8 мин.

Вы удивитесь, но «Нефтехимик» – одна из самых ярких команд сезона. Играет в пас и обороняется на уровне топов КХЛ

Но есть проблема с вратарями.

«Нефтехимик» – среди ветеранов российского хоккея: дебютировал в суперлиге еще в 1995 году и с тех пор ни разу не покидал элиту. Хотя и на виду у широкой аудитории почти не появлялся. Команда всегда была неприметной, в лучшем случае не зрелищной, но характерной, в худшем – откровенно скучной.

В этом сезоне все по-другому. И если вы вдруг наткнетесь на матч «Нефтехимика», не спешите переключать – это может быть очень интересно.

Новый тренер раньше работал с Разиным

Олег Леонтьев и Андрей Разин на рубеже девяностых и нулевых дважды брали золото чемпионата России с «Магниткой». Спустя десятилетие они вновь встретились, но уже в другой роли: Разин стал главным тренером, Леонтьев – его помощником. После нескольких сезонов в Высшей лиге тренерский дуэт ворвался в КХЛ – работали в «Автомобилисте», «Югре» и «Адмирале».

Их пути разошлись в ноябре 2018 года: Разина назначили в «Северсталь», Леонтьев ушел главным в «Горняк» из вышки. Он тепло отзывался о совместных временах: «Когда я работал с Андреем Разиным, у нас было четкое разделение, и я не чувствовал себя младшим или вторым тренером. У нас было хорошее взаимодействие, влияние на тренировочный процесс и игру команды».

Результаты «Горняка» при Леонтьеве заметно улучшились, на третий год команда стала четвертой в регулярке ВХЛ. «Нефтехимик» же проводил самый ужасный сезон за все время в КХЛ и был в поисках нового тренера – выбрали как раз Леонтьева, который пообещал изменения в игре: «Хоккей будет зрелищным, качественным. Во всех командах, где я работал, мы проповедовали атакующий и агрессивный хоккей, силовой, нацеленный на игру в зоне соперника».

Меньше «Нефтехимика» в прошлом сезоне забивал только «Сочи», нужно было переламывать эту серость и невзрачность, находить свой стиль. Теперь результативность нижнекамцев на уровне соседей из Казани и лучше «атакующего» ЦСКА Федорова. В хороший день «Нефтехимик» может выиграть в Хельсинки 6:3 или за один период уйти с 1:5 в Череповце.

В атаке дорожат шайбой, много играют в пас

В первую очередь у нижнекамцев можно отметить хорошее прохождение средней зоны – на скорости, часто в несколько передач. Остановить их на синей линии очень непросто.

Отсюда хорошо получаются атаки с ходу, но игроки не пытаются обязательно сразу лезть на ворота или бросать. Наоборот, стараются по возможности придержать шайбу и искать партнеров.

Если атака первым темпом не получилась, нижнекамцы стараются сохранить контроль над шайбой, отправив ее в глубь зоны на фланг или за ворота.

Там нападающие серией коротких передач ищут возможности вывести кого-то на бросок, либо выбраться на оперативный простор самостоятельно.

Когда соперник оставляет свободные зоны – начинают проходить классические поперечные передачи. Комбинационный стиль «Нефтехимика» отражается и в цифрах: по количеству передач среди нападающих команда взлетела с 23-го на 6-е место. Также выросла и точность пасов – с последней до 8-й.

Защитники стараются помогать в чужой зоне при любых обстоятельствах. И сами идут вперед, и подключаются четвертым при атаке с ходу. Также и в позиционках: защитники могут подниматься вплоть до круга вбрасывания или даже ситуативно оказаться на пятаке, помогая создавать численное преимущество на конкретном участке.

Игроки не зажаты в рамки, могут импровизировать и часто идти в обводку. Это не всегда уместно в средней зоне (случаются ненужные потери), но в чужой дриблинг позволяет выходить на ударные позиции и зарабатывать на себе удаления. «Нефтехимик» стал чаще играть в большинстве, соперники не успевают играть против подвижных форвардов, теряют позицию, и вынуждены нарушать правила.

