4 блока - будущее волейбола
4 блока - будущее волейбола
В таблице представлена статистика фиксируемых элементов игры сборной России на чемпионате мира 2018 г.
Команды Счет Разыграно мячей Не подано Процент неподач
США-РОССИЯ 3:1 184 64 35
РОССИЯ-КАМЕРУН 3:0 139 47 34
СЕРБИЯ-РОССИЯ 3:2 212 53 25
НИДЕРЛАНДЫ-РОССИЯ 0:3 129 32 25
РОССИЯ-ИТАЛИЯ 3:2 203 64 32
ФИНЛЯНДИЯ-РОССИЯ 0:3 133 30 23
БРАЗИЛИЯ-РОССИЯ 3:2 213 64 30
РОССИЯ-США 0:3 143 41 29
Из таблицы видно, что процент неподач составляет 23-35, в среднем 29. Что же делают игроки в это время. Они просто стоят, глазеют друг на друга, на зрителей, сбиваются с ритма и настроя на игру. Коэффициент полезного действия игры равен нулю. А вообще в волейболе собственно игра оставляет 0,15 от всего времени матча, а игрокам архисложно поддерживать настрой на игру, особенно запасным. А что же зрители? Они гадают подаст -не подаст.
Тренеры заставляют работать над подачей, более чем над другими элементами, как самый легкий путь добычи очка (термин горного инженера). Если обратиться в прошлое, то процент неподач мяча 30 лет назад был эпизодическим, но не более 3-Х и за это игроков штрафовали деньгами ,5 лет - 15-20, сейчас - 20-35, а в будущем руководящие и направляющие силы волейбола будут совершенствовать и разрешать 30-50, но лучше 100. Гипотетическая ситуация - финал олимпиады, пятая партия, команды поочередно подают в сетку или аут до счёта 13:13. Очередная подача мяча, он летит далеко в аут и случайно задевает диагонального и счёт становится 14:13. Последняя подача, мяч задев сетку падает на сторону проигрывающей команды, счёт 15:13. Победа!? Игроки не выполнили ни одного тактико- технического действия (приём подачи, комбинации, блок). Правила не нарушены. Функционеры готовят наградной лист игрокам и себе. Такой волейбол ВАМ нужен?
Но вот подача полетела, её принимают не более трёх игроков и вдруг у одного из доигровщиков не идёт приём. Срочно менять на другого, но тому сложно войти в игру и при равенстве очков в такой период команды делают разрыв в счёте на два, три очка, а при умелом ведении игры это достаточно для победы в партии. Может надо использовать стоящего на площадке диагонального или ответственного блокирующего в третьей зоне? Но увы эти амплуа с детства не приучены к приему мяча. С возраста 10-12 лет, когда начинаются соревнования, игроки формируются по росту на определенные позиции и выполняют указания тренера, не участвуют в приеме мяча, стоят под сеткой или глубоко на задней линии, учатся игре в защите, когда мяч случайно прилетит в его зону, а если принимают мяч, то качество передачи плохое. Вот и на этом чемпионате тренер выставлял второго либеро, как игрока основы, переодев форму, чтобы улучшить приём мяча.
В тренерской среде бытует мнение, убеждение, претворение в жизнь, что четвёртый удар в волейболе вреден, его надо искоренять. Игра должна быть: подача, раз, два, три и снова подача лучше раз. И если для игрока такая психология вряд ли верна, то для тренера она неприемлема, т.к. он обучает не всем техническим приёмам или так как сам умел играть. В идеале выпускник спортшколы должен играть все амплуа в команде, чтобы понимать суть и дух командной игры. Это замечание, как ни странно относится и к связующим, присутствие в первой зоне обусловлено расстановкой на задней линии, обязывает их играть в защите, но увы это требование к связующим не обязательно и многие из них не умеют играть в защите и первый признак неумения выражается в поднятии рук для защиты головы или приём мяча одной рукой. Связующих специально не готовят игре в защите. Диагональный из 5,6 и1 зон заточен на атаку из-за трехметровой линии, рост их позволяет сторожить высокие отскоки от блока, а чтобы от пола поднять мяч, так для этого надо согнуться. Таким образом защитные действия в первой зоне как бы размыты, нет ответственных и идея развития защиты и перехода в атаку для либеро это надо снять запреты и выполнять роль связующего и мысль неизменно приходит ко второму связующему на площадке. Хотя опыт этот в волейболе известен, но он был апробирован с точки зрения развития атаки, а не с точки зрения защиты, что более актуально для развития отечественного волейбола. Наблюдения за тренировками в спортшколах и клубных команд показывают, что выполнение нападающих ударов происходит без постановки и страховки мяча игроками как со стороны нападения, так и защиты в положениях углом вперёд или назад после блокирования. Игрокам говорят стой здесь и здесь и все. Так называемые стандартные положения должны отрабатываться по десятку, сотням раз в одном направлении, например, в зону 1, а того не делается. Закладывается такая подготовка в нетребовательности и заимствовании, как мастера в Суперлиге и сборных командах подают мяч, и в ранней специализации, в слабой технической оснащённости работы с мячом, и в психологии вредности четвертого удара. Забьёшь второй пас, и ты герой, тебе прощают все огрехи, и ты с ними взрослеешь.
Поиск и выставление высоких игроков отсекает приход в волейбол самобытных, координированных, мобильных нужных для защиты игроков, особенно на блоке. Тренер говорит, а ты знаешь какая у него высота съёма? Но не видит, что центральный блокирующий опаздывает строиться на блок к крайнему и в эту прореху летит более половины нападающих ударов. А тот же центральный блокирующий не умеет владеть мячом у сетки после отскока в блоке в силу своего роста и слабой технической оснащенности, с детства не учили.
