11 мин.

Статья о Рафе - 1

Это написал не журналист, это "всего лишь" комментарий некоего Juan Jose к статье Питера Бодо о Рафе на АО-2009. Juan Jose, по его же собственным словам, не является болельщиком Рафы.

 

Я много думал о том, что совершил Надаль в прошедший уикенд. Прихожу к выводу, что эти 9 часов 37 минут, которые он провел на корте, играя полуфинал и финал, были самым потрясающим подвигом, который я когда-либо видел на ТБШ.

Обычно такие похвалы достаются безукоризненным выступлениям, когда теннисист в ударе, в зоне комфорта - чему-то вроде разгрома Хааса Гонсалесом два года назад. Это была самая необычайная игра теннисиста, одержимого теннисными богами, которую я когда-либо видел. Давайте скажем с самого начала: Надаль не находился в этой зоне комфорта. Он даже не был к ней близок. А ему этого очень бы хотелось, особенно в самом трудном для него матче из двух: полуфинале против Вердаско.

Я никогда не видел, чтобы кто-либо играл против агрессивного с обоих флангов храбреца Вердаско более пяти часов. Я видел таких же парней, которые сметали других с корта за полтора часа. Но я никогда не видел, чтобы игрок выстреливал наотмашь в любую часть корта из любой части корта в течение 5 часов 14 минут. В этом полуфинале Вердаско сделал более чем достаточно, чтобы выйти в финал. Он был в этой самой «зоне». Все до мелочей в его игре складывалось. Его глаза горели желанием и бесстрашием.

И, тем не менее, он проиграл.

Не сомневаюсь, что в тот день Надаль хотел, чтобы его удары были длиннее. Похоже, что что-то было не так со струнами или их натяжением. Он несколько раз отдавал ракетки на перетяжку. А в середине 2-го сета произошло нечто необычное и одновременно комичное для того, кто ни разу не швырнул ракетку: после запущенного в аут мяча он ударил кулаком по струнной поверхности ракетки. Он фактически ударил свою ракетку.

Так вот, если закон игры против Надаля на харде – это непрерывная атака, как же ему удалось избежать поражения в день, когда он не мог наладить длину удара на протяжении большей части матча? В финале эта проблема продолжилась, но он, по крайней мере, находился в «зоне комфорта»: у него не было необходимости играть с ФХ очень глубоко. Причина – БХ Федерера. Против Вердаско не было ничего и близко похожего.

Так как же он сделал это? Используя все средства из своего арсенала для того, чтобы не только отбить бомбардировки Вердаско, но и совершить несколько своих «бомбометаний».

Обычно когда я смотрю теннисный матч, я веду себя как футбольный тренер-любитель. «Бей под лево! Еще раз туда же!», «Не выходи к сетке!», «Подавай косую!», «Не бей резаным под право!». Во время матча Федерера с Роддиком я был «тренером» Роддика. Во время матча Надаль-Вердаско я большей частью молчал.

Многие успешно играют против Вердаско, дожидаясь, когда он сам проиграет. Ты играешь стабильно, часто под неуверенный БХ Вердаско, пытаясь при этом расшатать его ФХ. Я обратил внимание, что он не особо контратакует с ФХ: если его выбить с корта, он предпочитает отвечать оборонительным резаным ударом. Так что я говорил Надалю: «Атакуй его ФХ!».

Иногда он пытался это делать. Проблема была в длине удара, но еще большая проблема была в том, что Вердаско не хотел уступать. Если Надаль выполнял такой удар, Вердаско стремился отбить его максимально точно и неудобно. Тогда я сказал Надалю: «Давай, используй геометрию ударов. Никто, если это не Налбандян, не переиграет тебя в этой игре». И он пытался. В результате Вердаско отвечал еще более сумасшедшими ударами. Так что это тоже не работало.

Тогда играй стабильно и время от времени атакуй его БХ. Это заканчивалось тем, что Вердаско всё догонял, даже удары под БХ. С течением матча стало понятно, что у Надаля нет вариантов для выигрыша легких очков. Что это будет битва по всему корту. Поединок.

И Надаль не выиграл бы этот матч, если бы несколько лет назад он не вступил на путь становления как более универсального игрока. Несомненно, он мог бы ограничиться тем, что у него уже хорошо получалось и сосредоточиться на грунте. Но в 2006 г. Надаль ясно дал понять, что он начинает осаду владычества Федерера. И было очевидно, что ему нужно было поднять свою игру на другой уровень. Медленно, но верно, он сделал это.

Вот короткий список того, что Надаль не делал в 2005 г., и что он часто делает сейчас.

