12 мин.

Возрождение Атлантиды

Прошедшая неделя чиркнула сразу две заметных точки в рассказ межсезонья. Каждая из них, по-своему долгожданных, однако, накидывает лишних тем для рассуждения. Речь, конечно, идет о Бретте Фарве и Майкле Вике.

Легендарный квотербэк «Грин Бэй Пэккерс» решил не возвращаться в футбол. Скромная пенсия штата Миссисипи и незалеченная травма руки оказались весомыми доводами больше не выходить на газон. Во всяком случае – как профессионал.

Желание Фарва уйти на покой, расслабиться легко объяснимо. И вызывает уважение. Когда тебе предлагают место в старте и возможность дойти до финала чемпионата, отказаться нереально. Или хотя бы очень и очень трудно. Какой соблазн не громко хлопнуть дверью, а выломать ее. Разломать на мелкие кусочки. Так, чтобы уж наверняка запомнили.

Его будут помнить. Он войдет, так сказать, в анналы истории футбола. Уже вошел. Разумеется, попадет в Зал славы. Это с одной стороны. А с другой – шанс получить второе кольцо чемпиона. В некотором смысле обидно: больше 15 лет в НФЛ, а перстень единственный. Одинешенек. Пары он хочет, как любое существо в этом мире. Еще в Ветхом Завете было о каждой твари по паре.

И в такой ситуации вымолвить: «Нет!». Признать, что у тебя нет сил. Нет желания подводить людей, которые тебе доверятся. Мужской поступок. Это даже не точка – восклицательный знак. Окрашенный в яркие, радостные цвета. Радужный восклицательный знак. Он, несмотря на бурную цветовую гамму, успокаивает после длинного марафона слухов и разговор вокруг Фарва.

Второй знак (при детальном рассмотрении) опять не точка. Многоточие, причем состоящее, наверное, из шести точек. Вместо обычных трех.

Лига восстановила в правах и обязанностях Майкла Вика. Вновь пересказывать ремейк книги «На дне» не стоит. Прочитать ее можно здесь.

Мне часто по электронной почте доставляют всевозможные рассылки. Одна из них – новости портала о защите животных. С каким удивлением я обнаружил в последней «бандероли» новость о Майкле. Возвращение Потрошителя, что ли? Отнюдь. Заметка кончалась, учитывая направленность автора и издания, поразительными словами. Перевести их можно так.

«Он был наказан за грехи против невинных жизней. Может быть, теперь он сможет жить и работать, чтобы спасти другие».

Я не буду вдаваться в нюансы этого текста. Важен сам факт, что даже защитники животных простили Майкла. И простили его, судя по всему, быстрее, чем лига во главе с комиссаром. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22).

И дело тут не в высоком прощении. Вик свое искупил. Испросил прощения за свои ошибки молодости. Два года испрашивал. И общество должно было его простить. Потому рецидива быть не может. Не хочется верить, что Майкл – круглый идиот. И побежит тут же снова нарушать закон. Двух лет на перевоспитание – за глаза.

Теперь Майкл имеет право вновь сверкать в лиге. До пятой недели включительно он дисквалифицирован, что на тренировки не распространяется. А затем – играй, блистай и радуй всех.

Остается, тем не менее, вопрос: «Кто согласится подписать его?». Целый ряд команд уже официально заявили, что брать Вика они не станут. Среди них – «Вашингтон», «Майами» и «Окленд». То есть организации, нуждающиеся в квотербэке. Или в таком футболисте, как Вик.

Пока наиболее вероятные кандидаты на Майкла – «Сиэтл» и «Нью-Ингланд». По крайней мере, такие сообщения распространяют американские журналисты. И, допустим, «патриотов» списывать нельзя. Вроде не нужен «патрикам» еще один квотербэк при живом Томе Брэди. Но великий экспериментатор Билличик найдет, как использовать скоростного футболиста. В этом сомнений попросту нет.

А вот присутствие в этом дуэте «Сиэтла» – неожиданность с гигантской буквы. Выздоравливает Хассельбэк. В составе похожий на Вика по манере игры Уоллес. Вик не умеет играть по системе West Coast Offense, которую пропагандируют «ястребы». Три веских довода против Майкла в «Сихоукс».

Других пристанищ для Вика не называют. Хотя сам игрок утверждает, что почти-почти заключил контракт. Надеюсь, не рекламный – с заводом по производству мясных консервов.

Speranza*

В своей жизни Вик, думается, обидел многих. Кто-то его даже ненавидит. В этом тяжело сомневаться. Такие противоречивые натуры, какой является Майкл, способны вызывать два чувства. Любовь, у которой стирается граница с обожанием. И, пожалуй, обожествлением. Либо ненависть, в свете которой Вик представляет собой чудовище, моровую язву. В худших ее проявлениях.

Но, как известно, от любви до ненависти путь короткий. Обратно дорога также недлинная. Так что есть люди, отношение которых к Вику менялось по указанному принципу. По движению маятника. Качнулся в одну сторону – люблю. В другую – ненавижу.

К таковым относятся болельщики «Атланты».

