20 мин.

Не все те с золотом, что блестят. Великие фигуристки-одиночницы 21 века, которым не покорилась олимпийская вершина

Женское одиночное катание на Олимпийских играх – это апофеоз спортивного сюжетостроения, подлинный островок иррациональности в мире, где царят прогнозы на спорт и скороспелые выводы.

Погрузившись в Омут памяти и отмотав временную нить лет на двадцать назад, мы можем убедиться: на всех без исключения зимних Играх в 21 веке состязания прекрасных дам дарили нам истории, которые могут лечь в основу прекрасного фильма или даже книги.

Крышесносные аксели Мао Асады и неожиданное золото Аделины, спортивная драма Ирины Слуцкой и личная драма Джоанни Рошетт, а также многое, многое другое… Перед нами не просто главный старт четырехлетия. Перед нами  нескончаемое калейдоскопическое пиршество, где скандалы сменяются великими победами, великие победы – горькими поражениями, а горькие поражения – оглушительными сенсациями.

Нервозная атмосфера Олимпиады будто бы возводит в квадрат свойства и без того самой непредсказуемой дисциплины ФК… Отсюда порой и создается впечатление, что во время состязаний танцоров и пар спортивные Боги тянут жребий, во время мужских соревнований – подбрасывают монетку; а вот когда катаются девушки, Небожители… ну как минимум вслепую стараются собрать кубик Рубика. 

Надо ли добавлять, что нестабильная среда женского катания породила, помимо прочих аномалий и артефактов, и значительное число великих фигуристок, которым так и не суждено было взять олимпийское золото?

Этот текст посвящен именно им – подлинным героиням фигурного катания, которые не стали первыми на Играх, но навсегда изменили спорт и обессмертили свое имя программами, прокатами и харизмой.

Вашему вниманию – фантастическая пятерка, каждая героиня которой обладает очевидными суперспособностями.

 

Прежде чем начать, две короткие ремарки.

Во-первых, как всем нам известно, понятие «величие» достаточно абстрактно. Посему список вышел субъективным, но несколько объективных критериев для отбора я использовал. Все фигуристки из этого материала:

а) Являются неоднократными национальными чемпионками;

б) Выигрывали Чемпионат мира и завоевывали какую-то олимпийскую медаль;

в) Имеют в карьере историческое достижение, будь то мировой рекорд, впервые исполненный элемент или общепризнанно знаковая программа.

Во-вторых, нижеизложенное – не рейтинг. Я для удобства проранжировал спортсменок (не включая при этом тех, кто непосредственно сейчас участвует в гонке за поездку на Игры) по количеству\качеству олимпийских наград, но не ставил целью выяснить, кто из них круче. Они все крутые.

И да, начитавшись комментариев под предыдущим своим постом (та же тема, но о мужском катании), считаю важным еще раз напомнить. Я не стремлюсь доказать, что олимпийское золото ничего не стоит. Моя цель – продемонстрировать, что подлинное спортивное величие возможно и без него.

Ну а теперь – в путь!

 

Мишель Кван

Регалии и историческая значимость:

В противовес архетипическому образу североамериканской слабосильной лебедушки, что поражает всех вращениями и спиралями, но не взлетает в произвольной программе под гнетом соревновательных тягот, Мишель являла собой дивный образец синтеза стабильности духа и выразительности тела.

Та всепобеждающая нежность, с которой великая американка проскользила свою длинную соревновательную дорогу, и по сей день будоражит воображение почитателей артистического начала ФК. Мишель, пожалуй, ни на одном из этапов карьеры не являлась лучшей «прыгуньей» мира, но удивительные для своего времени непрыжковые вкупе с прекрасными программами и тем, что сейчас называется «спортивным интеллектом», сделали Кван сильнейшей фигуристкой рубежа веков и одной из главных долгожительниц в современной истории самого скользкого вида спорта (двенадцать пьедесталов Чемпионата США, просто вообразите).

Так уж вышло, что успешность спортивной карьеры исчерпывающе определяется триадой существительных «эффективность-эффектность-длительность». И в абсолютном большинстве случаев два компонента значительно превалируют над третьим («быстро, качественно, дешево» – вычеркни что-то одно, дорогой клиент, и мы возьмемся за работу). Но иногда фигурному катанию все же  везет… Мишель каталась долго и собрала громадное количество наград, но никогда при этом не выглядела бездушной машиной по добыче золотых медалей.

