Блоги
6 мин.

Оператор «вДудя» обожает экстрим и греблю: начинал с гимнастики, учился на экстремальной кафедре, выполнил нормы мастера спорта

От редакции: вы находитесь в блоге «КаноеТеатр» - возможно, главном российском медиа о гребле. В этом посте интересный разговор с Сергеем Фирсовым, который обожает экстремальные виды и греблю.

Сергей Фирсов – оператор YouTube проекта «вДудь» и один из самых смелых экстремалов России. Он занимался спортивной гимнастикой, скалолазанием, бейсджампингом, серфингом, сноубордингом, а еще имеет звание кандидата в мастера спорта по гребле на байдарках и каноэ, которой занимался с детства. 

Мы узнали у Сергея все о самом классном, ярком и динамичном виде спорта, который только набирает популярность.

- В твоей жизни много экстремального спорта: серф, сноуборд, бейсджампинг. Но начинал ты с гребли на байдарках и каноэ.

- У нас в школе был мальчик, который прилетел из Африки в Россию. Ему надо было заниматься каким-то спортом, и родители отдали его в греблю. Каким-то таинственным образом он сумел заинтересовать и меня, хотя мне всегда нравилось что-то более активное. На тот момент я уже занимался скалолазанием, смотрел экстремальные фильмы на видеокассетах и так далее. Подумал, дай схожу, попробую, тем более что родители сразу одобрили. Попал на гребной канал к тренеру Куликовой Ольге Владимировне, которая сказала: «Ну, привет, давай заниматься».

У меня был к тому моменту хороший спортивный бэкграунд: в детстве занимался спортивной гимнастикой, но оттуда ушел из-за перелома бедра, который получил на уроке физкультуры в первом классе. Потом было плавание, ушу тунбэй, еще какие-то истории, то есть в целом спортивная база была. Ну, начал заниматься. Первый сезон прошел тяжело, потому что я постоянно выворачивался, даже с крылышками умудрялся это делать. Потом и без. Были проблемы какие-то со стабильностью. Но решил не сдаваться, продолжил грести, привлек младшего брата. Ну и как-то пошло-поехало, а дальше уже не смог остановиться, поскольку гребля дает очень много сил, дает выносливость.

Главное, чему меня научила гребля – никогда не сдаваться, работать до конца, даже когда ты уверен, что уже проиграл и все потеряно. Потом, раз, смотришь, а ты оказался и в призах и победил. В жизни работаю примерно также, поэтому гребля кроме здоровья, закалки и всего остального еще и в жизни многому научила.

Гребля, к сожалению, не слишком популярна в нашей стране. Хотя в Москве есть гребной канал, который был построен к Олимпиаде-1980, и мне повезло, что я живу в Крылатском, спортивном район. Очень долго я параллельно занимался скалолазанием и греблей, и начал объединять подготовку – навыки из гребли добавлять в скалолазание, а из скалолазания переносить всякие истории с балансом, скоростью, реакцией. Считаю, что это сработало. 

- Ты спринтер или стайер? 

Я могу легко взорваться и потерпеть 200 метров или вообще суперспринт на 100 метров, как на Кубке братьев Агеевых. А дальше мне нужно подавать длинные дистанции – два, пять, десять километров или марафон, когда ты стартанул, взял темп, всю дорогу его держишь, а в конце еще взорвался и привез какой-то результат.

- Как ты получил КМС? 

- Как и все – катился по накатанной воде, участвовал в соревнованиях, улучшал результаты. Был близок даже к мастеру спорта – по временным нормативам точно, но случился переломный момент в жизни. Я поступил в РГУФК, но не на кафедру циклических видов спорта, а на кафедру прикладных и экстремальных видов деятельности.

Из-за этого больше внимания стал уделять экстремальным видам – парашютному спорту, скалолазанию, роупджампингу и всем остальным историям. Поставил на паузу соревновательные тренировки по гребле – по-прежнему тренировался для себя, развивал выносливость, готовился к горным экспедициям и остальным проектам при помощи гребли. 

- Продолжаешь следить за греблей?

- Моя жизнь тесно связана со спортом, не важно, выступаю я в нем, снимаю или сужу, как было, например, в скалолазании. Поэтому постоянно слежу за всеми видами – за какими-то больше, за какими-то меньше. Если говорить про игровой, командный спорт, то я просто слежу, где, кто и как, чтобы быть в курсе событий. А за видами, которые мне близки и интересны, слежу максимально, поскольку либо в них участвую, либо тренируюсь, либо снимаю. Всегда нужно держаться на волне событий – чтобы быть эрудированным, образованным и уметь поддержать разговор с друзьями.

- Почему гребля не так популярна в России, хотя является простым и динамичным зрелищем?

- Возможно, дело в том, что это индивидуальный вид спорта – это всегда менее популярно. Понятно, что футбол, хоккей, баскетбол и даже гандбол популярнее, потому что это командные виды спорта. Там есть команда, развитие, большие спонсоры.   

Мне кажется, в России не хватает студенческого спорта в том формате, как это происходит, например, в Англии и в Америке. Там студенческий спорт порой популярнее и привлекательнее для спонсоров, чем профессиональный. Зачастую можно учиться бесплатно, выступая в студенческих командах, соревнования собирают стадионы. Нужна массовая популяризация со стороны университетов, со стороны молодежи. Студенты — это самый движ, это люди, которые всегда на волне, всегда в курсе событий, готовы продвигаться в соцсетях. 

На мой взгляд, греблю сильно популяризируют такие истории, как например, Кубок братьев Агеевых и олимпийских чемпионов Юрия Постригая и Александра Дьяченко. Проблема в том, что такой Кубок – один на огромную страну. У нас не очень много гребных каналов, но мест, где гребут – очень много. Есть теплые южные регионы, такие как Краснодар, где вода есть круглый год.

Еще на том же Кубке братьев Агеевых два года подряд привлекают блогеров к соревнованиям, делают для них заезды. Это круто, но можно делать не один-два таких заезда, а приглашать еще больше людей – популярных личностей, телеведущих, других спортсменов, биатлонистов, лыжников. Показывать на центральных телеканалах, но здесь опять же замкнутый круг: будут результаты, будет гребля в повестке дня.

- Как снимать греблю, чтобы человек посмотрел видео и сказал: вау, я тоже хочу этим заниматься?

- Греблю важно снимать красиво и качественно.

Это должен быть либо ролик в стиле Discovery и National Geographic, с кучей slow motion кадров, очень крупных, красивых, где показаны мышцы, вылетающая из-под весла вода, подготовка. Нужны документальные фильмы про историю гребли, про современную греблю, дисциплины.

Люди даже не знают, что в гребле есть спринты, длинные дистанции, чем каноэ отличается от байдарки, что есть еще кайакинг, например. Для большинства, гребля – это академисты, которые гребут на обычной лодке. Если однажды снимут художественный фильм, где будет много гребли, как это случилось с боксом при помощи Сильвестера Сталлоне, это сильно повлияет на популяризацию нашего любимого вида спорта.

6 февраля Сергей принял участие в зимнем Кубке Братьев Агеевых – соревнования по индор гребле на специальных тренажерах.

 

Фото: личный архив Сергея Фирсова