9 мин.

Редкое дело с допингом и коррупцией, где Россию признали невиновной: сокрытие проб, подкуп голосов, девушки по вызову – это не про нас

Независимая группа под руководством юриста Джонатана Тэйлора завершила расследование о коррупции в Международном союзе биатлонистов (IBU), которое длилось больше двух лет.

Полных результатов нет, но то, что уже известно, обнадеживает Россию. А сначала напомним, как развивались события с весны 2018-го.

Бывшее руководство IBU обвинили в сокрытии русского допинга: больше 65 случаев и защита перед Сочи-2014

1. В начале апреля-2018 австрийская полиция провела обыски в штаб-квартире IBU в Зальцбурге. Тот рейд связан с расследованием, главными фигурантами которого стали глава IBU Андерс Бессеберг и генеральный секретарь Николь Реш.

Реш на время расследования сложила полномочия, а вскоре с поста ушел и Бессеберг, который возглавлял IBU с основания в 1993-м.

Независимая группа под руководством Тэйлора приступила к расследованию.

2. Выяснилось, что основанием для процесса послужили сведения от информатора WADA Григория Родченкова.

Тот рассказал, что Россия в течение нескольких лет давала взятки представителям IBU, в частности – Бессебергу и Реш. Например, в 2013 году Бессеберг якобы получил от России от 200 000 до 400 000 евро, за «обеспечение поддержки российским биатлонистам на Играх-2014 в Сочи». 

Поддержка, по словам Родченкова, осуществлялась следующим образом: паспорта крови российских биатлонистов с подозрительными показателями передавали в РУСАДА, и IBU делал все возможное, чтобы против наших не вели антидопинговые разбирательства. 

Также Родченков отметил, что почти половина российских биатлонистов употребляла допинг.

В качестве доказательств коррупции в IBU привели факты, что Бессеберг живет в роскошном доме и имеет три дорогих автомобиля. К тому же бывший глава IBU часто бывал в России.

В общей сложности Бессеберга и Реш подозревали в сокрытии 65 случаев применения допинга россиянами.

Жуткая облава в биатлоне: опять русский допинг

3. Бессеберг подтвердил, что расследование касается паспортов крови россиян, а австрийская полиция занимается делом потому, что IBU якобы покрывал российских допингистов на ЧМ-2017 в Хохфильцене.

«Как минимум из-за нашей системы скрыть что-то невозможно. Допинг-пробы проверяют в аккредитованных WADA лабораториях и результаты сразу загружают в систему ADAMS. Копия результатов идет к нам в администрацию.

У нас было только четыре человека, которые имели доступ к системе ADAMS. Это медицинский персонал IBU. В администрации три человека – генеральный секретарь, глава антидопинговой панели и главный врач. Я связался с членом IBU Джимом Каррабре, и он подтвердил мне, что удалить или изменить информацию в системе ADAMS невозможно.

Я сказал австрийской полиции, что понятия не имею о допинге у русских. Я ничего не слышал о якобы скрытых 65 допинг-случаях. Если допинг у кого-то был, то мы сразу оповещали об этом спортсмена и национальную федерацию, а потом сообщали об этом всем. Я не представляю, откуда еще могли взяться спортсмены с допингом», – признался тогда Бессеберг.

В декабре 2018-го австрийская полиция устроила рейд в расположение сборной России на этапе в Хохфильцене – все из-за того дела. Допросили нескольких биатлонистов и персонал, в том числе Антона Шипулина, Александра Логинова и Евгения Гараничева. Обвинений как таковых не предъявили, дело быстро замяли.

Подкуп голосов на выборах Тюмени для ЧМ-2021 и новые показания Родченкова

• Еще одно обвинение в адрес Бессеберга и Реш связано с выборами хозяина чемпионата мира-2021. Предполагается, что членам конгресса IBU предложили от 25 000 до 100 000 евро, чтобы они проголосовали за Тюмень – 25 членов организации из 49 сделали это.

Реклама 18+

Интересно, что даже Бессеберг и Реш признавались: подкупы были – но на итоги голосования не повлияли.

«В голосование вмешивалась коррупция. Мы считаем, что некоторым делегатам были обещаны деньги или помощь в проведении тренировочных сборов за их голоса, но этого никто не подтвердил. Я думаю, закрытое голосование дает меньше шансов для коррупционных махинаций», – заявил Бессеберг на встрече с комиссией спортсменов в 2017-м.

У Тюмени отняли право на ЧМ еще в 2017-м – под давлением WADA.

• Но Бессеберга обвиняли не только в получении денежных взяток. Немецкие СМИ сообщали, что норвежец часто пользовался услугами девушек по вызову, которые оплачивала российская делегация.

• В сентябре 2018-го выяснилось, что большую часть информации о коррупции в IBU Родченков узнал от четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Тихонова. Профессор вроде как слышал разговор Тихонова с одним из руководителей СБР: якобы Россия передавала большие деньги для Бессеберга и Реш, чтобы они замяли допинговые скандалы.

«Родченков дал показания, что в декабре 2014 года слышал, как Тихонов заходил в кабинет и говорил, что с IBU все вопросы решены. Когда в 2017 году Родченков это рассказал, как раз начались расследования против Бессеберга и Реш. Нам рассказали, что Родченкова допрашивала австрийская полиция и он подтвердил, что слышал такой разговор», – рассказывал тогдашний глава СБР Владимир Драчев.

Вы уже знаете, что Зайцеву лишили медали Сочи из-за соли. В суде Ольга рассказала, что ела икру, красную рыбу и даже соль ложками

• В июне 2019-го, через год после начала расследования Родченков предоставил новые документы о сокрытии положительных допинг-проб российских биатлонистов

Члены независимой группы связались с профессором, который сообщил, что намерен сотрудничать с IBU по этому вопросу. В частности, Родченков дал показания по поводу того, что IBU скрыл пять положительных проб россиян на ЧМ-2017 (в Австрии).