- Надаль усовершенствовал свое самое грозное оружие – форхенд. Когда-то это было нечто непонятное с проводкой ракетки выше собственной головы, сейчас это один из самых опасных ударов в Туре. Он может бить с ФХ и атаковать из любой точки корта. Коротким кроссом, длинным кроссом, по центру, по линии – как угодно. И вам, конечно, совсем не хочется выходить к сетке, если вы пробили Надалю под ФХ. Вам повезло, если вы справились со снарядом, перелетевшим на вашу сторону корта. Другим важным достижением является то, что Надаль превратил свой короткий удар кроссом под острым углом в крайне неприятный для соперников, при этом постоянно повышая его надежность. Если вы увидите его на грунте в тот день, когда он совсем не настроен церемониться с противником, понаблюдайте, как он выбивает его с корта: тот чуть не врезается в ограждение.

Такой сценарий применим к тем розыгрышам, когда сопернику удается отвечать достаточно глубоко. Но Надаля делает гораздо более опасным его стремление расправиться с коротким мячом. Возможно, он делает это лучше всех. Никто больше не применяет всех этих необходимых технических штучек, чтобы ответить на сложные короткие удары виннерами с завидным постоянством. И именно в этот момент он не так сильно подкручивает мяч, и проводка ракетки проходит вдоль груди. Но это не плоский ФХ. Это тоже крученый и очень надежный удар.

- Бэкхенд. Если бы вы привели на прошедший финал кого-либо, кто никогда до этого не видел Надаля, ему было бы сложно выявить слабую сторону этого игрока. Вы могли бы рассказать ему, что когда-то Надаль даже и не пытался атаковать с БХ с бейслайна (если только это не была обводка – обводить он всегда умел). Поэтому у каждого соперника в плане на игру с Надалем была атака на его БХ. Сегодня можно только пожелать удачи в этом деле, поскольку у Надаля есть несколько вариантов игры с БХ, которые заставят вас онеметь от изумления.

Хотя он довольно редко (в финале дважды, в полуфинале, по-моему, ни разу) не атаковал с БХ по линии, его БХ кроссом стал очень коварным. Удар получается невероятно быстрым, в основном, потому что он бьет плоско (пожалуй, это единственный плоский удар в арсенале Надаля). Так что если 3 года назад БХ Надаля был коротким и подкрученным, без намека на атаку, почти приглашающим «грузить» его именно под БХ, то сейчас он может немедленно наказать этим ударом или, по крайней мере, подготовить для себя атаку с ФХ. А за последний год он освоил еще одно оружие:

- Резаный БХ. Я помню, как он начал использовать этот удар чуть более года назад. Это было забавно. Этот удар у него явно не получался. Я даже порой говорил: «Спасибо, Надаль», когда он отвечал этими жалкими резаными Джоковичу. Проблемой было то, что эти удары получались у него короткими, мяч не скользил по поверхности корта. Мяч просто останавливался в ожидании, когда его «убьют». Любой другой игрок закончил бы с этими экспериментами, но Надаль есть Надаль, он не остановился. Он продолжал совершенствовать этот удар. Невероятно, но его резаный удар работает даже на грунте, где не принято играть резаными. Хотя Надаль, наверное, может использовать на грунте любой удар, и он сработает.

Итак, начав когда-то с довольно-таки жалкого резаного ударчика, Надаль продемонстрировал в матче с Вердаско превосходные резаные удары в стиле Федерера, пытаясь выиграть для себя время и сбить Вердаско с ритма. Удивительно, насколько хорош сегодня этот резаный БХ.

- Игра с лета. И снова, когда он начал улучшать этот аспект игры, было ясно, что ему придется потратить на это долгие-долгие часы. Есть видео с турнира Queens двухлетней давности, когда Надаль исполнил самый нелепый удар с лета всех времен. Такой плохой, что он сам над собой посмеялся.

В финале против Федерера, на ТБ в 3-м сете, Надаль выполнял великолепные удары с лета. Это была классика, это было совершенство. В голове не укладывается, что всего два года назад он бы их просто провалил.

Что касается игры у сетки, я думаю, что Надаль – это именно тот человек, который на самом деле понимает, когда нужно идти к сетке в 21-м веке. В целом, ты не можешь идти к сетке, чтобы просто что-то там «словить». Выходя к сетке, ты побуждаешь соперника выполнить отличный удар. В прежние времена была своя премудрость: ты идешь к сетке, если твои удары с лета эффективнее, чем обводки соперника. Сегодня ВСЕ умеют выполнять великолепные обводящие удары. С обоих флангов. Так что сегодня ответить с лета на такой разящий обводящий удар гораздо сложнее, чем выполнить этот самый обводящий удар.

Надаль понимает, что к сетке выходят для нанесения завершающего удара. Не для того, чтобы подразнить кого-либо или спровоцировать на решительные действия. Ты выходишь к сетке, когда выигранное очко у тебя почти что в кармане, и ты можешь пробить наверняка. Поэтому вы редко увидите, чтобы Надаля обводили или чтобы он испортил удар с лета. Он выходит к сетке, но только тогда, когда выход к ней абсолютно оправдан. Это стратегически самое верное решение, которое только может быть.

