Трибуна
8 мин.

Как НХЛ может измениться после пандемии: больше рекламы и новые возможности для коммерции

От редакции Sports.ru: вы читаете блог «Oil Nation Under a Groove», который посвящен «Эдмонтон Ойлерс» и событиям вокруг НХЛ. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные посты о клубе Макдэвида и Драйзайтля чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.

Если есть хоть что-то очевидное в эпоху продолжающейся пандемии ковида-19 – это то, что выйдя из нее мы окажемся в изменившемся мире, в том числе и спортивном.

Для НХЛ и профсоюза игроков, которые сейчас обсуждают финансовые вопросы на сокращенный сезон-2020/21, эти изменения неизбежны. И это не только краткосрочные меры вроде размера эскроу, задержки зарплаты или частичного возвращения болельщиков на арены – есть решения, после которых лига может принять совсем другой вид.

На сегодня суть спора в том, что НХЛ просит у игроков 300 млн долларов путем некоторых комбинаций с зарплатой и эскроу, чтобы справиться с низким уровнем будущих доходов. В повышении доходов, естественно, заинтересованы обе стороны, поэтому может пришло время взглянуть на этот вопрос пошире?

«На месте игроков я бы спросил, как мы можем зарабатывать больше. Если вы хотите отсрочить (defer) зарплату – ок, но мне нужен какой-то план по увеличению доходов в будущем», – рассуждает обозреватель Sportsnet Эллиотт Фридман.

В своем подкасте Фридман обсуждает четыре варианта, которые помогут НХЛ не утонуть в этот непростой период.

1. Реклама на свитерах

Конечно, подавляющее большинство фанов будут против. В этом с ними солидарны и владельцы с игроками, которые многие годы воротили нос от этой идеи. В то время как европейские хоккейные и футбольные клубы давно размещают лого спонсоров, в Северной Америке реклама на форме сделала только первые шаги, когда НБА в 2017-м добавила на майки маленькие логотипы.

Однако до сегодняшнего дня лига сторонилась этих разговоров.

«Активных дискуссий между клубами нет», – заявлял комиссионер НХЛ Гэри Беттмэн в 2017-м. «Я всегда говорил, что мы не хотели бы быть здесь первыми. Нужны необычные обстоятельства, чтобы мы хотя бы начали думать об этом».

Что ж, более необычные обстоятельства, чем нынешние, придумать сложно.

Когда болельщики слышат о спонсорах на джерси, они в основном волнуются о внешнем виде свитеров, в первую очередь классических – «Монреаль», «Торонто» или «Рейнджерс». Любой, кто видел форму игроков европейских лиг, понимает, в какую рекламную тумбу ее можно превратить.

Если НХЛ все-таки пойдет на это, то вариант, очевидно, будет близок к баскетбольному.

«В НБА есть только одно небольшое лого в верхней части майки, его видно, но оно не разбросано повсюду. Ты просто знаешь, что оно там, и все», – рассуждает Фридман. «На месте игроков я бы сказал: «Я понимаю [болельщиков], но время пришло». Хватит разговоров «это традиции, мы не будем трогать свитера», когда «Бостон Селтикс» или «Нью-Йорк Никс» носят рекламу. Поэтому на месте игроков я бы сказал, что время пришло. Хотите наши деньги сейчас – максимизируйте доходы».

1

На чемпионатах мира на джерси есть рекламные нашивки – по одной на каждом рукаве

Тем временем, в руководстве бейсбольной МЛБ тоже задумались об этом.

Фридман также упомянул об одной идее, которую можно применить, пока болельщики не вернутся на арены.

«Одна из вещей, которую я слышал – можем ли мы брендировать пустые места, пока нет зрителей? Речь идет о размещении логотипов спонсоров на трибунах. Я думаю, эта мысль будет широко обсуждаться», – рассказал журналист.

2. Расширение плей-офф

Если максимизация доходов – основная задача (почему нет?), то добавление пары клубов в пост-сезон выглядит выигрышной ситуацией для всех. Болельщики получат больше значимых матчей, вещатели – больше популярного и увлекательного контента, лига – больше денег; и все это положительно отразится на финансах игроков.

Но эту мысль Беттмэн тоже постоянно отвергает.

