6 мин.

Мои волшебные ночи. 30 лет назад начался лучший в истории чемпионат мира по футболу

 

Итальянское лето. Мой первый чемпионат мира. С самого утра во дворе футбол – до синяков и разбитых коленок. А все вечера – перед стареньким телевизором «Рекорд». Каждый день приближал мечту.

Notti magiche

Inseguendo un goal

Sotto il cielo

Di un’estate italiana

Ах, какой же это был крутой чемпионат! Высоченный прыжок Омама-Бийика. Голы Скиллачи и Скухравы. Проход Баджо в матче с чехами. Сломанная нога Пумпиду. Рука (вновь!) Марадоны. Танцы Роже Миллы. Крах команды Лобановского. Немецкая машина во главе с Маттеусом. Неожиданно блеклая Голландия. Причуды вратаря-гонялы – Рене Игиты. Яркие англичане: Шилтон, Платт, Гаскойн. Грандиозная битва на «Сан-Сиро» между ФРГ и Голландией (а на самом деле между «Интером» и «Миланом»), плевок Райкарда в Феллера. Разящий пас Марадоны, гол Каниджи и слезы бразильских девушек… Всего и не перечислишь.

А мы так ждали победу….

Вся Италия засыпала под песню в исполнении Эдоардо Беннато и Джанны Наннини. Сальваторе Скиллачи держал данное жене обещание – забивал в каждой игре. Еще три недели назад Тото называли «грязным южанином», но спустя пару матчей его имя – на флагах тифози во всех городах Италии. Виват, Сицилия! «Скуадра Адзурра» уверенно шагала к финалу. Интересно, что тренер Адзельо Вичини изначально не планировал включать Тото в заявку, но его переубедили болельщики, которые несколько недель устраивали пикеты у дома тренера в Брешии.

Итальянцы играли в романтичный футбол. Однако трагедия той команды была в том, что за весь турнир она так и не встретила достойного соперника. Равного себе. Того, кто заставил бы ее осознать безграничность своих возможностей. Из-за превратности календаря это могло случиться лишь в финале, когда могла состояться грандиозная битва с немцами. Матч, достойный звания «игры столетия». Но на пути встали аргентинцы с Диего Марадоной.

3 июля 1990 года. «Сан-Паоло». Вопреки опасениям, весь стадион поддерживает национальную сборную. Фортуна вроде бы благоволит хозяевам – на 17 минуте Тото Скиллачи открывает счет. Все идет по плану, ведь в обороне у итальянцев настоящие монстры – Мальдини, Барези, Ферри и Бергоми. Идеально подобранные детали совершенного механизма – за весь турнир эта защита мечты не допустила ни одной осечки.

А потом началось что-то странное. Вичини потом рассказывал, что еще в ¼ финала его обеспокоили два гола, которые не засчитали судьи. В матче же против Аргентины арбитром был Мишель Вотро – один из самых авторитетных судей того времени. Тем удивительнее то решение, которое он принял. На десятой минуте второго тайма полузащитник аргентинцев Джусти намеренно сыграл рукой. Вотро потянулся было за желтой карточкой, но вдруг передумал. Разгадка проста: француз вспомнил, что к тому моменту у Джусти уже было предупреждение. Если бы аргентинцы при счете 1:0 оказались в меньшинстве, хозяева наверняка бы спокойно довели игру до победы.

И если раньше были вопросы:

Кому было выгодно, чтобы сборная Италии не попала в финал?

Кому была противна сама мысль, что первыми четырехкратными чемпионами мира в истории стали бы итальянцы?

Кто через четыре года сделал все, чтобы финал ЧМ-94 судил «правильный» арбитр?

Кто убрал из руководства ФИФА всех итальянцев?

Кто после себя оставил во главе организации коррумпированного преемника, который поспособствовал позору, творившемуся на ЧМ-2002, когда судьи отменили пять правильных голов «Скуадры Адзурры»?

Кто превратил ФИФА в публичный дом, в котором торгуют чемпионатами мира?

