8 мин.

Народная команда. Почему Портленд – самый футбольный город Америки?

Бджжжжжжжжжжжжж! Стадион оглушил рев электрогитары, и парень в зеленой футболке – черная борода, обезумевший взгляд – рванул на поле с бензопилой в руках. Бджжжжжжжжжбджжжжжжжжж! Рифф чуть длиннее. Парень подбегает к трибуне и запрыгивает на телегу с бревном, припаркованную в нескольких метрах от ворот, между трибуной и полем. Вжжжжж! Бензопила завизжала! Безумец вскидывает руки вверх, а затем резко ударяет пилой по бревну, вонзает лезвие в кусок дерева и под вопли трибун отпиливает тонкий, дюйма два в ширину, диск. Бу! Бу! Бу! Трибуны скандируют что-то, но парню пока не разобрать. Вжжжжж! Еще один рык бензопилы. Бу! Бу! Бу! Вжжжжж! Да что же они кричат? Вжжжжж! Последнее движение, и бензопила затихает. Черт! Я не ослышался!

ТИМ-БЕР ДЖИМ! ТИМ-БЕР ДЖИМ!

И тут их накрыло…

***

Мужчине по имени Джим Серилл – сильно за пятьдесят, и когда он улыбается в камеру, обнимая внучку свободной рукой, то выглядит, как Санта-Клаус. Густая белая борода, пивной живот. Впрочем, в другой руке Джим крепко сжимает топор. Что ж, несколько лет назад Портленд признали самым депрессивным городом США. Неудивительно, что даже Санта здесь выходит на улицу с топором.

Джим – живая легенда города Портленд. Выйдя на пенсию три года назад, он продолжает ходить на самый громкий сектор стадиона Джелд-Уэн Филд, на котором проводит свои матчи футбольная команда «Портленд Тимберс» по прозвищу «Дровосеки», и все эти бревна–топоры – любимый его аксессуар. Больше тридцать лет Джим работал маскотом футбольного Портленда – команды менялись, игроки уходили, дети становились родителями, а Джим всегда был где-то неподалеку. Его первое выступление состоялось осенью 1978-го года – надо ли говорить, что чокнутый парень с бензопилой в одночасье стал городской знаменитостью? Впрочем, в ту жаркую ночь произошло еще кое-что. Произошло чудо. Портленд – и все это понимали – окончательно превратился в Главный Футбольный Город Америки. 

Оглушительная популярность «Тимберс» была обусловлена двумя ключевыми причинами.

Причина #1 – смертельная жажда. У Портленда никогда не было своих команд в НХЛ, НФЛ и МЛБ – крупнейших американских лигах. Другими словами, у Портленда никогда не было атрибутов Настоящего Американского Города. Единственный большой клуб, существовавший здесь до рождения «Тимберс», – баскетбольные «Блейзерс». Портленд не просто хотел вторую команду. Портленд жаждал вторую команду. Как Чарли Шин жаждет стаканчик бурбона. Как Криштиану Роналду жаждет новый рекламный контракт.

Первый футбольный матч «Тимберс» в истории собрал на стадионе аншлаг. С появлением Джима этот аншлаг стал привычной картиной.

«Баскетболисты были звездами, богачами», – говорит Коди Голдберг, менеджер местной компании по производству спортивной одежды». – «А нам – простым жителям, хотелось народную команду. Нам хотелось видеть на поле мужиков из рабочего класса, потому что мы сами такие, и наш город – как раз для таких парней. Один мой друг, который работает в туристическом центра Портленда как-то пошел выпить с игроками, и они закатили целую вечеринку. На следующий день он пришел на работу, и его коллега спросил: «Ну что, они не зазнались? Нормально с тобой разговривали?» Мой друг ответил: «Все было отлично. Мы говорили на одном языке – языке пива». После таких историй «Тимберс» в городе любили еще сильнее».

Причина #2 – руководство самого «Портленда». Удачные маркетинговые решения боссов команды уже 30 лет позволяют забивать городской стадион под завязку. «В «Тимберс» очень серьезно относятся к продвижению клуба», – говорят местные журналисты. – «Например, когда-то всем барам в городе подарили шарфы команды – и уже много лет, в день игры, все обязательно вывешивают их на улицу. У «Портленда» есть большой клубный магазин в центре города – и будьте уверены, когда бы вы ни решили туда заглянуть, он обязательно будет работать. Даже в дождливый пятничный вечер».

Кроме того, «Портленд» стал первым американским клубом, почти отказавшимся от концепции «семейного похода на стадион». В верхах клуба справедливо решили, что семьи – это, конечно, здорово, но вряд ли стоит рассчитывать на то, что они будут заглядывать на стадион чаще, чем пару раз в год. Вместо этого «Тимберс» всеми силами принялись зазывать на футбол активную мужскую аудиторию в возрасте от 18 до 34 лет. Америка недоумевала, а Портленд неспеша, методично выстраивал столь мощную базу болельщиков, что теперь городу завидует вся страна.

