Только ты не будь пока солнцем…
Меняются соперники, обстоятельства, причины, сюжеты и стадии, но результат остается прежним – сборной России вот уже 8 лет не удается ничего выиграть, хотя она регулярно на все претендует. У каждого поражения свои объяснения – конкретные, логичные, убедительные и не очень, – но в совокупности они порой оставляют гнетущее впечатление предопределенности.
Это, впрочем, все ерунда, выход эмоций в час неудачи. Нынешняя обновленная сборная как раз словно бы избавилась от груза былых неудач, играла свободно, азартно и в удовольствие – так, как не могла в нужный момент сыграть все последнее время. Супердебютант Дмитрий Мусэрский и суперветеран Алексей Казаков, вернувшийся Тарас Хтей, который за время отсутствия в сборной стал волейболистом без слабых мест, и все так же азартный Юрий Бережко, в очередной раз возмужавший Максим Михайлов и талантливые, но отчаянно неопытные Бирюков и Красиков – было у этой команды ощущение новизны и куража.
Первые два матча финального этапа оказались для нас очень удачными в плане антуража. В Аргентине не настолько любят и понимают волейбол, чтобы в не самое удобное время ходить на чужие команды, да и сама Аргентина слишком далеко, чтобы туда в массовом порядке добрались фаны России, Италии и уж тем более Кубы (у этих, впрочем, причины не особо географические). В итоге игры прошли в полутренировочной обстановке, в которой наши волновались чуть меньше, спокойно реализовывали преимущество в классе, а ошибаясь, не позволяли себе сильно расстраиваться. Две победы по 3:2 не в полной мере отражают наше преимущество над итальянцами и кубинцами (и там, и там по-хорошему должно было быть 3:1), как 17 и 10 очков, набранные Дмитрием Мусэрским, еще не в полной мере отражают ту роль, которую в сборной сразу же начал играть белгородский центральный.
Стабильности, впрочем, россиянам не хватало, потому перед полуфиналом с сербами было тревожно. Напрасно – подопечные Даниэле Баньоли напрочь забыли про свои страхи встреч на вылет и провели, пожалуй, лучший матч под руководством итальянца. Во всяком случае, Сербия, до того едва не обыгравшая бразильцев и разгромившая аргентинцев, а после того одолевшая кубинцев в матче за 3-е место, была просто раздавлена нашим блоком. 16:4 в этом компоненте – малореальное преимущество на таком уровне. Новый лидер балканской команды Саса Старович проатаковал с процентом 27, герой утешительного финала Никола Ковачевич – с процентом 15 и лишь центральные блокирующие вылезли за 50, но это уже не волновало даже их самих.
А вот статистика финального матча – типичный случай средней температуры по больнице. 92:91 по очкам, 52:50 в атаке, 14:11 на блоке, 2:1 по эйсам и 29:24 по ошибкам – угадайте с трех раз кто выиграл. Проспав ночной матч, забыв посмотреть результат, не почуяв подвоха и трижды назвав Россию, вы, конечно, ошибетесь – 3:1 по партиям выиграла Бразилия. Все наше статистическое преимущество (скажем, 7 из 14-ти блоков), увы, сложилось из одной суперудачной партии – третьей, в которой южноамериканцы выглядели самыми натуральными полуфинальными сербами.
Перед решающим матчем обе команды понесли по одной чувствительной кадровой потере. Одинаковые травмы голеностопа в полуфинале получили Тарас Хтей (пожалуй, лидер нашей команды на турнире) и Леандро Виссотто. Наша потеря оказалась значительнее, поскольку, ко всему прочему, пришлась на самую больную позицию – доигровку. Еще на предварительном этапе из строя выбыл Павел Абрамов, а уже в Аргентине травмировался Юрий Бережко. Бывшего динамовца в итоге удалось поставить в строй, но готов он явно был не на 100%. Кроме него остались лишь молодые Денис Бирюков (герой встречи с кубинцами) и Дмитрий Красиков, которым сражаться на результат с бразильцами, конечно, рановато. Чемпионы при этом заменили меланхоличного Виссотто на не менее спокойного Тео и потеряли не слишком много – новый диагональный сыграл чистенько, хоть и без блеска, и своих итоговых 46% против такого блока стесняться никак не должен.
С тем, кто заменит Хтея, Баньоли, похоже, решил определиться уже по ходу матча. В старте вышел Бирюков, но уже в середине первого сета его заменил Семен Полтавский. Отчаянно смелый для финала эксперимент с переводом диагонального в доигровку (Семен тут когда-то, конечно, играл, но это было очень давно), на удивление, не закончился ни триумфом, ни крахом – Полтавский пару раз очень уверенно принял, но важной роли так и не сыграл. Когда в концовке партии на пару розыгрышей в диагональ вышел Красиков, Баньоли увидел достаточно, и второй сет Дмитрий начал уже в основе и на привычной позиции.
А первый сет мы меж тем проиграли. В более-менее равной игре бразильцы использовали практически все свои доигровки, наш блок молчал, правда и ошибались мы значительно реже оппонентов. В итоге все решила пара эпизодов, в которых как минимум два неоднозначных решения (и как минимум одно ошибочное) принял арбитр. Впрочем, удивляться, что при прочих равных судьи в ЮА возьмут сторону чемпионов, не стоило – стоило к этому быть готовыми.
