Трибуна
9 мин.

«Лейкерс» ждали титул 10 мучительных лет: конфликт владельцев, плохие контракты, скандалы

От редакции: вы читаете пользовательский блог 3.05, здесь разбирают игру Лу Дорта, изучают новый формат Матча всех звезд, вспоминают Кобе в составе сборной США. Поддерживайте автора плюсами – это всегда приятно.

В понедельник «Лейкерс» выиграли долгожданное чемпионство — первое за десять лет. Организация находилась в перестройке целую вечность, и только появление Леброна позволило сдвинуть дело с мертвой точки.

Многие сетуют, мол, на этот раз путь Джеймса к победе был самым легким в его карьере. Тезис дискуссионный, и право на существование, безусловно, имеет. Однако именно к «Лейкерс» он точно не относится: последние лет семь команду охватила продолжительная перестройка, и организация проделала невероятно тернистый путь к вожделенному титулу.

С обновлением руководство справлялось не слишком умело: тратило накопленные активы, ошибалось с тренерами и не могло хотя бы для себя визуализировать команду будущего. Даже с приходом Леброна менеджмент знать не хотел о точечных усилениях и грезил еще одной звездой.

Купить официальную атрибутику «Лейкерс» в магазине Nike

Пятилетнее пике началось в 2013-м вместе с лопнувшим ахиллом Кобе и смертью Джерри Басса. Клуб поставил все на стареющий костяк, принесший ему чемпионство пару лет назад, разваливающегося Стива Нэша и плаксу-Ховарда, у которого вылезли проблемы со спиной. В то время активно набирало популярность супергеройское кино — как раз появились «Мстители», — и генеральный менеджер «Лейкерс» Митч Капчак решил, что он тоже бездумно соберет команду по рейтингу в 2K и сможет противостоять «Майами». О плане Б на случай, если не выгорит, Митч не позаботился.

Результат вновь волновал лишь Кобе. Как и раньше, рядом не оказалось ни достойного напарника, способного хоть изредка брать инициативу в свои руки, ни строгого тренера, который бы вовремя одернул легенду и напомнил бы про возраст. Брайанту была дарована полная свобода, и он придумал себе установку — любой ценой попасть в плей-офф.

В жертву Кобе принес чересчур много.

В межсезонье сбежал Ховард, откланялся Метта, сменил тренировочный лагерь Джэймисон. Не сильно дольше продержался и Газоль, ушедший по окончании контракта спустя год. Унижение в виде рекламного баннера для Ховарда — как символ отсутствия того самого запасного плана и признание своей ошибки.

Пример Доминика Уилкинса, съездившего на матч всех звезд после травмы ахилла, вдохновлял всегда, и, помня о характере Брайанта, все надеялись, что теперь в позитивном контексте можно будет вспомнить и его. Однако ступивший на паркет через 9 месяцев медлительный Кобе никогда не был прежним.

Тут и началась официально самая темная эпоха в истории клуба: бразды правления достались Джиму Бассу, сыну Джерри.

Антирекорды баланса побед/поражений, высокие драфт-пики, 48 на 2 года в знак уважения и полная круговерть с составом из-за отсутствия четко заданного курса развития — было совершенно непонятно, как «озерники» планируют существовать с Брайантом в составе и вообще надолго ли это.

Захватив баскетбол целиком, когда-нибудь аналитики обязательно начнут считать глубину каждой отдельной команды в разные эпохи. Они составят топ худших составов — потому что рейтинги собирают клики — и «Лейкерс»-13-17 будут стабильно на лидирующих позициях среди ростеров десятых, окруженные «Сакраменто» и «Нью-Йорком».

Если показывать нагляднее и мыслить в духе Капчака, то теперь средний рейтинг игроков «ЛАЛ» в 2K в те времена не поднимался выше 74. Если еще нагляднее, то самые громкие имена того времени — Ник Янг, Карлос Бузер и Лу Уильямс. Первый находился на своей волне, второй уже был на закате карьеры, третий явно приехал ради лос-анджелесской атмосферы. В напарниках у них были Крис Каман, Райан Келли и Ксавьер Хенри; вместо тренера Байрон Скотт.

Естественно, большие звезды не хотели переезжать в команду со столь туманными перспективами, несмотря на крупный рынок.

Период Джима Басса несколько скрасили две вещи:

  • «Лейкерс» били без промаха на драфте даже если пика первого раунда не было — так они вытащили Кларксона и Зубаца. Скаутский отдел редко подводил и спасибо, никто не стал ломать то, что и так неплохо работало.

  • Прощальный тур Кобе. Мы все дружно надели розовые очки, радостно проголосовали за него на матче всех звезд, со слезами посмотрели выдающийся голливудский перформанс в последнем матче и снова очутились в суровой реальности, связанные контрактами Мозгова и Денга в платежке.

Но затем «Лейкерс» повезло — случилась междоусобица. У Джерри Басса 6 детей, им принадлежат 66% акций клуба.

В 2015-м Джим Басс уверенно заявил следующее: «Если через два года мы не станем конкурентоспособным коллективом, значит, я не справился с работой. Барометр успеха – наличие в составе к этому моменту восьми игроков, которые составят костяк на пять лет вперед. То есть речь идет не о количестве побед, попадании в плей-офф и результата в матчах весенней стадии. Важно иметь игроков, которые составят костяк на будущее».

Срок подошел, фундамент выстроен не был, и терпение родственников кончилось — власть перешла в руки дочери Джерри, Джинни Басс, президентом клуба стал Мэджик Джонсон, на должность генменеджера пригласили Роба Пелинку.

Мэджик — успешный бизнесмен и подходящее медийное лицо для привлечения свободных агентов, Роб — акула агентского бизнеса. И обоим впервые доверили руководить баскетбольным клубом.

