Cirque du Soleil поставил в Барселоне шоу о Месси. Я сходил на премьеру и обалдел
Виталий Суворов делится впечатлениями.
Есть тишина.
Есть тишина...
А есть ти... ши... на...
За пару секунд до появления Лео Месси на красной дорожке, зажатой между стеклянными небоскребами и волнами средиземного моря, на окраине Барселоны стало настолько тихо, будто кто-то неожиданно перевел город в ночной режим. Оценить величие какого-либо спортсмена можно разными способами – на экваторе нулевых Роналдиньо стоя апплодировали фанаты «Реала», а в беспечных американских 80-х соперники Ларри Берда в шоке вскакивали со скамейки после каждого его броска, просто потому что поверить не могли, что все это происходит на самом деле. У Месси подобных моментов, конечно, тоже было полно – но все же нет лучше способа прочувствовать все это на себе, чем оказаться с ним практически в одной комнате.
Лео вошел, сделал пару шагов и повернулся к камерам – но от шума, который стоял здесь в последние полтора часа, не осталось даже полунамека. Пару минут назад веселые аргентинские репортеры просили местного барда пропеть что-нибудь прямо в камеру. Корреспондент из Marca шутливо просил об интервью Бартомеу – а потом хохотал от неудачного пранка так громко, что даже президенту «Барсы» пришлось посмеяться.
Пинто, экс-партнер Лео, который теперь разъезжает вдоль побережья с диджейским пультом, секунд десять пытался докричаться в толпе до знакомых – но так и не победил этот шум. А потом появился Месси и все вокруг него просто остановилось. Возможно, в плане харизмы Лео и правда проигрывает другим суперзвездам. Но, кажется, к 32 годам всем стало окончательно ясно, что если это и так, то она просто ему не нужна.
В Побленоу – модный район Барселоны с просторными улицами, чистыми пляжами и отелем «Хилтон», который смотрит на всех чуть-чуть свысока, – Лео приехал, чтобы сделать еще один шаг на пути теперь и к поп-культурному бессмертию. У Майкла Джордана был «Космисческий Джем», «Правила Джордана» и клип с Майклом Джексоном. У Марадоны – фильмы Кустурицы и Кападии, а заодно пара десятков пиццерий и муралов, разбросанных по всему Неаполю.
О возведении культурного памятника Лео Месси – третьему знаковому спортсмену в современной истории – наверняка задумывались и раньше, но всерьез заговорили только два года назад. Именно тогда режиссер Cirque du Soleil Мухтар Омар Шариф Мухтар, который ставил спектакль по мотивам карьеры The Beatles и придумывал церемонию открытия Олимпийских игр в Пекине, впервые рассказал о своих планах ребятам из «Барселоны».
Идея была простой. «Цирк и футбол позволяют нам мечтать, – рассказывал Мухтар репортерам. – И там, и там вам нужно усердно работать и тренироваться, зато потом эта работа выливается в чистую магию». За магией Мухтар, давний фанат футбола и персональный поклоник Лео, разумеется, пришел к Месси – и через год артисты Cirque du Soleil уже вовсю репетировали шоу Messi10, посвященное главному мировому волшебнику.
Планы Мухтара захватили не только сотрудников цирка. Тот самый Пинто, который после футбольной карьеры прописался в звукозаписывающих студиях, вошел в команду продюсеров представления. Бартомеу, президент «Барселоны» и человек, который предельно заинтересован в расширении клубного бренда, моментально нашел для шоу спонсоров (PES, Rakuten и прочие партнеры-гиганты «Барсы»). Лео, как рассказывают продюсеры, тоже включался в процесс по максимуму и почти ежемесячно встречался с режиссером и труппой, чтобы помочь им вырулить в нужную сторону – скажем, рассказывал о любимых песнях, которые попали в итоговый саундтрек, или просто делился детскими воспоминаниями.
Репетиции Messi10 проходили на запасном стадионе «Барселоны» «Мини Эстади» все лето и даже помешали клубу представить Антуана Гризманна перед болельщиками – в результате тишина накрыла и первый день Антуана в «Барсе». Сложно сказать, насколько это расстроило самого француза, но тех, кто относился к шоу настороженно, точно было полно. Санти Хименес, журналист AS, с которым мы встретились в день премьеры, был одним из тех, кто отверг приглашение Cirque du Soleil, заявив, что все это – самое обычное пиар-упражнение, и делать там совершенно нечего.
Несмотря на безупречную репутацию цирка такие опасения и правда были – но, к счастью, уже в первые пятнадцать минут на арене стало понятно, что Гризманн точно страдал не зря. За полтора часа шоу (два тайма по 45 минут с 15-минутным перерывом) артисты исполнили все классические цирковые трюки и номера, но настолько виртуозно вписали их в спортивный контекст и историю Лео, что казалось, будто и хождение по канату, и прыжки на батутах изобрели специально для футбольного шоу и никогда раньше нигде не показывали.
Девушки, взлетающие над толпой мускулистых ребят, символизировали юного Лео, который пытался прорваться через банду громадных защитников. Акробаты на воздушных качелях иллюстрировали поддержку – болельщиков, родственников и друзей, которые помогают 32-летнему Месси по-прежнему оставаться на высоте.
В какой-то момент в ход пошел даже робот – и гимнаст, который его «победил», ведь в эпоху видеоигр аргентинец рубится против искуственного интеллекта даже чаще, чем против реальных людей. Впрочем, атмосфера настоящего, не компьютерного футбола тоже была повсюду: на старте шоу зрители запускали волну, в середине – уворачивались от флагов, которыми артисты размахивали между рядами, а ближе к концу по трибунам поползли громадные футболки «Барсы» и Аргентины с фамилией Месси.
Все это было безумно красиво и невероятно трогательно – ну и, конечно, оставляло пространство для шуток вроде клоуна в роли арбитра, или Пластилинового Человека, изображающего игрока-симулянта. Лео в какой-то степени тоже участвовал – между номерами на арену опускался экран, чтобы показать голы Месси в Класико, Тот Самый Марадона-Проход в матче с «Хетафе» из прошлого десятилетия и другие культовые моменты с участием аргентинца. Как и планировал режиссер, магии в этот вечер действительно было достаточно.
К разочарованию репортеров из Sport, Marca и парочки аргентинских телеканалов, на красной дорожке Лео в итоге не сказал ни слова – как и после финального номера, когда вместе с режиссером вышел на сцену, чтобы жестами поблагодарить актеров и публику. Впрочем, кажется, в этом и был весь смысл. О ком-то пишут книги, о ком-то – снимают большое кино. Но настоящая магия чудесно обходится без всяких слов.
Фото: cirquedusoleil.com; Gettyimages.ru/Robert Marquardt
Ну и когда было упомянуто про ЗМ Снейдера, стало окончательно ясно, что футбол ты не особо смотришь. ЗМ снейдера - это миф, рожденный глорами Мадрида, призванный хоть как-то скрасить безбожное отставание в скиллах их радужного кумира от лучшего игрока планеты. К счастью, потом подключился настоящий пиар, и португалец добрал "недостающие" мячики.
" Устроенное Бердом представление на паркете было столь электризующим атмосферу арены (в один из отрезков матча он набрал 32 очка за 14 минут), что запасные соперника начинали праздновать его попадания. Все верно. Скамейка «Хокс» превратилась в фан-клуб Лэрри Берда. «Он бросал мяч, словно пришел из видеоигры. То, что не могло быть реальностью, стало ею», – вспоминает звезда «Атланты» Доминик Уилкинс, сам набравший тогда 36 очков."