И да, если об уникальности Кван-артистки можно рассуждать часами, то для наглядной демонстрации величия Кван-спортсменки хватит одного-единственного факта: у Мишель больше золотых медалей Чемпионатов мира, чем у всех олимпийских чемпионок 21 века вместе взятых – пять побед против четырех. Внушает, согласитесь.

История взаимоотношений с Олимпиадой:

Мир спорта очень любит параллели: и в Нагано, и в Солт-Лейк-Сити Мишель лидировала после короткой программы; и там, и там она уступила в произвольной. В обоих случаях золото взяли ее более молодые соотечественницы. Тара и Сара, Сара и Тара… Обе ярко сверкнули, обе закончили с любительским спортом задолго до Кван.

Как итог – серебро в 1998 и бронза в 2002. Прекрасные результаты, которые, тем не менее, не отражают то влияние, которое оказала на фигурное катание пятикратная чемпионка мира.

Мишель дарила зрителям нечто большее, чем просто чистые прокаты. Она позволяла прикоснуться к чему-то надмирному, она разговаривала с чем-то внутри тебя.

«Закрой глаза, дорогой зритель. Закрой глаза и смотри».

Визитная карточка:

«Lyra Angelica» на Чемпионате США-1998. На тех состязаниях Кван  каталась настолько трогательно, что плакала половина маршрутки расплакался даже один из арбитров.

«Тоска», Чемпионат США-2004. Более зрелая и опытная Мишель завоевывает восьмое национальное золото. По моему скромному мнению, самая пронзительная ее программа.

 

Ирина Слуцкая

Регалии и историческая значимость:

Легитимная королева европейского ФК нулевых, Ирина Слуцкая – в противовес извечной сопернице Кван – являла собой ярчайший пример той ветви фигурнокатательного древа жизни, что отвечает за технику и динамику.

И в каждом из аспектов первой оценки Ирине «Не смешите мои риттбергеры» Слуцкой было чем покозырять.

Вращения? Получите уникальный бильман со сменой ноги!

Дорожки? От борта до борта и на высоченной скорости, не касаясь льда второй ногой (Патрику Чану тогда было лет десять, кек).

Прыжки? И вовсе сильнейшая сторона Слуцкой. Она первой в мире сделала лутц-ритт (который, как мы знаем, и два десятилетия спустя останется весомым доводом в борьбе за золото Игр), первой из женщин прыгнула каскад из трех прыжков.

Важно, крайне важно отметить, что артистически ограниченной «попрыгушкой» двукратная чемпионка мира никогда не была – просто там, где у Кван царила нежность и воздушность, у Ирины летели искры и шумели вихри.

Да и детали биографии – от эпического возвращения после тяжелой болезни до тотальной преданности главному тренеру Жанне Громовой – придавали ее персоне колорита. Так уж вышло, что фигурное катание нулевых – почти целиком и полностью не про элементы, а про личность.

Наша соотечественница, как и её извечная соперница-североамериканка, закончила после Турина, и медальные итоги её карьеры поражают воображение. Взять хотя бы рекордные семь титулов чемпионки Европы и четыре победы в финалах Гран-при (также рекорд – столько же только у Мао Асады).

История взаимоотношений с Олимпиадой:

История, как известно, повторяется дважды – сперва в виде трагедии, а затем в виде фарса…

Вот и слова «Слуцкая» и «Олимпиада» неизменно переплетаются в массовом сознании в нечто драматическое и грустное. Неудивительно, чего уж…

Одна оговорка – фарс здесь предшествовал трагедии.