Болезнь честного признания касания на блоке не прививается с детского возраста и поразила самую интеллигентную игру в бесчестную и несправедливую. Спортсмены стыдливо опускают глаза или бесстыдно смотрят на игроков противника. Просмотры касания блока превратились в немые профсоюзные собрания команд высокого уровня, а в рядовых командах напрочь отсутствует элементарное поднятие руки. Иногда тренер берет перерыв, когда заведомо не было блока, для того чтобы сбить темп игры, за что должно быть наказание. FIVB пора власть употребить и ввести в правила наказания, честь и справедливость должна стать нормой поведения волейболистов.
Немного об эстетике игры. Большой волейбол в состязательности часто теряет красоту из-за того, что спортсмены выполняют свою работу, подкрепляя её недвусмысленными жестами, забывая о художественной ценности соревнований, именно зачем ходит болельщик на соревнования, именно то, что остаётся в памяти. В футболе были целые международные скандалы из-за показа одного пальца, а волейболе делают бесстыдные движения рукой или телом и ничего. Интеллигенты называются, видите ли с эмоциями не справляются. У многих видов спорта в оценке победы закладывается красота, художественные стандарты, которые необходимо готовить на тренировках. Смотришь на игрока, забившего мяч в начале игры, да ещё с таким раскрытым ртом, взывающего зрителя ему аплодировать и думаешь, что из-за искусственных эмоций не хватило сил для победы в матче. Не только восток дело тонкое, но и создание атмосферы соревнования и настоящих эмоций нуждаются в психологах, помощниках тренера. Эстетика игры требует одинакового судейства всех приемов мяча, сейчас же это не так.
Принципы совершенствования волейбола, проводимых FIVB, очень консервативны и если что-то меняется, то не более одного элемента в олимпийский цикл. Авторы убеждены, что такой подход не даёт качественного улучшения волейбола, его можно достичь, вводя несколько элементов. Идея системы игры в четыре блока была предложена СЕV, FIVB и ВФВ, ответ которой гласит: "... Я обязан предупредить, что FIVB обязательно попросит результаты вашего эксперимента, проведённого вами же на достаточно серьёзных соревнованиях. К слову, апробировать ваши предложения на первенстве Москвы (официальных соревнованиях, отборочных к первенству России, на которых уже происходит отбор кандидатов в юношеские сборные команды России) вам никто не позволит; в другом письме "... ВФВ не считает возможным проводить эксперименты по продвижению предложенных Вами изменений..." В устной беседе было сказано: "...что это другой вид спорта...". Уважаемые функционеры, ВЫ завели волейбол в тупик не только в организационном и зрелищном плане в части соревнований, но и в спортивном плане, болельщика не обманешь и поэтому залы то полупустые и на олимпиадах и чемпионатах мира. Болельщики любопытные и въедливые, желают знать стратегию развития волейбола как игры, сборных и клубных команд, неужели...... Может прислушаетесь к болельщикам и пойдёте по такому пути:
1. Изменить расстановку - в первой линии четыре блокирующих, во второй линии два игрока, насыщенный блок даст более длительную, динамичную игру, парадокс четырёх блоков в том, что на второй линии будет задействовано три игрока, увеличится количество двойных и тройных блоков, появляется реальная возможность бороться с пайпом.
2. Игрок подал мяч в сетку или аут, противоположная команда получает два или три очка. Введение такой нормы при потере подачи даст больше приёма, качественной второй передачи, улучшит качество блока, приведёт к увеличению динамики игры за счёт пласированных ударов и скидок, превратит волейболистов, прыгающих не только в высоту, но ещё в большей мере летающих по горизонтали. Поданный и разыгранный мяч даёт одно очко. Философия подготовки волейболистов должна измениться в корне.
3. При подтверждении факта касания мяча на блоке или сетки видеоповтором, команда, совершившая ошибку, проигрывает два очка, может это заставит игроков, нарушивших этику честной, справедливой игры, сразу до видеоповтора поднимать руку и признавать свою ошибку, а команда проигрывает одно очко. Повторную нечестную игру надо наказывать удалением до конца партии или игры.
4. Существующее название игрока, создающего рисунок и красоту, ведущего игру: связующий, passer, setter имеют двойное толкование и не несут прямого смысла выполняемых функций. Новое название игрока - плейкона (игрок конструктор атак). Плейкона одет в спортивную форму отличную от других игроков и ограничений в игре не имеет. На площадке 2 плейкона, а в команде 4.
5. Либеро - свободный в понятии гражданского права, в волейболе не может быть капитаном, подавать мяч, делать нападающий удар, если мяч выше троса, боятся, что ли смертельного удара или порыва сетки и другие действия, т.е. не соответствует понятию слова, дискредитирует слово, в связи с этим либеро изъять из игры, переквалифицировать в плейкона.
6. Применять объемную сетку, в которой верхний трос один, а два нижних разведены на диаметр мяча, это позволит снизить травмы за счёт нейтральной полосы шириной 20см (вместо 5см), заступ или касание рукой за ней считается ошибкой.
7. Матч проводится из 7 партий до 4-Х побед и счета в партии до 15 очков с разницей в 2 очка и до счёта 18 с разницей в одно очко, в 7 партии до двух.
Необходимо менять все и сразу.
к.т.н. Рыжков Владимир - дед
к.м.с. по волейболу Вавенков Михаил - внук
Уже пробовали по этим правилам играть?