По совокупности всех предпринятых действий тандему Мэджинка™ с натяжкой можно поставить «хор»: исправили чужие ошибки, натворили собственных. В целом, вреда принесли меньше, чем пользы; видно, что старались.

Две ключевые претензии: все накопленные ранее активы они разбазарили задарма и на определенных этапах провалились с селекцией, превращая в бизнес-решение вообще любой ход.

Сначала управленцы избавились от ДиАнджело Расселла. Решение непопулярное, но вынужденное — подающий надежды разыгрывающий слыл обязательным условием сделки Мозгов-Лопес и отправился в «Бруклин». «Лейкерс» получили истекающий контракт и 27-ой пик, который позже конвертировали в Кузму.

В связке с утилизацией ДиАнджело — выбор на драфте Лонзо Болла, пропуск Джейсона Тэйтума. Хоть Тэйтум и котировался в моках в окрестности улучшенного Руди Гэя, списывать дебютный, но серьезный сбой скаутской системе все же неправильно. Тэйтум продолжает эволюцировать до суперзвезды, перспективы Лонзо вызывают вопросы даже у «Нового Орлеана».

Окей, задним умом здесь все оказалось не так и плохо. ДиАнджело разок авансом съездил на матч всех звезд, но свой примерный потолок уже показал. У него нет защиты и выдающихся физических данных, от него нет стабильного набора очков, и ему пришлось бы платить. Самая значительная помощь, которую он смог бы оказать «Лейкерс» — сбить цену в обмене Дэвиса.

Но дальше — серия косяков.

Дешевый Нэнс и Кларксон, слить которых можно было бы куда выгоднее, ушли за очистку платежки.

Джулиус Рэндл, желавший остаться за небольшие деньги, выбрал «Новый Орлеан», не увидев к себе нормального отношения от менеджмента родной команды.

В «Милуоки» в роли защитника раскрылся Брук Лопес, не игравший в концовках матчей «Лейкерс», потому что Люк Уолтон не мог его нормально встроить.

17-й кубок был идеей-фикс для Мэджинки, и дуэт спешил слить все, что плохо лежит и вызывает у него хоть малейшие сомнения в состоятельности для чемпионский команды.

Оправдать такое пренебрежение лояльными клубу игроками могла бы только предварительная договоренность с Леброном, но она исключена. Менеджмент просто рискнул всем, и ставка сыграла: переход Джеймса начисто смыл все пятна с репутации управленцев, пока они не встряли снова.

Купить официальную атрибутику «Лейкерс» в магазине Nike

После увольнения Мэджик частично признал свои ошибки, но в канву его следующих ходов объяснение все равно не укладывается. В мае прошлого года Джонсон заявил, что жалеет об упущенном Лопесе, тогда как Рэндл в его планы не входил изначально: мешала несовместимость с Леброном и спэйсинг, создавать который Джулиус не мог, потому что редко бросал.

Однако тем же летом менеджмент подписал банду сбитых летчиков в лицах Бизли, Стивенсона, Рондо и Макги, и озвученной философии они тоже не шибко соответствовали. Команда осталась с Хартом (33% из-за дуги) и Колдуэлл-Поупом (34% из-за дуги) на позиции штатных снайперов.

Вершиной свалки просчетов стал неуместно публичный торг за Энтони Дэвиса. К тому моменту форвард — называю его так по его же просьбе — уже был клиентом Klutch Sports, и было понятно, что без ведома Леброна ни в каком «Бостоне» Энтони не окажется, а если и окажется, то надолго не задержится. Но наш, казалось бы, набивший синяков дуэт решил приблизить развязку ситуации и торговался с издевавшимся над ним «Новым Орлеан» до последнего, панически предлагая по пять, по шесть, по восемь активов, все время их меняя состав этого пакета в попытках угодить «Пелс».

Когда в сеть проскакивают подробности с заголовком «Лейкерс готовы отдать все за Дэвиса», это ненормально. Никто из молодых не был уверен в своем месте в той команде, начался хаос, вылившийся в поломку командной химии и пропуск плей-офф.

Снова перебор с бизнес-решениями и полный игнор человеческих отношений.

Джонсона попросили из клуба в апреле 2019-го, его коллега Пелинка остался.

И все продолжилось ровно по тому же сценарию, только теперь место в тандеме занял Леброн. Глупые ходы все равно совершались, но практичных стало намного больше. «Лейкерс» все-таки заполучили Дэвиса, но неправильно посчитали его обмен, зазря ликвидировав раскрывшегося Вагнера для чистки платежки. Они тщетно гонялись за Каваем, упустив массу крепких свободных агентов, но добрали на рынке выкупов. Они плюнули на усиление задней линии, но заполучили разностороннюю линейку больших и поверили в Рондо.

Банальная аналогия — болеть за «Лейкерс» сейчас это как кататься на американских горках — за утомительным подъемом всегда будет приятный спуск, но подняться снова хотелось бы чуть быстрее.

И на этом фоне чемпионство «Лейкерс» – это не только триумф осмеянных и списанных игроков, это победа осмеянного и списанного клуба, который снова вырулил благодаря крупному рынку, медийности, удаче, качественных усилений извне и толики прогресса изнутри.

***

Для тех, кто дочитал, есть бонус — суперигра. На картинке игроки, выходившие на площадку в цветах «Лейкерс» в период с 2013-го по 2017-й и проводившие на паркете в среднем больше 15 минут.

Сможете назвать всех?

На фото: центровой Крис Каман, проходящий интенсив у психотерапевта

Другие материалы по теме:

Последний раз «Лейкерс» брали чемпионство в 2010-м. Где сейчас та команда Кобе Брайанта

«Лейкерс» провалили первый матч, но потом уничтожили смолболл «Хьюстона»