14 мин.

Сергей Базаревич: «Людям, которые помнят старую НБА, хочется больше спорта. А сейчас я спорта там не вижу»

От редакции: вы читаете пользовательский блог, в котором Владимир Спивак рассказывает о преимуществах европейского баскетбола. Подпишитесь и будьте в курсе.

Сергей Базаревич сейчас думает о том, как сборная России по баскетболу будет бороться за выход на Олимпиаду-2021.

В этом интервью он:

• делится своим видением баскетбола в НБА и в Евролиге;

• выступает за «окна» для сборных;

• рассказывает о проблемах Алексея Шведа, Дмитрия Кулагина и Сергея Карасева;

• ратует за рабочие места для русских игроков;

• называет молодых баскетболистов, на которых рассчитывает сборная.

Что вам интересно в этом сезоне в баскетболе?

- Чего-то такого, что сильно возбуждало, нет. Я смотрю Евролигу. Не смотрю НБА. Сезон такой специфический – отсутствие зрителей чувствуется даже по эту сторону экрана. Матчи в России в этом плане, конечно, выглядят повеселее. Наверное, к концу сезона все будет поинтереснее.

Есть мнение, что регулярный чемпионат Евролиги приближается по своей скучности к регулярному чемпионату НБА. Но пандемия сделала и ситуацию в Евролиге непредсказуемой. Согласны?

- Самое увлекательное сейчас – это матчи сборных, они очень непредсказуемы и в этом компоненте приближаются к футболу. На мой взгляд, футбол все так любят, потому что это непредсказуемая игра. В случае баскетбольных сборных там не всегда есть суперкачество игры из-за малого времени на подготовку, но всегда очень много эмоций. Связано это, в том числе, и с системой соревнований. ФИБА максимально здесь внесла эмоций, обострила значимость каждого матча. И выяснилось, что даже «баскетбольным» странам непросто. Литва вышла на Евробаскет последним владением. Мы всегда про сербов говорили, что у них много игроков, а оказалось, что без игроков, которые выступают в других странах, и у них не все так весело.

Евролига раньше была очень интересной, это было концентрированное выражение лучшего, что есть в европейском баскетболе: коллективная игра, постоянная защита, куча эмоций, значимость каждого матча. Значимость каждой игры теперь стала гораздо меньше. Раньше был очень интересный и нервный Топ-16. Сейчас этого всего стало меньше, все какими-то огромными шагами движется к НБА. Раньше практически не было проходных игр.

На мой взгляд, у команд не хватает времени на скаутинг и восстановление. Тридцать четыре игры в регулярном чемпионате – это много. Поэтому для Европы, где нет такого количества звезд, очень важно иметь спортивную составляющую, которая повышает значение любой игры и вносит интерес и накал, из-за которых мы смотрим баскетбол.

- Евролига постепенно закрывается – все больше команд получают краткосрочные лицензии. По спортивному принципу сейчас в Евролигу можно попасть только через Еврокубок, и эта возможность тоже постепенно будет пропадать. Как вам идея закрытой лиги в Европе?

- В Евролиге играют самые богатые команды Европы, сливки. Все, кто находится внутри этого турнира, все довольны. И все стремятся туда – я тоже хочу тренировать в Евролиге, потому что это лучший турнир в Европе. Но на мой взгляд, Евролига не влияет хорошо на европейский баскетбол. В европейской традиции не может быть закрытой лиги. Закрытая лига, может быть, интересна в плане бизнеса. Но вот, например, российским командам, вроде «Локо» и УНИКСа, как быть, где они будут играть на следующий сезон?

Мне кажется, что можно продавать и европейскую спортивную традицию. 

А в закрытых лигах не обойтись без процедуры драфта. И для Единой Лиги ВТБ было бы интереснее иметь определенную ротацию клубов. Тогда клубы, которые здесь из года в год занимают последние места, были бы больше мотивированы «шевелиться».

Как пример можно привести Италию. В любой части таблицы значимость игр там очень высока. В сезон, когда я работал там, «Виртус» вылетел в дивизион ниже в последнем туре. Никогда еще команда с таким количеством побед не вылетала. Так там 5 или 6 команд могли вылететь к последней игре! И все эти матчи были с потрясающим накалом, проходных игр практически не было. Должна быть интрига – в любой части таблицы.