Процент реализации большинства тоже подрос, но совсем незначительно. У спецбригад «Нефтехимика» есть почти все что нужно: контроль и движение шайбы, проходят поперечные переводы, не хватает только завершения. С этим пока проблемы, хотя выводить игрока на позицию для броска получается более-менее регулярно.

Но тут дело все-таки еще и в уровне исполнителей – не так много игроков в составе нижнекамцев могут решить эпизод. Собственно, их всего двое. Марат Хайруллин – быстрый форвард с плотным и точным броском. В двух прошлых сезонах выбивал по 25 очков, сейчас уже набрал 12+6 за 21 игру.

Павла Порядина летом пытался схантить «Ак Барс», но «Нефтехимик» повторил предложение казанцев и сохранил талантливого игрока. В этом чемпионате у Порядина с реализацией не все хорошо, но он по-прежнему может создать момент из ничего, обыграть соперника или найти партнера тонким пасом.

Остальные игроки более прямолинейны, берут свое самоотдачей – тут выделяются Бикмуллин и Шафигуллин. Несколько человек в команде еще недавно играли в ВХЛ. Центральный нападающий Митякин приехал вслед за тренером из «Горняка», Егор Попов перебрался в «Нефтехимик» из «Рубина», Данила Попов – из «Дизеля». Всем им, как и значительной части основного состава, от 20 до 25 лет.

Но молодость и недостаток класса не мешают команде показывать интересный атакующий хоккей.

Оборона стала активнее, но вратари пока не выручают

Улучшения не ограничились только игрой впереди, у ворот «Нефтехимика» стало заметно спокойнее. Произошло это минимум по трем причинам:

Во-первых, в прошлом сезоне команда оборонялась слишком пассивно, позволяя сопернику хозяйничать в своей зоне. Теперь играет плотнее, без прокатов и агрессивнее идет в отбор.

Во-вторых, нагрузка на оборону стала меньше, благодаря большему владению шайбой у самого «Нефтехимика».

В-третьих, конечно, стало больше блокированных бросков (кажется, это вообще один из ключевых секретов успеха). Причем здесь показателен рост не в общем количестве (плюс 1,5 блока), а в отношении блоков ко всем броскам в сторону ворот.

Все вышеперечисленное привело к удивительному факту: по броскам в створ своих ворот «Нефтехимик» вообще уступает только «Ак Барсу».

Так почему в таком случае «Нефтехимик» к последнему месту на Востоке намного ближе, чем к лидерам? Ответ простой – бригада вратарей отражает примерно 88% бросков. В прошлом сезоне пара Иванников – Барулин имела схожую статистику, летом последнего заменили на финна Туохимаа, но лучше не стало.

Туохимаа даже в родном чемпионате имел меньше 90% сэйвов, и не совсем понятно, чем он вообще заслужил приглашение в КХЛ. Защита «Нефтехимика» не стала идеальной, она все равно допускает такие ситуации, где вратарю выручить сложно. Но Туохимаа регулярно пропускает шайбы, которые брать обязан: 10-12 голов явно на совести финна – и это всего-то в 15 играх.

Туохимаа пропускает в ближний угол, рано садится, открывая верх, медленно перемещается (при не самых больших габаритах), еще хуже восстанавливает позицию, из-за чего после первого броска бывает отыгран. Неслучайно, в клубе уже начали задумываться насчет вратаря: сначала дали дебютировать молодому Озолину (провалился), затем взяли опытного Судницина (сыграл получше, но это максимум бэкап).

С приличным вратарем «Нефтехимик» мог бы стать железным участником плей-офф. Можно вспомнить, что и в нападении легионерские места использованы не лучшим образом – Гудачек уже отправлен из клуба, Секстон не играет, а доигрывает. Полностью собранная команда была бы еще опаснее.

Но и без этого «Нефтехимик» обрел свое лицо, а его игры теперь можно смотреть, не засыпая на первых минутах.

«Магнитка» успешно перестроилась под тренды КХЛ: низкая оборона, игра вторым номером и атаки сходу от быстрых форвардов

У «Ак Барса» проблемы с большинством: слабый розыгрыш, мало мысли и куча дальних бросков

Фото: vk.com/Хоккейный клуб «Нефтехимик» Нижнекамск