Наши и были готовы, не обратили на эти моменты никакого внимания, но вторая партия прошла в том же, крайне нетипичном для нас стиле. Россияне практически ничего чисто не выиграли блоком, зато подтянулись в атаке и в числе ошибок. От перемены цифр в статистике результат не изменился ни на очко – все те же 22:25. Решающими на сей раз стали усилия не судей, а Данте. При счете 16:16 доигровщик московского «Динамо» забил сложный пайп в длинной доигровке, а при счете 19:20 один в один закрыл Максима Михайлова.
Третий сет стал бенефисом русского блока. Гранкин закрыл Мурилло, а Мусэрский с Михайловым (лучший бомбардир и лучший нападающий финального этапа Мировой лиги) трижды подряд зачехлили Данте, а до кучи еще и вышедшего на замену Жибу. 16:10 ко второму техническому перерыву обернулись разгромными 25:16 в нашу пользу. Инициатива прочно перешла в руки россиян, а бразильцы притихли. Со счета 15:10 в третьей партии до счета 13:11 в четвертой чемпионы не смогли выиграть ни одного брейкового мяча. Россия в этот момент смотрелась просто сильнее в основных компонентах, и в кордобском воздухе запахло тай-брейком.
Однако Бразилия не была бы чемпионом, если б не умела пережидать бурю, терпеть, не ломаться и использовать малейший шанс. В середине 4-го сета усилиями все того же Данте южноамериканцы вышли вперед, но теперь уже у России созрел достойный ответ. Двойная замена Гранкина и Михайлова на Полтавского и Макарова сработала выдающимся образом. Связующий «Искры» и до того выходил очень уверенно, а тут кроме отличного паса еще и поставил два блока подряд. Счет стал 20:16, и 5-й партией уже не просто пахло. Однако, почуяв ее, все наши вдруг резко начали ошибаться. Более-менее надежный Дмитрий Красиков, который угодил в более-менее обыкновенный блок. Даниэле Баньоли, который вместо того, чтобы взять тайм-аут, после первой же ошибки решился на обратную двойную замену. Сергей Гранкин, который, едва вернувшись, навел Мусэрского на блок. Дмитрий Мусэрский, который в сложной ситуации не сумел этот блок обойти и хотя бы оставить мяч в игре. Еще раз Даниэле Баньоли, который и после этого не взял ТО, а убрал с площадки Мусэрского. Юрий Бережко, неточным ударом продолживший губительную череду ошибок. И еще раз Красиков, уже после несвоевременного тайм-аута снова залезший в блок.
Равный счет в концовке держался недолго – как и во второй партии, Данте закрыл в иных ситуациях почти безупречного Михайлова, и все было решено.
Бразилия выиграла Мировую лигу в рекордный девятый раз – и в седьмой в последних восьми попытках с тех пор, как россияне в 2002-м в Белу-Оризонти добились самой большой победы в новейшей истории. Команда Бернардиньо, однако, сейчас совсем не так устрашающе сильна, как еще пару лет назад. Да, играют быстренько, но явно не на тех скоростях, которые недавно были совершенно неподвластны остальным. Связующие Бруно и Марлон явно уступают своим предшественникам. Мурилло, который в итоге получил MVP турнира за заслуги во всех матчах, кроме финального, – никак не Жиба лучших времен. Диагональные стали более тягучими, более похожими на традиционных современных диагональных. А вот Данте хорош – по финальному матчу приз самого ценного игрока заслуживал именно он, а статус лидера этой команды у него никто и не отбирает. Хорош и либеро Марио, здорово заменивший Сержио. Однако главное, что осталось у бразильцев – их уверенность в себе и в том, что что бы ни придумал соперник, победа в итоге останется за ними.
Еще одно главное впечатление от чемпионов – их теперь можно обыгрывать и максимум россиян выглядит сейчас выше максимума бразильцев. Ну или так просто кажется. Ну или просто это неважно до тех пор, пока этот максимум мы не научимся держать дольше одной партии за матч.
Сборная России снова приоткрыла свой безграничный потенциал и снова не дала ему реализоваться. Тем не менее даже в усеченном составе команда Даниэле Баньоли сыграла очень обнадеживающе. Мурилло с Данте имеют полное право сколько угодно спорить за звание MVP, но мы-то знаем, что настоящий MVP этого турнира – Дмитрий Мусэрский (прости, Тарас, прости, Максим). Улыбчивое лицо этого огромного парня должно стать лицом сборной России на долгие годы, причем лицом побед, а не франко-испанско-бразильско-американских чудных поражений. С ростом 2.18 он лучше многих в нашей сборной обороняется, лучше многих пасует, лучше большинства атакует и подает и лучше всех не только в нашей сборной ставит блок. У него еще есть слабые места в виде, скажем, не столь вариативной атаки, но он уже сейчас символ наших надежд, не запятнанных нашими эпическими поражениями.
В поражении от бразильцев, конечно, нет ничего хорошего. Хорошо, быть может, лишь то, что с нашим удивительным везением, проявляющимся примерно раз в десятилетие, ровно все вдруг не сошлось здесь и сейчас – по такому, в общем-то прозаическому поводу, как финал Мировой лиги. Уже осенью повод будет покруче – чемпионат мира в Италии. Пусть все сойдется там. Или все же подождем до Лондона?
И вообще волейбол - это единственный летний командный вид спорта где мы после распада СССР остались в элите. Например в гандболе и водном поло - полный туман. Обидно что все время проигрываем в полуфиналах-финалах. Но зато можно тешить себя мыслью, что мы своеобразные волейбольные немцы - ниже 5-6 места не опускаемся.
Просто на позиции доигровщика нет равноценной замены Сергею.