Опять же, в закрытой лиге необходимы драфт и потолок зарплат, чтобы у команд были равные возможности. Иначе наверху все равно, скорее всего, будут просто богатые команды. Думаю, что клубы, которые имеют долгосрочные лицензии в Евролигу, их не всегда оправдывают.

В прошлом сезоне я посмотрел процентов 70 игр НБА, я буквально заставлял себя. В плей-офф мне понравился «Майами» своими тренерскими решениями. Бизнес-модель в НБА хорошая, но мне не нравится спортивная составляющая в этой лиге. Судя по отзывам, я здесь не в одиночестве. Я имею в виду людей повзрослее, которые кое-что видели в баскетболе, а не только хайлайты смотрят. Как сказал один человек, зачем смотреть игры НБА, если можно смотреть хайлайты и все знать? Такое ощущение, что кто-то так и делает. Да, сейчас время социальных сетей: все смотрят НБА как сериал. Но нам, людям, которые помнят старую НБА, хочется больше спорта, а спорта я не вижу там.

И мне очень не хочется, чтобы Евролига в этом отношении пришла к тому же.

Мой товарищ был на одной игре Евролиги и сказал, что игроков можно майками было бы поменять, ничего бы не изменилось. Не понял, говорит, за кого ему переживать. И там американцы, и тут – американцы. Хорошо, глобализация, во многих странах на эту тему «не парятся», хотя, мне кажется, в православных странах иначе. Евролига отменила какие-либо лимиты на легионеров – понятно, что с американцами легче, дешевле. Это доминирующая страна в баскетболе. Но в футболе, если бы не было лимита, одни бразильцы получается бы играли? Интересно кому-то это? Сомневаюсь.

Без лимита на иностранцев Евролига становится филиалом НБА или, того хуже, G-Лиги.

- Пандемия показала, что гибким в плане календаря может быть любой турнир. Но Евролига по-прежнему мешает лично вам как тренеру сборной и не делает паузы на игры национальных команд. Это возможно изменить, по-вашему?

- Все здесь вытекает из одного в другое. Евролига хочет «подмять» под себя европейские соревнования. Еще раз говорю: туда все стремятся, всем, кто там, всем нравится. Но при всех трудностях я – за окна для сборных. В 90-е я сам с удовольствием играл в этих окнах. И сейчас это абсолютно реально сделать, надо просто захотеть.

Сейчас сборные вынуждены какие-то странные движения делать, кто-то с кем-то договаривается, вытягивает игроков. Ты даешь Шейну Ларкину паспорт, но он не может играть за сборную, ты зачем ему дал паспорт тогда? И тогда получается, что это для клуба делалось, он получает кучу преференций от того, что у Шейна Ларкина есть паспорт. В Турции, кстати, сейчас разрешены в команде только пять иностранцев, пять.

Календарь – это решаемый вопрос.

Почему-то же Евролига уважает национальные кубки не играет в эти даты, значит, и для сборных можно сделать паузу.

Зачастую маленький перерыв в чемпионате очень освежает голову игрокам, они меняют клубную атмосферу на атмосферу сборной. Никто из тренеров не возразит против такого маленького перерыва. У меня так часто было: ты страдаешь-страдаешь до декабря до рождественской паузы, а потом полегче. Или, к примеру, ЦСКА отпускает игроков в сборную, он возвращается в клуб другим по уверенности, сколько раз уже так было, получает какие-то шансы.

Сейчас какая-то странная история получается. Раньше, чтобы играть в сборной, нужно было быть одним из лучших, а сейчас получается, что у тебя больше шансов, если ты не очень уверенно выступаешь в клубе Евролиги, например. Нам один клуб говорит: мы этих не отдадим, но заберите, пожалуйста, вот этих. Но мы-то хотим сильнейших.

Так что с календарем все возможно сделать.

- Возвращаясь к Единой лиге ВТБ, есть ли у вас понимание, почему там 9 российских клубов? Может, вы что-то знаете, чего мы не знаем?

