5 мин.

Ла Лига за 2,7 миллиарда евро продала 10% бизнеса люксембургскому фонду. Цель – за 4 года догнать АПЛ по доходам

Разбор Sports.ru

Что произошло?

Ла Лига договорилась о продаже 10% бизнеса зарегистрированному в Люксембурге инвестфонду CVC Capital Partners. Фонд заплатит 2,7 млрд евро.

Сделка будет закрыта после одобрения Генеральной Ассамблеей, которую формируют представители 42 клубов-учредителей – 20 из Ла Лиги и 22 из Сегунды. Если все пройдет успешно, Ла Лига и CVC Capital Partners учредят совместную компанию, которая будет получать всю выручку от коммерческих контрактов лиги. При этом выручка от продажи медиаправ (в сезоне-2019/20 составили 1,77 млрд евро – 35% всей выручки лиги) не вошла в периметр сделки. Все деньги по телеконтракту будут оставаться у Ла Лиги и распределяться между клубами.

Куда пойдут эти миллиарды?

В стратегическом соглашении указано, что 90% от суммы сделки достанутся испанским клубам, включая женские, полупрофессиональные и любительские. Но основную часть денег получат клубы Ла Лиги. По данным Marca, суммы между клубами будут распределяться пропорционально доходам от телеконтракта за последние семь сезонов.

При этом 15% от полученных денег можно будет потратить на усиление состава, еще 15% на покрытие долгов, а остальные 70% – на структурные улучшения от внедрения новых технологий до ремонта стадионов. По подсчетам Marca, главными бенефициарами сделки станут «Барселона» (270 млн евро) и «Реал» (261 млн евро).   

Зачем это нужно Ла Лиге?

Продажа 10% инвестору не связана с финансовыми проблемами Ла Лиги, а обусловлена желанием расширить горизонты футбольного бизнеса, утверждает руководство. И это похоже на правду.

В июне Ла Лига опубликовала финансовые результаты сезона-2019/20, где подчеркнуто, что испанская лига – единственная из топ-5 Европы завершила сезон с прибылью и ростом выручки по основным направлениям.

Общая выручка Ла Лиги за сезон составила 5,045 млрд евро, что превысило показатель предыдущего года на 3,6%. По подсчетам консалтинговой компании PwC, потери из-за ковид-ограничений равняются 276 млн евро, главная причина – падение доходов от матчдэя. Правда, в завершившемся сезоне-2020/21, который прошел при пустых трибунах, падение выручки ожидается гораздо серьезнее – до 3,545 млрд евро. Но даже это падение не станет для клубов Ла лиги критичным, считают эксперты PwC.

Сделка с CVC Capital Partners призвана не компенсировать потери прошлого сезона, а вывести бизнес Ла Лиги на новый уровень, утверждает руководство. Правда, о том, что позволит испанским клубам зарабатывать больше, написано довольно общими словами.

«Это соглашение направлено на то, чтобы возглавить трансформацию, которую переживает мир развлечений, и максимально использовать все возможности роста, которые есть у клубов, – говорится в официальном заявлении Ла Лиги. – Это переход от нынешней модели, основанной почти исключительно на доходах матчдэй и продаже медиаправ, к модели, в основе которой продажа множества продуктов напрямую болельщикам и выстраивание с ними более плотной связи, основанной на цифровых технологиях и аналитических возможностях. Технологические возможности экосистемы Ла Лиги и клубов многократно возрастут и смогут генерировать новый контент, создавать новые каналы продвижения и новые рынки».

В декабре 2020 года Palco23 – испанское медиа, специализирующееся на спортивном бизнесе, – писала, что Ла Лига ведет переговоры с несколькими инвестфондами, в том числе и с CVC Capital Partners о финансировании новой цифровой эко-системы Ла Лиги. Издание цитировало слова президента Хавьера Тебаса, который заявил, что с 2014 года лига инвестировала около 200 миллионов евро в разработку систем искусственного интеллекта, бизнес и спортивной аналитики и теперь хочет «сделать шаг для коммерциализации этой цифровой системы».

Кто такие CVC Capital Partners и зачем им это нужно?

CVC Capital Partners – крупный инвестиционный фонд, который управляет активами стоимостью 114 млрд долларов. Средства фонда инвестированы в 73 компании во всем мире, в которых работают 300 тысяч человек. Общий размер фондов под управлением CVC Capital Partners – 162 млрд долларов.

Бизнес компании, среди прочего, заключается в инвестировании средств в перспективные активы. Расчет простой: благодаря финансовым вливаниям они растут в цене, и через какое-то время инвестор выходит из бизнеса с прибылью.

Инвестиции в испанский футбол далеко не первые для CVC Capital Partners в спорте. С 2006 по 2017 год фонд был мажоритарным владельцем Formula One Group – управляющей компании гонок F1. Вложив 1,4 млрд фунтов, они вышли из бизнеса за 3,5 млрд фунтов. Правда, этот период оценивается неоднозначно.

С одной стороны, капитализация компании существенно выросла. С другой, руководство F1 критиковали, что основным источником заработка стала плата владельцев трасс за право принять этап соревнований. В результате в календаре появилось множество этапов, которые проводились на трассах, спонсируемых близкими к государству компаниями (например, Сочи или Баку) в то время, как классические трассы F1 – Сильверстоун, Монца – приблизились к банкротству.

В случае с инвестициями в Ла Лигу риски от партнерства с инвестбанкирами сведены к нулю, считает Marca. «Ла Лига не продает и не переуступает свои права инвестору. CVC просто вкладывает деньги, а Ла Лига ими управляет, позволяя инвестору заработать на росте стоимости компании, – пишет медиа. – И это не кредит, который потом надо будет возвращать. CVC берет на себя риски – если бизнес пойдет хорошо, они будут в выигрыше, если плохо – они просто потеряют свои деньги. Они не требуют никаких гарантий. Просто они уверены, что не проиграют».  

По прогнозу CVC, который цитирует Marca, инвестиции и реализация стратегического плана развития позволят Ла Лиге сравняться в финансовом плане с АПЛ. Сейчас разрыв в доходах лиг значительный – по данным Deloitte, выручка АПЛ больше на 67%. CVC обещает, что Ла Лиге понадобится всего четыре года. 

Фото: Gettyimages.ru/Juan Manuel Serrano Arce, Denis Doyle, Gualter Fatia; East News/Esra Hacioglu/Anadolu Agency