Споры о том, насколько заслуженной была победа Сары Хьюз, ведутся и по сей день – так или иначе, Ирина проиграла золото одним-единственным голосом, а Игры-2002 стали масштабными похоронами старой судейской системы. На той Олимпиаде лишь мужское одиночное катание получило абсолютно бесспорного победителя. Другие виды пестрели мафиозными разборками, кленовыми соплями и глобальными интригами федераций (конкретно наша федра, не в пример спортсменам, провалила Игры полностью – то был песец по всем осям и вертикалям)…

Спустя четыре года, пережив тяжелейшее заболевание и триумф на домашнем Чемпионате мира, Ирина добавила к олимпийскому серебру награду из бронзы. Туринское третье место уже не отдавало судейским произволом, но оттого не стало менее обидным. Упасть в решающий момент с любимого прыжка – с тройного риттбергера, который в ее исполнении многие считали попросту эталонным… Теряюсь, что тут можно добавить. У пиковой Слуцкой на тех Играх не было бы соперниц.

Впрочем, Ирина хоть и не стала чемпионкой Игр, но копилку уникальных достижений пополняла и на главных стартах четырехлетия. Взять, например, феерическую линейку «5-3-2» – попаданий в пятерку на трех кряду Олимпиадах нет ни у Юны Ким, ни у Кван, ни у Асады. Даже Катарине Витт такой фокус не удался.

Визитная карточка:

«Wonderland» на московском ЧМ-2005 можно использовать как полновесный аудиовизуальный синоним словосочетанию «триумфальное возвращение».

А короткая программа Ирины на Играх в Турине – это стремительность и динамика, выкрученные на максимум. Здесь Слуцкая предстала этакой шаровой молнией, которой чрезвычайно хорошо летается в наэлектризованной олимпийской атмосфере.

 

Евгения Медведева

Регалии и историческая значимость:

Ну, с Богом…

Обладательница исторических мировых рекордов в произвольной программе и по сумме, Евгения с первых стартов своей взрослой карьеры начала менять фигурное катание. Поистине революционным для женского одиночного оказался глобальный перенос прыжковых элементов во вторую часть программы:  совместить погоню за надбавками с сохранением органики в постановках – задача не из легких, но Этери и Женя с блеском с ней справлялись.

Тогда Евгения выносила всех в одну калитку (нет, не в отдельную, товарищи гусары!). Политика выжимания максимума из оценочной системы, прекрасные программы и психологическая устойчивость Жени позволили достичь ошеломляющих результатов: лишь одно серебро в море золота за два первых сезона, защита титула Чемпионки мира (первая со времен Кван-2001) и ощущение абсолютной недосягаемости.

Третий, он же олимпийский, сезон, был сопряжен со значительными трудностями: от травмы до вышедшей из юниоров «бомбы» Алины Загитовой, которая удивительным образом соединяла в своих прокатах прыжковую сложность, обилие связок и поистине грандиозный темп.

То, что было дальше, и так известно всем, кто читает это материал. Карьера Жени, в общем-то, разделилась на «до Игр» и «после».

Не буду лукавить – хорошее случалось и в послеолимпийские сезоны. Но великой фигуристку Евгению Медведеву делают именно те три взрослых сезона, которые с ней работала Этери Тутберидзе.

История взаимоотношений с Олимпиадой:

Мне, давнему, в общем-то, почитателю таланта Евгении (если угодно – махровому медвеботу), совсем не сложно говорить о том, что я считаю победу Алины на Играх заслуженной. Более того, конкуренция с Загитовой поспособствовала тому, что сама Женя подошла к Олимпиаде в, вероятно, самой своей звенящей форме.

Помимо замечательного олимпийского улова (два серебра), важно и то, что Евгения безошибочно исполнила все три проката на тех состязаниях.

А «Анна Каренина», та самая, что появилась лишь по ходу сезона, та самая, что вызывала столько пересудов, так вот, «Анна Каренина» удалась и явно прошла проверку временем. Тревога, ноты сквозящего отчаяния, разрывающая в клочья внутренняя сила и симфония сердечных перестуков – Медведева взвалила на свои юные плечи тяжеленный груз толстовской драматургии и явила миру частицу Великой русской культуры. Ей всегда очень хорошо удавалось заряжаться своими и зрительскими переживаниями, а затем перенаправлять их в артистическое русло. Как известно, все счастливые фигуристки похожи друг на друга, каждая же несчастливая несчастлива по-своему…

Так или иначе, из всех героинь данного материала Женя – единственная, кому именно на Олимпийских играх удалось показать свой абсолютный максимум. Надеюсь, что никто не будет спорить с тем, что это очень сложно и очень ценно.