«Я никогда не был сторонником расширения плей-офф», – заявлял он в сентябре этого года. «Я считаю, что соревновательный баланс нашего регулярного сезона – сильнейший среди всех видов спорта. Потребуется изрядное количество факторов, чтобы убедить, по крайней мере меня, в этой необходимости».

В последний раз НХЛ расширяла плей-офф в сезоне-1979/80, когда в лигу добавились клубы из ВХА. Тогда количество участников увеличилось с 12 до 16, это было сделано, чтобы приспособить розыгрыш Кубка Стэнли новому числу членов лиги – 21. Спустя сорок лет НХЛ насчитывает 31 франшизу и ждет прибытия «Кракена» из Сиэтла к следующему сезону.

црфртрд

Кроме того, НХЛ расширяла плей-офф в этом году до 24 команд, сделав раунд плей-ин, что почти везде было встречено положительно. В будущем такой формат маловероятен, но если добавить по два клуба от каждой конференции, можно увеличить число претендентов на Кубок до 20.

«Спросите любого владельца о разнице в доходах, продажах билетов, о чем угодно, когда его команда попадает или не попадает в плей-офф. Пусть технически это не плей-офф, но если добавить в розыгрыш четыре клуба, каждый из них скажет: «ОК, мы продадим больше билетов, атрибутики, наши доходы вырастут». Если бы я был игроком, этот фактор был бы для меня определяющим.

Новое соглашение с телевидением тоже может стать более выгодным, если количество таких матчей увеличится, какой бы формат не придумали для дополнительного раунда», – говорит Фридман.

3. Личный спонсор игрока на форме

В будущем персональный брендинг станет в бизнесе гораздо важнее, чем сейчас. Мы уже попробовали его на вкус, а в ближайшие годы это очевидная ожидаемая зона роста.

Что это значит для НХЛ? Точно сказать нельзя, но, видимо, то, что уже пытались сделать ранее.

В 1989 году агент голкипера «Эдмонтона» Гранта Фюра договорился о контракте с «Пепси», по которому Фюр получал бы деньги, выступая в щитках, раскрашенных в красно-бело-синие цвета под банку «пепси». Президент лиги Джон Циглер тогда заблокировал договор, а вратарь на время поссорился с руководством клуба, посчитав, что запрет был инициирован со стороны «Ойлерс».

фюрпепс

Времена изменились и ветер теперь дует в другом направлении. Какие тут могут быть варианты?

«Возьмем, к примеру, Хенрика Лундквиста, потому что это востребованный на рекламном рынке голкипер. Он едет в «Вашингтон» и, допустим, «Кока-Кола» говорит – мы готовы дать денег, потому что у вас красные цвета и мы хотим, чтобы Лундквист носил красные «кока-кольные» щитки. Но если у «Кэпиталс» есть (я не знаю, так ли это) договор с «Пепси» – сможет ли Лундквист сделать это?», – говорит Фридман.

Безусловно, этот момент НХЛ захочет контролировать, чтобы обеспечить надлежащий уровень надзора. Иначе в один момент экипировка игроков может превратиться в дешевые цирковые трико.

4. Ставки

Букмекерский фронт надвигается на НХЛ и избежать его не получится никак. Вопрос только в том, когда это произойдет и как будет выглядеть.

На прошлой неделе канадское правительство представило законопроект, который декриминализирует ставки-ординары на спортивные события. Похожий тренд наблюдается и в США, где некоторые штаты начинают ослаблять давние запреты на игру. Законопроект предполагает разрешить провинциям и территориям Канады предлагать ставки на одиночные события под своей юрисдикцией.

В этом плане Северная Америка сильно позади Европы.

hhh

На настоящий момент ставки полностью разрешены только в одном штате с командой НХЛ – Неваде. Там играет «Вегас».

К тому же, НХЛ готовится выкладывать в открытом доступе данные системы слежения за шайбой и игроками (Puck and Player Tracking), что уже сделала на последнем Матче Всех Звезд. Из этой системы можно выудить огромное количество статистики и мы видели только малую толику этого.

«Я уверен, что лига разрешит ставки. Это уже близко. И для меня вся эта история с трекингом связана не столько с тем, чтобы просто получать информацию о хоккеистах, сколько с азартными играми», – заключает Фридман.

Оригинал

Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe, Kevork Djansezian; instagram.com/karpatofficial/; РИА Новости/Григорий Сысоев