- Подача. Она до сих пор не выдающаяся. И это, пожалуй, единственный удар, который так и не улучшится кардинальным образом. По словам дяди Тони, движение при выполнении подачи не является естественным для Надаля, а ведь подача – это органическая часть игры, выполняемая на уровне инстинктов. Лучше всех сказал об этом Сампрас, не найдя объяснений тому, почему его подача лучшая в мире. Он сказал, что не знает. Просто так само собой получилось.

Надаль должен был уяснить это, и, похоже, он ясно понимает, что нужно делать. А подача его все-таки очень неплоха, потому что она подкручена и летит по непредсказуемой траектории, поскольку выполнена левшой. Только 2-3 игрока вынуждают его подавать особенно хорошо, и сегодня он справляется с этим.

Он гораздо чаще использует выбивающую подачу, подавая во второй квадрат, и это правильно. Но он может очень сильно подать по линии (как он сделал пару раз на брейкпойнтах с Федерером), и это часто приносит ему «легкие» очки, поскольку соперник готовится к приему выбивающей с корта подачи. К тому же он освоил эффективную подачу в тело соперника, вынуждая его перестраиваться в доли секунды. На такую подачу отвечают или коротким ударом, или вообще не принимают.

Так что, не имея мощной подачи, в хороший день Надаль будет очень хорошо подавать по месту. Он будет подавать по углам, он будет заставать вас врасплох. Это в том случае, если основная стратегия подачи под БХ соперника не срабатывает. А она редко не срабатывает.

- Прием подачи. В этой области Надаль тоже был не так уж хорош. Он принимает подачу не на инстинкте, к тому же слишком часто при приеме он использовал слишком длинный замах. Однако медленно, но верно, он укорачивал замах. Он редко выполняет прием навылет (хотя он умеет это делать), но он также понял, что времена меняются, и он всё лучше и лучше принимает 2-ю подачу. Его приемы становятся все глубже и глубже, что доставляет неприятности всем. Потому что если когда-то можно было подачей выбивать Надаля с корта, теперь он редко дает возможность сопернику выиграть «легкое» очко. И чем решительнее он атакует вторую подачу, чем глубже он принимает, том большее давление он оказывает на соперника. Поэтому он лидирует по многим статистическим показателям игры на приеме.

- Расположение на корте. Это ключевой момент, потому что это позволяет одерживать победы быстрее и с меньшими затратами. Стратегия проста: находиться ближе к задней линии, чтобы отвечать на все короткие мячи. Если ты слишком далеко за задней линией, вряд ли ты успеешь добежать до короткого мяча и перехватить инициативу. К тому же ты будешь слишком много бегать. И хотя порой это неизбежно (как, например, в матче с Вердаско), все-таки не рекомендуется бегать сломя голову в 3-м круге, доставая мячи соперника, который ниже тебя в рейтинге позиций на 60.

Итак, парень работал над всем этим года два. Много и неустанно работал. Конечно, он делал это не один: Тони Надаль, возможно, величайший тренер нашего времени. Тони удается мобилизовать и стимулировать Надаля, постоянно сохранять в нем чувство реальности. Все помнят, как после первой победы на Ролан Гаррос подарком его дяди был список того, что он сделал в финале неправильно. А вот пример того, что гораздо больше распространено в АТР Туре: Мариан Вайда после победы Джоковича на АО в прошлом году провозгласил, что Джокович может закончить год первым номером мирового рейтинга. Конечно же, этого не произошло.

Тони Надаль понимает теннис. Он понимает своего племянника. Он понимает, что нужно было делать и что еще нужно сделать.

Было особенно трогательно прочитать пресс-конференцию Надаля после финала. Если Ролан Гаррос был его предназначением, Уимблдон был мечтой, то АО стал наградой за тяжелый труд. Символическим призом за все эти долгие часы работы над своей игрой. За все те минуты, проведенные на хардкортах всего мира.

И те 9 часов и 37 минут полуфинала и финала были больше похожи на страшный экзамен, чем на виртуозное представление перед публикой. Его экзаменовали по каждой мелочи, по каждому аспекту игры, которым он учился и которые он уже знал. Его экзаменовали снова и снова.

И он сдал экзамен. Зная, что он бывший не смог бы этого сделать. Зная, что если бы не вся та работа, которая привела к этому судьбоносному уикэнду, он бы не выстоял.

И поэтому я всегда буду вспоминать эти 9 с лишним часов как самый впечатляющий подвиг, который я когда-либо видел на теннисном корте.

 

Статья переведена ОЛЬГОЙ с atptour.ru, за что ей большое спасибо!