Визитная карточка:

Дело вкуса, конечно, но я считаю, что Женя принадлежит к тому редкому типу фигуристок, что прокатали лучшие свои программы в дебютном сезоне.

Чудесные «Мелодии белой ночи» и абсолютно гениальная постановка «Слышу – не слышу» – именно такими должны быть программы, чтобы побеждать на всех главных стартах в первом для себя взрослом сезоне.

 

Мао Асада

Регалии и историческая значимость:

Фигуристка, в которой каждый жест был отличен от того, что делали другие. Спортсменка, что подобно фениксу сгорала в пламенном безумии своего таланта, но снова и снова возрождалась из пепла. Возрождалась даже тогда, когда никто этого от нее уже не ждал.

Мао решительно невозможно с кем-либо спутать. Ты, как пели когда-то «Корни», узнаешь ее из тысячи. По словам, по глазам, по акселю… Здесь бы следовало перейти на корейский язык и продолжить: «по недокрутам, по ребрам, по преротам». Но я как-то не хочу.

Так, ладно, добавим в наваристый бульон метафор статистическую щепотку. Мао – единственная фигуристка с тремя золотыми медалями на ЧМ в нашем веке, она делит со Слуцкой рекорд по количеству побед на ФГП – по четыре. Ей, наконец, принадлежит одно из величайших технических деяний в предхрустальной эпохе ФК: фигуристка впервые прыгнула три чистых тройных акселя в рамках одних соревнований. Дабы не размениваться на мелочи, Асада сделала это на Олимпийских играх. Как тебе такие взлеты, Илон Маск?

Но сводить спортивное наследие Асады к одним лишь медалям или троекратным «макселям» – в корне неверно. Подобно своему великому соотечественнику Юкио Мисиме, что творил, вдохновляясь идеями Достоевского, Мао, судя по плейлисту ее соревновательных программ, отыскала подлинное вдохновение в русской классической музыке.

«Лебединое озеро» и «Маскарад», Шнитке, Рахманинов, Римский-Корсаков… Для популяризации русской культуры Мао и прекрасный музыкальный вкус её команды за минувшие пятнадцать лет сделали очень и очень много.

Причем, что удивительно, она одинаково органично смотрелась и в «нафталиновой драме Анатольевны»©, и в лебединой нежности, и в озорстве «Шахерезады».

Автор немного палится относительно своих фанатских предпочтений, да?

Ну и ладно. Мао – это навсегда <3

История взаимоотношений с Олимпиадой:

Введенные в Сочах командные соревнования спустя уже четыре года  аукнулись миру фигурного катания еще одной замысловатой в своей трансцендентности аномалией.  Если сформулировать её суть в одном предложении, то выйдет как-то так: «ТЕПЕРЬ ОСМОНД И ДЭЙЛМАН ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНКИ, А МАО, СЛУЦКАЯ И КВАН НЕТ – ЕТО ШТО ЗА АБАНАМАТ!?».

Да, Асада утвердительно ответила на один из главных вопросов мироздания – «третьей будешь?» – и пополнила список выдающихся фигуристок, которые, выступая в красном на Играх, упустили золото. Спасибо Липницкой и Загитовой – те пофиксили баг, и в олимпийские сезоны алые наряды таперича не вызывают прежнего суеверного ужаса.

Ну да ладно, шутки в сторону. Я попытался зафиксировать первые три слова, что родились в моем подсознании при смешивании понятий «Мао Асада» и «Олимпийские игры». Получилось так: «Рахманинов, обидно и взлет».

«Рахманинов» – ибо обе олимпийские произвольные она катала именно под бессмертную музыку русского композитора (и обе программы, конечно,  поставила Татьяна Анатольевна Тарасова).

«Обидно» – ну потому что, блин, обидно! Было обидно в 2006 – когда Мао по ходу олимпийского сезона то и дело обыгрывала кого-то из будущих медалисток Игр и выиграла даже финал Гран-при, но на саму Олимпиаду не отправилась в силу пятнадцатилетнего возраста. Было обидно в 2010 – когда она прыгнула три тройных акселя и попала в книгу рекордов Гинесса, но Юна Ким все равно привезла ей 23 балла в итоговой таблице. И уж конечно – крайне обидно было в 2014 году, когда на последних своих Играх она в короткой программе оказалась на непривычном 16 месте…

Визитная карточка:

«Взлет» же состоялся на следующий день после чудовищной короткой. Чудеса случаются. Уже ни на что не претендуя в контексте медалей, Мао Асада выдала бессмертный прокат, который, в общем-то, заставил вашего покорного слугу заново влюбиться в фигурное катание.

