Трибуна
3 мин.

«Слава богу он не попал, а то немцы бы нас уничтожили!» В 1972-м СССР и ГДР скатали подозрительную ничью, чтобы вместе взять бронзу Олимпиады

На Олимпийские игры-1972 в Мюнхен сборная СССР приехала главным фаворитом турнира. Еще бы, финалист недавнего чемпионата Европы, уверенный победитель отборочного этапа (четыре победы в группе с Францией и Австрией), опытная оборона во главе с Хурцилавой и Капличным и задорная линия атаки с Колотовым и Блохиным – на бумаге все выглядело гладко.

Первый раунд советские футболисты прошли рационально: не напрягаясь, выиграли у Бирмы, Судана и Мексики.

Вторую стадию начали вообще шикарно: разгромили Марокко 3:0 и вели в главном матче с Польшей 1:0 к 75-й минуте. Но небольшая расслабленность предрешила исход всего турнира: поляки умудрились не только сравнять, но и выиграть.

В последнем туре СССР разнес Данию 4:0, но рассчитывать на то, что Польша потеряет очки с марокканцами, было глупо. Команда Александра Пономарева осталась на втором месте в квартете, а в финал выходил только победитель группы.

Предстоял матч за третье место с ГДР. Все просто: побеждаем – бронза у нас. Но, оказывается, был и обходной маневр. Организаторы Олимпийского футбольного турнира зачем-то оставили странное уточнение: в случае ничьей медали получали обе команды.

Вничью и сыграли. Блохин и Хурцилава к 30-й минуте сделали счет 2:0, но восточные немцы сравняли. И наши, вроде бы, не особо этому препятствовали.

Версию о договоренности соперников подтверждает главный врач сборной СССР Савелий Мышалов. Более того, по его словам, именно он все и организовал:

«Мы не вышли в финал Олимпиады, а игру за третье место против ГДР назначили на десять утра. Тренер Пономарев сказал: «Что-то не хочется с ними бодаться. Как бы нам вничью сыграть».

Ничья означала бронзовые медали для обеих команд. Используя свой немецкий, выученный в институте, я подошел перед игрой к доктору сборной ГДР. «Как ты смотришь на то, чтобы медали получили и вы, и мы?» – «Положительно», – и пошел к тренеру.

Тот повернулся ко мне и показал большой палец: вопрос решен. Мы забили друг другу по два мяча, но на второй тайм вышел динамовец Андрей Якубик, который, ни о чем не подозревая, ворвался в штрафную и чуть не сделал счет 3:2. Слава богу, не попал, а то немцы бы нас уничтожили»

Защитник Сергей Ольшанский все отрицает и говорит, что ничья – никакой не договорняк, а справедливый результат матча:

«В основное время бились будь здоров! А перед дополнительным по стадиону объявили, что послематчевые пенальти не предусмотрены, и в случае ничьей бронзовые медали получат обе команды.

В регламенте изначально был этот пункт, но до игры мы не придавали ему значения. Тут в голове щелкнуло – какой смысл еще полчаса жилы рвать, если счет устраивает? Перемигнулись ли мы с немцами? Нет. Все стало понятно без жестов и слов. Уже никто вперед не лез, просто катали мяч»

Зато Ольшанский рассказал о другом забавном эпизоде: «Немцы успели выгравировать фамилии каждого, латинскими буквами вывели. Дали только тем, кто участвовал в матче за третье место, запасным ничего. Йожеф Сабо отыграл все матчи на Олимпиаде, а матч за бронзу пропускал. Так Андреасян, который с ГДР вышел на замену, отдал Йожефу свою медаль. Поступок. А Сабо взял медаль с фамилией «Андреасян».

Вот так СССР взял бронзу Олимпиады-1972. На двух следующих Олимпийких играх, 1976-м и 1980-м, наша сборная тоже стала третьей, но уже без подозрительных ничьих: в Монреале в матче за бронзу обыграли бразильцев, а в Москве – югославов.

«Заря» – чемпион, финал Евро, бронза Олимпиады. 1972 год в обложках еженедельника «Футбол»

Еще больше настоящего футбола в нашем олдскульном инстаграме и Ютубе!

Фото: sportrole.com