Тут важно напомнить, что Родченков находится в США с 2015 года.

• В мае-2020 к делу по Бессебергу подключились норвежские власти – национальный орган по расследованиям и судебному преследованию экономических и экологических преступлений.

«Австрийские власти попросили Økokrim поучаствовать в расследовании в отношении Андерса Бессеберга. Дело касается коррупции больших масштабов. В интересах следствия мы не хотим комментировать дальнейшие шаги», – сказал первый государственный прокурор Трюде Стангхелле.

• В июне адвокат Бессеберга Норберт Весс заявил, что следствие больше не рассматривает причастность бывшего главы IBU к сокрытию допинг-проб российских биатлонистов.

«Обвинение в допинговом мошенничестве было связано с тем, что Бессеберг якобы помогал российским биатлонистам участвовать в соревнованиях, даже если они использовали запрещенные препараты или методы. Этообвинение больше не является частью  расследования», – отметил Весс.

• 14 ноября независимая комиссия под руководством Тэйлора объявила, что завершила двухлетнее расследование и опубликует полный отчет (в котором больше 200 страниц) в декабре этого года.

Тэйлор выяснил, что IBU не скрывал допинг у российских спортсменов

На конгрессе IBU (который из-за коронавируса проходил в виртуальном формате) Тэйлор рассказал не слишком много, но самое главное раскрыл: прежнее руководство IBU не передавало данные биологических паспортов российских биатлонистов в СБР или РУСАДА, чтобы скрыть положительные допинг-случаи.

Выходит, обвинения в сокрытии допинга не подтвердились. При этом Тэйлор отметил, что все-таки нашел определенные нарушения правил IBU в период с 2008-го по 2018-й, но о насколько они серьезны и касаются ли вообще допинга или России – не сообщил.

Джонатан Тэйлор

Группа Тэйлора выпустила краткий отчет. Там говорится, что за два с лишним года она изучила более 70 тысяч документов и файлов (в том числе – данные из Московской антидопинговой лаборатории и результаты допинг-тестирования в IBU) и опросила около 60 человек.

Среди них – члены IBU, спортсмены, чиновники из СБР, представители WADA и РУСАДА, Григорий Родченков, Александр Тихонов и другие российские информаторы о допинге (здесь речь, вероятно, о супругах Виталии и Юлии Степановых).

Реклама 18+

Родченков впервые рассказал, как убегал из России: две машины до «Шереметьево», объятия с сыном, кроссовки и плавки в ручной клади

Тихонов запомнил беседу с Тэйлором: «Это был не допрос, но мы разговаривали часа полтора. Он все пытался найти, что я что-то знаю: что колол, как колол и все прочее. Этого всего я напрямую никогда не видел, а отца и сына Дмитриевых (бывших врачей сборных России – Sports.ru) я знал, говорил об этом, писал об этом. Что этим людям надо просто дать пожизненное».

Еще Тэйлор пытался допросить Бессеберга, Реш, бывшего главу СБР Александра Кравцова и бывшего исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, но ничего не вышло.

Бессеберг отказался от интервью, пока в его отношении идет криминальное расследование. Реш не смогла ответить на вопросы из-за проблем со здоровьем.

Кравцов сначала дал согласие на письменное интервью, но не успел его дать, так как сам угодил под арест – директора ЦСП обвиняют в растрате в особо крупном размере.

Почему арестован Александр Кравцов – казначей нашего спорта: ему вменяют, что фиктивно пристроил дочерей, зятя, внука, заплатил им 14 млн

Кущенко тоже согласился на интервью, но потом передумал, сославшись на некие проблемы с защитой информации.

Что дальше? Возможно, для России еще не все закончилось

Также краткий отчет группы Тэйлора дает ответы на два важных вопроса: был ли допинг в российском биатлоне и скрывался ли он? На оба вопроса ответ четкий – да.

И если с допингом и так все понятно (с 2008 года дисквалифицировано в общей сложности 14 человек, некоторые – дважды), то с сокрытием сложнее. Тэйлор приводит в пример 8 случаев (в том числе – с Устюговым, Зайцевой и Слепцовой), но все они никак не связаны с IBU,  а ведут к известным проблемам с РУСАДА и Московской лабораторией.

Похоже, Устюгов подставил весь наш биатлон: минус три медали Олимпиад, пострадают Шипулин, Черезов, Чудов

 В полном отчете Тэйлор обещает ответить на следующие вопросы:

1) Получали ли Бессеберг и Реш что-либо за защиту интересов российского биатлона?

2) Компрометировали ли Бессеберг и Реш антидопинговую программу IBU в российских интересах?

3) Правильно ли Бессеберг и Реш реагировали на доказательства русского допинга?

Реклама 18+

4) Было ли проведено адекватное расследование по делу о шприце с ЭПО на этапе Кубка мира в Антхольце в 2015-м?

5) Был ли подкуп голосов в время выбора Тюмени местом проведения ЧМ-2021?

6) Правильно ли IBU отреагировал на доклад Ричарда Макларена о допинге в российском спорте?

7) Правильно ли IBU отреагировала на доклады Самуэля Шмидта и доказательства из базы данных Московской лаборатории (LIMS), при этом приняв решение не переносить финал Кубка мира-2018 из Тюмени?

Полную версию отчета опубликуют в декабре.

Фото: globallookpress.com/Martin Schutt/dpa, Hendrik Schmidt/ZB, Pravda Komsomolskaya/Russian Look; РИА Новости/Евгений Тумашов / СБР, Алексей Даничев; twobirds.com