Все лгут, как говаривал доктор Хаус. Цифры тоже способны лгать. Казалось бы, шестое итоговое место, 142 за произвольную… Ну что тут особенного-то?

Но потом видишь вот это. И как-то все сразу понимаешь.

 

Каролина Костнер

Регалии и историческая значимость:

Костнер – главная надежда европейского ФК после ухода Слуцкой и до взлета первых ласточек Золотого периода российского женского катания: Сотниковой и Туктамышевой. Более того, именно очаровательная итальянка является наиболее стойкой героиней всего рассматриваемого квинтета. Войти в пятерку на ОИ в 31 год – просто потрясающее достижение.

И да, я отдаю себе отчет в том, сколько хорошего вина было «вылито» понапрасну в метафорических целях, но тут – уж простите!

Итак. Каролина… Да, она как хорошее итальянское вино – с годами становилась все лучше и лучше. Так, дебютировав на взрослых ЧМ в 2003 году, свой лучший результат она показала аж девять лет спустя, победив  в 2012 году.  

Всего же у итальянки за карьеру накопилось целых шесть медалей с мировых первенств, а на континентальных соревнованиях и того веселее – одиннадцать попаданий на пьедестал (при пяти победах).

Стать Каро, её женственность и изящество с течением времени соединились со скоростью, оригинальной (иногда и попросту смелой) хореографией и очень грамотным использованием пространства льда. Получившийся коктейль будоражил зрительское воображение – смешивал и взбалтывал его. Жаль, что саму Костнер часто будоражили старшие тройные. Ошибайся она поменьше на прыжках, для медалей пришлось бы подвозить второй грузовик.

Впрочем, для меня наиболее ценно в Каролине  именно то, что за ней всегда было интересно наблюдать. Нестандартные прыжки по часовой, костюм а-ля «Морти, смотри, я превратил себя в огурчик!», хаотичные перепады в результатах (чаще всего на ЧМ она занимала 3 и… 12 место), а также непостижимые интервалы между первой и второй оценкой (например, такой прикол, как 62.96+75.71 на NHK-2017)…

Кто же виноват в нестабильности результатов: сама трепетная Каролина или метафизика женского катания, которое так любит внезапные повороты? Ответ на этот вопрос я отыскал в сомнительной интернет-рекламе некоего психолога, которая гласила: «В семейных ссорах виноваты всегда обои». Вот и тут, уж простите, виноваты обои.

Костнер внезапно выигрывала, еще внезапнее проигрывала… И уж совсем неожиданно (да и не слишком уж заслуженно) она влетала на сезонную дисквалификацию.

В общем, не соскучишься.

История взаимоотношений с Олимпиадой:

Из всей великой пятерки одной Каролине удалось побывать на четырех Олимпиадах. Линейка результатов «9-16-3-5» говорит и о нестабильности, и о том, что вторая половина спортивной карьеры выдающейся итальянки сложилась куда успешнее, нежели первая. А это мы еще не учитываем две деревянные медали с командных соревнований!

Постванкуверская Костнер, пережив самое сокрушительное поражение в карьере (16 место на Играх после победы на ЧЕ), сумела еще сильнее нарастить компоненты и слегка стабилизировать прыжки, после чего принялась воплощать в жизнь стратегию «Ты новенькая, а я – уже смешарик».

Спустя четыре года, в Сочи, прекрасные программы, увесистые компоненты и осторожный прыжковый контент принесли ей долгожданную олимпийскую бронзу.

Тут бы и сказочке конец, вот только оказалось, что соревновательный аппетит Каролины утолен не в полной мере. В итоге она, во многом благодаря профессору Мишину, доехала и до четвертых Игр, на которых заняла достойнейшее пятое место. А это, как говорится, уже велико…

Визитная карточка:

Победная произвольная с ЧМ-2012 (трендовое для десятых годов движение с кодовым названием «Снесла курочка яичко» прилагается).