- Нет, я тоже не знаю. Мы об этом неоднократно говорили: нужно больше рабочих мест для российских игроков. И это как-то воспринимается не очень позитивно, хотя это наша прямая обязанность – говорить об этом. Если мы не будем об этом говорить, значит, нам все равно, но нам не все равно. Мне не все равно. Если я тренер сборной России, я хочу свою работу сделать максимально хорошо. И я сто раз об этом говорил: то, что хорошо сборной, хорошо и для клубов. Интерес к спорту очень сильно завязан на успехах сборной.

И откуда тем же элитным клубам брать российских игроков? Из собственных академий пока не очень получается. И на это есть объективные причины. Сложно дать развиться молодым, особенно если тренер иностранец и его не очень волнует долгосрочная перспектива.   

«Нижний Новгород» вот дает шанс российским игрокам. И таких клубов в лиге должно быть штук пять. И всем тогда будет хорошо. Я просто не понимаю, как это может быть нехорошо для лиги и остальных клубов. 

Большое количество игр – это всегда в плюс для сильных. У больших клубов есть состав и возможности комфортно перемещаться. И имея больше игр в национальном чемпионате, больше шансов у молодых.

- А вот есть Суперлига. Кто-то скажет, что «верхушка» этой лиги не уступает низшим командам лиги ВТБ и российские игроки там могут выступать, сколько угодно.

- Лучшие должны играть с лучшими. Ну да, можно подписать вообще только иностранцев под Евролигу, но это как-то грустно, мне кажется. Мне кажется, что в таких странах как Россия, Греция, к примеру, должна быть какая-то эмоциональная связь с игроками. Когда это карусель из иностранцев, не успеваешь просто полюбить игроков. Должны быть какие-то свои герои, за которых можно переживать.

Хорошо, россияне играют в Суперлиге. Но растут ли они там? Там есть команды, которые уже переросли Суперлигу. «Самара», к примеру. Зал вот достроят сейчас, им пора уже подниматься выше.

Ни в одной стране на топовом уровне нет такого маленького количества своих клубов. 

 - Про Суперлигу. В Китае вы сказали, что Сопин и Мотовилов расширили ваш кругозор и вам будет полезнее следить за Суперлигой теперь. Но за два года в сборной никого нового из этого турнира не появилось. Это говорит об уровне турнира? 

- Сопин и Мотовилов в тот момент по определенным причинам оказались нужны сборной. Не было Хвостова, Димы Кулагина. Мы искали защитника. 

Потом мы наблюдали за Минченко, к примеру. Он уже игрок Единой лиги ВТБ.

Сейчас игроков, которые могли бы прийти в сборную и принести пользу сразу в Суперлиге я не вижу. Мы смотрим игроков на будущее, но я не могу сказать, что какой-то молодой игрок выстрелил в Суперлиге. Мы в мае будем проводим просмотровый сбор, там будут Щербенев и Топтунов, взглянем на них. Будут игроки из второй команды ЦСКА. Все остальные – уже в ВТБ или в Америке. 

- Сергей Панов сказал, что сборная России рассчитывает на всех, кто в последнем окне в Перми, и Никиту Курбанова. Вы согласны с этой формулировкой? А как же российские игроки «Зенита»? 

- И «Зенита», и «Химок». Я думаю, что Панов и сам не очень согласен с этой формулировкой. Он дал этот ответ в моменте – глобально он так не считает. Так получилось просто.

У нас нет такого огромного числа кандидатов в сборную, и мы сами ни от кого не отказываемся. Если говорить про предолимпийский турнир, то мы постараемся сделать максимально сильную по именам команду, которая будет способна решать большие задачи. Опытные игроки будут очень нужны в этих стрессовых ситуациях, это будет стрессовый турнир.

- Как вам вообще работается с Пановым? Удалось ли четко разделить зоны ответственности? 

- Мы в процессе понимания, как лучше взаимодействовать друг с другом, но уже значительно продвинулись в этом направлении. Эти окна были удачными, мы играли хорошо и посмотрели кого-то из новых игроков. У Панова большой авторитет перед игроками. Мы на него возложили очень непростую задачу взаимодействия с клубами. Как показало окно в ноябре, какие-то задачи в этом вопросе и ему сложно решать. Со стороны все кажется легче, а потом сталкиваешься с этим и выясняется, что есть проблемы, которые ты не можешь решить даже со всем своим опытом.

