Психология подачи в волейболе
От какого психологического фактора зависит качество подачи в волейболе? Качество подачи – это ее сила и точность. Внутренняя составляющая здесь, прежде всего, концентрация, которая влияет на точность.
Также существует известный психологический принцип: чем выше усилие, тем меньше точность. Соответственно, психологическая и техническая составляющие подачи – это максимальная точность и максимальное усилие.
Этого очень сложно добиться. Это два сложно совмещаемых компонента: сила и точность одновременно.
Есть два типа подачи: одна с вращением, другая без. С вращением – силовая подача. Без вращения – планер. У них разная траектория полета мяча.
Стиль подачи тренируется годами на тренировках. Застать врасплох этими подачам тяжело: у них структурно разный разбег, а по подъему мяча сразу видно, какая будет подача.
В какой-то степени качество подачи зависит от соперника. Дело в том, что есть команды, которые очень хорошо принимают – против них сложно играть. Есть команды, которые принимают плохо.
Соответственно, если ты играешь с командой, у которой с приемом плохо, у тебя не стоит задачи подавать сильно. А если, наоборот, команда принимает очень хорошо, то тогда и у тебя есть задача – очень сильно подавать. Соответственно, это влияет на количество ошибок.
Некоторые спортсмены подают на силу, некоторые на точность. Есть ли здесь инициатива игрока или это тренерская установка? Это вопрос тактики. Есть разные команды: одни заточены на более сильную подачу, другие на более точную.
Вопрос в том, что при подаче количество ошибок довольно большое. Ошибки в конечном итоге сказываются на результате. Когда мы говорим, максимально сильная подача, мы имеем ввиду и довольно точная. Это естественно.
Всегда стараются подать больше подач, но пусть они будут послабее. Другие рискуют: подают посильнее – навылет, максимально осложнив сопернику тем самым жизнь.
Бывает, что один игрок успешно подает подачу несколько раз подряд. Тогда некоторые тренеры противоположной команды в этот момент берут тайм-аут. Зачем? Считается, что после перерыва нужно обязательно подать подачу – такова установка от тренера. А когда говорят, что нужно «подать подачу», то снижают ее усилие.
То есть, с одной стороны это воздействие на тренерский посыл подающей команды. С другой, это посыл к своей команде, чтобы усилить концентрацию для приема. Расслабиться от игрового эпизода. Забыть неудачные действия и настроиться на прием подачи.
Многие считают, что здесь идет воздействие на подающего – если он расподавался, то после паузы собьется. Здесь скорее нет, чем да. Есть игроки, которые уже привыкли к определенным тренерским установкам. Они получают установку к тому, чтобы подать слабее – лишь бы подать. Когда сила подачи ослабляется, ее проще принять.
В решающие моменты партий подача становится очень важна. У спортсмена может возникнуть волнение. На ком-то оно сказывается – тот подает хуже.
Другой, наоборот, делает это лучше. Для него психологический груз не играет большой роли, и он даже лучше играет в концовках.
Концовка очень ответственная. Стало быть, кто-то старается подать сильнее, потому что понимает важность. Кто-то боится подавать сильно. Конечно, этот момент сказывается на выполнении подачи, но хуже или лучше – тут говорить сложно.
Если волейболист удачно попал несколько раз появляется ли у него уверенность? Здесь по-разному. Он же не первый раз в жизни подает. Уверенность у него либо есть, либо нет. От одного эпизода вряд ли появится.
Другое дело, если он не подавал до этого несколько раз (ошибался), а тут стал подавать – конечно, ему становится психологически полегче. В принципе, игроки не первый раз выходят на площадку – у них уже есть опыт. Соответственно, отсюда есть уверенность в себе или неуверенность в себе.
Есть еще тренировочный процесс перед играми, когда что-то получается или не получается. Значительная степень уверенности – если у тебя получается на тренировках, значит у тебя и в игре получится. Если из-за травмы или по физическим кондициям что-то не выходит на тренировке, значит это скажется и на игре.
Материал впервые был опубликован здесь