Короткая программа предолимпийского сезона 16-17. Одна из самых нестандартных постановок в женском ФК этого века.

 

The end

А хотя… Для дочитавших у меня будет небольшой бонус.

В вышеописанную пятерку по причине строгих критериев не попали две выдающиеся фигуристки, о которых нельзя не упомянуть. Вот и упомянем.

 

Саша Коэн

Почему она могла оказаться в основном списке:

Музыкальность, прекрасные вращения и, вероятно, лучшие спирали в истории фигурного катания. Две Олимпиады в четверке лучших: дерево в 2002 и серебро в 2006. Саша вообще очень любила занимать самые обидные в мире спорта места – у нее и на ЧМ два вторых и два четвертых места (есть также бронза – в 2005).

Вообще, стоит сказать, что в моей воображаемой иерархии фигуристок Саша стоит чуть выше, нежели Каролина Костнер. Но нарушать свои же критерии в рамках этого материала я не захотел.

Еще один весомый аргумент в пользу значимости персоны Коэн для мирового фигурного катания – она катала одну из самых интересных коротких программ в истории женского одиночного, «Очи черные».  

Почему я не включил её в «Пятёрку»:

Количество чистых прокатов произвольных во взрослой карьере Саши можно пересчитать по пальцам (и, скорее всего, хватит одной руки). И если слабые каскады формата «3-2» прекрасные непрыжковые могли компенсировать, то частые падения все-таки сильно влияли на итоговые результаты. Вот только сейчас, прямо на прошлой фразе, я осознал, что Коэн – это такая Сатоко Мияхара до Сатоки Мияхары. С поправкой на масштаб и спортивные достижения, конечно.

Саша несколько раз вплотную подбиралась к золоту на ЧМ и даже имела возможность победить на Играх в Турине (лидировала после короткой), но не сложилось.

Впрочем, менее уникальной фигуристкой она от этого не стала.

Кстати, не все знают, что Коэн возвращалась в большой спорт после Игр-2006 (по завершении тех состязаний вся тройка призеров покинула соревновательное ФК). Коэн хотела поехать на Олимпиаду в Ванкувере, но не отобралась, заняв на национальном чемпионате… угадайте, какое место.

 

Мики Андо

Почему она могла оказаться в основном списке:

Можно, в общем-то, остановиться на одной фразе: Мики – первая в истории фигуристка, исполнившая четверной в соревновательном прокате. На Чемпионатах мира японка ни разу за карьеру не падала ниже шестого места и дважды брала золото. Это очень впечатляет.

Почему я не включил её в «Пятёрку»:

Во-первых, Андо немного не повезло с эпохой – её расцвет пришелся на апогей противостояния Мао Асады и Юны Ким. И два своих титула ЧМ  Мики взяла аккурат на заре этой дуэли (в 2007) и в начале её, в общем-то, заката (2011), создав своеобразную опоясывающую рифму азиатской доминации в женском фигурном катании.

Во-вторых, олимпийские результаты японки все-таки не слишком впечатляют в сравнении с другими фигуристками из этого материала: 15 место на ОИ-2006, где она пыталась осилить сверхрискованный контент, и 5 место четырьмя годами позже в Ванкувере – там она, напротив, чрезмерно осторожничала. Так или иначе, её яркая карьера оставила значительный след в истории спорта.

 

Спортивное бессмертие – цель, к которой ведут сразу несколько дорог. В моем мировосприятии уважения и почитания заслуживают и те, чей путь увенчался олимпийским золотом, и те, чья линия соревновательной жизни оказалась более извилистой и менее предсказуемой.

Желание выделить самого-самого понятно и естественно, но важно помнить, что фигуристы и фигуристки (со всеми их противоречивыми интервью, измученными связками, пролитыми слезами и упущенными радостями) – это не имена для заполнения зияющей пустоты скандальных заголовков, а люди, которые невероятными усилиями достигают физических и ментальных пределов.

Призывать всех к миру и дружбе я не стану – не та тема выбрана, чтобы избежать споров, да и кот Леопольд из меня такой себе…

Надеюсь лишь, что этот текст подарил вам несколько приятных мгновений.

До скорой встречи.