Кто так расстроился после удара Фабио Гроссо на ЧМ-2006, что впервые в истории президент ФИФА не вручал Кубок мира?

То теперь мы знаем на них ответы.

Как тут не вспомнить Оскара Уайльда: «Нет ничего более поверхностного, чем не судить о человеке по внешнему виду».

Говорят, что один скудетто «Ромы» стоит десяти. Если так, то победа на ЧМ-2006 тоже стоит десяти.

Но вернемся в Неаполь. Через несколько минут после ошибки Вотро аргентинцы сравнивают счет – Клаудио Каниджа затылком проталкивает мяч в дальний угол ворот Вальтера Дзенги. До сих пор вратаря винят за тот опрометчивый выход. Адзельо Вичини реагирует незамедлительно – делает две замены в течение пяти минут. Многие, в том числе и я, убеждены, что это был просчет. Следовало до самого конца беречь одну замену и выпустить на серию пенальти Стефано Таккони. Человека, который мог переиграть судьбу (подробнее об этом читайте здесь).

Незадолго до смерти Адзельо Вичини изложил свою точку зрения относительно идеи выпустить Таккони вместо Дзенги: «Выход Таккони действительно мог бы все решить. Однако надо помнить, что в те времена были другие правила. Было разрешено делать только две замены в течение матча. И к моменту начала серии у нас уже не осталось замен».

По версии тренера, Джузеппе Джаннини устал, поэтому он не мог оставить его в игре. Джанлука Виалли же покинул поле по тактическим соображениям – нужно было дать шанс Роберто Баджо, для того чтобы не повторить ошибку Ферруччо Валькареджи, который в финале ЧМ-70 предоставил Джанни Ривере только шесть минут. Вичини специально подчеркивал: «В любом случае он (Баджо) провел на поле половину второго тайма и 30 минут дополнительного времени. Ничего общего с шестью минутами Риверы в Мексике-1970!»

Однако даже если бы тренер не сделал те две злополучные замены, шансы Таккони все равно были бы ничтожными. Ведь через несколько минут после выхода Баджо сразу два футболиста «адзурри» получили травмы – Риккардо Ферри и Сальваторе Скиллачи доигрывали с повреждениями. А если бы у Вичини оставались замены, он бы их обязательно задействовал.

Сама лотерея также окутана многочисленными легендами. Вичини был уверен только в трех пенальтистах – Барези, Баджо и Де Агостини. Все они реализовали свои попытки. А вот с другими возникли проблемы – никто не соглашался.

Скиллачи и Ферри сослались на травмы. Пришлось бить Роберто Донадони, который никогда не был мастером этого дела. Все случилось как в дешевой мелодраме – лучший игрок «адзурри» на турнире запорол самый важный удар. У Альдо Серены же тряслись коленки. Шестым должен был бить Де Наполи, но очередь до него так и не дошла. Комментатор Бруно Пиццуль произнес горькие слова: «Аргентина – финалист чемпионата мира. А эти кадры мы вообще не хотели бы комментировать».

Мы до сих пор вспоминаем посеревшее лицо Тото Скиллачи после удара Альдо Серены в матче с аргентинцами. Он сидит на газоне, постаревший лет на десять. Еще вчера его безумный взгляд вдохновлял всю Италию, а теперь он потух. И жизнь закончена. У поколения отцов был Паблито, был крик Тарделли, был гол Альтобелли. Было небо Мадрида. У них было все. А у нас ничего уже не будет, Тото.

Адзельо Вичини утешает убитого горем Вальтера Дзенгу, а Нандо Де Наполи орет на тренера. А ведь прошло уже 30 проклятых лет. И хочется, чтобы все это оказалось дурным сном. Чтобы проснуться завтра утром, а Италия по-прежнему на вершине мира. И ей предстоит финал с Германией. А за окном – жаркое итальянское лето, по дороге на пляж ты идешь покупать джелато, и где-то рядом звучит та самая мелодия.

 

Еще больше материалов о кальчо на канале «Моя Италия» на Яндекс.Дзен

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Телеграм-канал Алексея Логинова