Наконец, последняя – и самая заметная – маркетинговая кампания «Тимберс» стартовала несколько лет назад. Тогда Портленд за считанные дни превратился в грандиозную галерею болельщиков клуба – сотни городских зданий были обклеены портретами простых жителей c  обязательным топором в руках. Вскоре об акции, известной под названием «We are Timbers» («Мы – дровосеки»), говорили во всей Америке, а клуб продал 12 тысяч абонементов на предстоящий сезон.

Удивительно, что при этом Портленд трижды оставался без футбольной команды. Первая неудача постигла город в конце 1982-го года. К тому времени «Тимберс» стали одной из самых заметных команд Северо-Американской Футбольной Лиги, но не справились с управлением и рухнули в финансовую яму, из которой так и не выбрались наружу. Воскресить футбол в городе пытались на протяжении трех лет и к концу 1985-го старания увенчались успехом. Впрочем, на этот раз клуб продержался еще меньше – и в начале нового десятилетия пал жертвой финансового кризиса, накрывшего всю американскую лигу. В 1990-м чемпионат потерял больше половины команд – «Портленд» оказался в их списке.

Наконец, в третий раз, «Тимберс» восстали из пепла в начале 2001-го года – и следующие девять лет выполняли почти что миссионерскую функцию: прививали истинную, европейскую культуру боления подземелью американского футбола. В общем, неудивительно, что как только боссы МЛС задумали расширение лиги, одним из первых городов, получивших в нее приглашение, стал именно Портленд. И да, разумеется, все это время клуб продолжал бить рекорды посещаемости чуть ли не каждые выходные. 

Нынешний «Портленд» – по сути, четвертая реинкарнация команды, и надо сказать, дела у нее идут очень неплохо. «Есть вещь, которой я горжусь», –говорит Меррит Полсон, владелец «Тимберс». – «Мы установили рекорд по доходам от спонсорских контрактов для новичков МЛС, а в следующем году заработали еще на 15 процентов больше. Люди поняли, что наша клуб, в общем-то, уникален. 98 процентов болельщиков, которые приобрели абонемент в прошлом сезоне, сделали тоже самое и в этом году. 93 процента спонсоров остались с нами. Это очень серьезные цифры. Плюс, у нас довольно консервативный подход к ценам на билеты – так как мы понимаем, что при сегодняшнем состоянии наша главная задача – предложить болельщикам что-то доступное. В целом, мы превзошли все ожидания».

«Все взаимосвязано», – считает Брайн Бергер, ведущий Sports Business Radio. – «Портленд всегда считал себя европейским городом и всегда старался выглядеть, как европейский город. Они прокладывают велосипедные дорожки, ставят светофоры на железнодорожных путях, и считают, что это круто – ездить с наклейкой на бампере, которая гласит: «Пусть Портленд и дальше остается странным». В Америке нет лучше места для соккера. Быть фанатом «Портленда» – это модно, это тренд. А когда у вас настолько преданные болельщики, можно строить успешный бизнес».

Болельщики «Тимберс» – это отдельная тема. Весной 2011-го года, в день дебюта «Портленда» в высшей лиге, город встал – на улицах в буквальном смысле образовались многокилометровые пробки из людей. Вместимость «Джелд-Уэн Филд», домашнего стадиона «Портленда» составляет 20 тысяч 438 человек. Средняя посещаемость команды в прошлом сезоне – 20 тысяч 438 человек. Средняя посещаемость в первом месяце сезона-2013 – 20 тысяч 674 человека. И все эти годы она продолжает расти – расти так стремительно, что несколько лет назад мэрия Портленда вышвырнула из города собственную бейсбольную команду ради того, чтобы переделать «Джелд-Уэн», в прошлом PGE Park, в чисто футбольную арену.

Изрядная часть болельщиков «Портленда» входит в объедение «Армия «Тимберс» – самую громкую, веселую, яркую и сумасшедшую группу футбольных фанатов во всей Америке. «Армия Тимберс» появилась на свет одновременно с третьей командой «Портленда» – в начале 2001-го года. И вот уже двеннадцать лет еженедельно восхищает YouTube своими перфомансами. Самый популярный комментарий к роликам «Тимберс» звучит так: «Завтра же переезжаю в Портленд». 

Не повторяйте моих ошибок – будьте осторожны при их просмотре. По крайней мере, если в ваш паспорт не вклеена свежая американская виза.

***

Бджжжжжжжжжжж! Стадион оглушил рев электрогитары, и парень в зеленой футболке – черная борода, обезумевший взгляд – рванул на поле с бензопилой в руках. Бджжжжжжбджжжжжжж! Рифф чуть длиннее. Парень подбегает к трибуне и запрыгивает на телегу с бревном, припаркованную в нескольких метрах от ворот, между трибуной и рекламными баннерами. Вжжжжж! Бензопила завизжала! Безумец вскидывает руки вверх, а затем резко ударяет пилой по бревну, вонзает лезвие в кусок дерева и под вопли трибун отпиливает тонкий, дюйма два в ширину, диск. Зрители сходят с ума!

ТИМ-БЕР ДЖО! ТИМ-БЕР ДЖО!

На дворе весна 2012-го года, и Джим Серилл встает со своего кресла на самом громком секторе «Джелд-Уэн Филд» и улыбается в белую бороду.

Джим – 23439-й человек, пришедший сегодня на стадион.