускай общий тон ее олимпийских программ трагически-тревожный, в них все-таки спрятан мощнейший источник света, который уже сейчас пробивается сквозь десятилетия. К новым именам, новым свершениям, новым поколениям.

Но заслужили ли мы все этот свет? Хороший вопрос, на который я не стану отвечать. Некоторые, как мне кажется, не заслужили и покоя.

 

P.S. Главное, по моему мнению, что случилось после завершения турнира, – это поздравившая медалисток Елизавета Туктамышева. Ни секунды не сомневаюсь в искренности ее слов. Она, в конце концов, как никто другой знает, насколько сложно попасть на Олимпиаду, даже являясь лучшей фигуристкой своего поколения…

Всем удачи и крепких нервов. Впереди – главная битва в мире спорта.