- Швед будет в сборной? 

- Я уже говорил про это. Все тренеры хотят иметь у себя максимально сильных игроков и при этом увлеченных командной и идеей и готовых принести какие-то жертвы, без это в команде невозможно. Алексей – безусловно выдающийся игрок, и мы хотим видеть, но он должен быть готовым полностью посвятить себя цели и команде. Все зависит от него. На сегодня у меня нет ответа, насколько он готов. У нас есть время. Он знает про дату, до которой мы ждем от него ответа, чтобы нам понимать, как строить команду.

- Дмитрий Кулагин? 

- Ситуация с ним непростая. Мы с ним говорили. Договорились, что если он тоже будет готов себя посвятить команде и у него будет соответствующее физическое состояние, то я дам ему шанс. 

- Карасев должен был стать одним из лидеров сборной в Китае, но сыграл плохо и с тех пор не может найти себя. Сборная еще рассчитывает на него?

- Мы думали, что он будет сейчас в Перми, но он был не очень готов из-за травмы. Мы говорили с ним: он признал, что у него непростые времена. Будем следить, как он набирает форму в клубе. Ему, конечно, может помочь тренер, но основная нагрузка по исправлению ситуации – на нем. Ему нужно улучшить свои кондиции. Лично мне очень обидно, что его потенциал не реализовывается.   

- В Перми вы сказали, что впечатлены Комоловым. Есть ли еще люди, которыми вы впечатлены и которых бы вам еще очень хотелось попробовать в сборной? 

- Это может странно прозвучать, но меня очень впечатляет прогресс Бабурина. В 2019 году «Нижний» играл в финале Кубка России, и мне тогда очень не понравилось, как Женя относится к своим достаточно большим минутам на паркете, мне даже пришлось на него немного «наехать». Я был очень удивлен и расстроен. С тех пор у него будто что-то повернулось, не только после нашего разговора, конечно. И в клубе и в сборной он стал по-другому выглядеть, с большей долей ответственности. Так что прибавлять можно и в течение сезона и в достаточно солидном возрасте для баскетболиста.

Возможности смотреть баскетболистов в играх сборной не так много, я уже об этом говорил. Вот у нас перед предолимпийским турниров будет 4 дня тренировок, 4 игры, еще 3 дня тренировок и все, турнир.

В мае будет расширенный сбор, будет там смотреть игроков. Михайловского мы вызывали, осталось непонятное ощущение. В середине мае посмотрим,  что изменилось за время, пока мы его не видели в тренировочном процессе. Два года назад он не смог приехать на просмотровый сбор, может, и на Кубке мира бы сыграл. Многие люди тогда не верили, что поедут в Китай и отказались. А надо было верить, может, сыграли бы за национальную команду на Кубке мира, надо верить в себя.

- Кого-то удивил факт, что в системе «Басконии» есть российский игрок. И дебют Савкова в сборной получился красивым благодаря этой забитой «трехе». Как он вам?

- Мы хорошо сделали последнюю атаку под него, да. Мы его знали из-за его папы и хорошего выступления на Первенстве Европы U16. У меня много источников информации про игроков, и вот один из них сказал, что Паша прибавляет в Испании. Нам показалось, что мы быстрее его проверим здесь, потому что там мы бы его особо не увидели. Я рад, что все срослось. Нам он понравился, но как это часто бывает, на третьей тренировке это свежее впечатление пропало, и она уже была совсем не супер. В игре ему тоже было тяжело. Я его и хотел поставить рано, чтобы он не в «мусорное» время вышел. С такой ответственностью ему было сложно. Но у него точно есть талант, правильное отношение к процессу. Мне кажется, ему нахождение в другой стране, иностранный язык помогают.

Надеюсь, он будет продолжать расти.

Но баскетбол – несправедливая штука. Чтобы игрок состоялся, очень много вещей должно сложиться. 

Фото: russiabasket.ru/РИА Новости/Павел Бедняков, Владимир Песня, Алексей Филиппов