Вкратце напомню, что до попадания в тюрьму Майкл играл как раз в «Фэлконс». Более того, числился самым высокооплачиваемым игроком команды. Был кумиром. Надеждой. На первый в истории клуба выигрыш в Супербоуле.

И тааак подвел. Дал смачный пинок всем мечтам фанатов. Разбил им сердца. Его возненавидели. В клубе и не задумались о возвращении Майкла после тюрьмы.

А ныне его за гнусный поступок с собаками, возможно, восхваляют. Если бы он не покинул команду, «Атланта» бы не взяла на драфте Мэтта Райана. Не было бы счастья, да несчастье вмешалось. И как помогло!

В клуб пришла вторая надежда. Уравновешенный. Надежный. С лидерскими качествами. Способный вести команду к победам. Не рискующий безрассудно. С точным сильным пасом. С огнем в глаза, который не мешает трезво рассуждать ему на поле.

Второй Пейтон Мэннинг.

NB! Бегающие квотербэки, насколько я помню, ни разу не выигрывали Супербоул. А старший Мэннинг выигрывал. Обладая посредственной командой.

У Райана есть команда.

У него непробиваемая линия нападения, допустившая всего 17 сэков в прошлом году. Раннингбэк Майкл Тернер, прошедший «школу» «Сан-Диего». И отгрузивший 1700 ярдов соперникам. Ресивер-пробоулер – Родди Уайт. (Правда, у него возникли какие-то проблемы с руководством.) Качественный второй принимающий – Майкл Дженкинс. Взятый у «Канзаса» лучший принимающий тайт-энд НФЛ – Тони Гонсалес.

Бетонная оборона. Куда прямо с драфта отправился Перрейа Джерри. Подвижный тэкл обороны, Джерри увеличит давление на квотербэка. И добавит монолитности линии защиты, к которой имелись нарекания в прошлом сезоне. Три игрока сэкондари, найденные в последующих раундах драфта, возвысят конкуренцию в обороне.

И, наконец, у такой команды есть Мэтт Райан. Второй год он будет проводить в лиге. И имея не очень внушительных соперников в дивизионе, он обязан конструировать золотой мост в плей-офф. Как минимум. А при удачном стечении обстоятельств – доводить команду до финала чемпионата. У «Атланты» все для этого есть.

По мотивам

В том же ряду, что и «Атланта», стоит «Новый Орлеан». Команда, выглядящая проекцией города.

Во второй половине 17-го столетия был издан роман немецкого литератора Якоба Гриммельсгаузена. «Симплициссимус». По имени главного персонажа. Действие романа протекает в годы тридцатилетней войны. Не буду здесь давать краткое содержание. Желающие могут за неделю, не торопясь, осилить книгу. И получить несказанное удовольствие от определенных мыслей и идей, характерных для 17 и 18 веков. Язык повествования совсем не легок. Но со временем и в нем обнаруживается своя прелесть.

Важнее другое.

Симплиций является проекцией целой Германии того времени. Уменьшенной копией. Разруха – в промышленности и сознании. Упование на Бога. Синусоидальное движение вперед, с периодическими откатами к истокам. Присмотритесь – и вы увидите сходство. Либо просто я очень мнительный и люблю нагромождать того, чего нет.

Важнее другое. И это не тавтология.

Такой же копией Нового Орлеана являются «святые». Разрушенный ураганом город планомерно отстраивается. Возвращает к себе доверие мировой общественности. А в 2013 году получит Супербоул. Одиннадцать лет спустя последнего.

В свою очередь и команда поднимается. Устанавливаются подпорки. Всевозможные балки и укрепления. Что в переводе на наш язык означает точечную селекцию.

Американский футбол принципиально строится на этой основе. Но нынешнее межсезонье в исполнении «Сэйнтс» образцово.

У команды есть лучший пас в НФЛ. Великолепный Дрю Бриз и набор не звездных, но крепких принимающих. Ключевым было не растранжирить этот неприкосновенный запас. Поэтому руководство заключило новый контракт с Лэнсом Муром. Старый подошел к концу.

Не потеряли в клубе Джонатана Вилму. Капитану лайнбэккеров дали новое соглашение. Болельщикам можно успокоиться.

Трудности с сэкондари можно считать решенными. Усиление пришло в виде лучшего корнербэка драфта, Малкольма Дженкинса. Он не быстрый, но перехватывать ему это не мешает. Также на место сэйфти приковылял ветеран Даррен Шарпер. Бегать четырехкратный участник Пробоула, как и Дженкинс, не может. Побежит – и рассыплется на атомы. Собирай потом. Но на безрыбье и Шарпер полезен. В «Миннесоте» же его ценили. Наверное, и в Новом Орлеане ему на шею ценник повесят. А что? Песок в строящемся городе – ходовой товар.

Единственное разочарование межсезонья – так и не нашел клуб бегущего. В наличии – классный раннингбэк Буш. С экс-президентом не сравнивать. Тот из регби никуда не переходил. Этого зовут Реджи. И ему не хватает мощи. А бегущий, который не в состоянии выносить по центру, теряет в полезности. Может считаться только вторым, запасным. Следовательно, нужен первый. Есть Пьер Томас, с горем пополам тянущий эту лямку. Нет, вру! Горя больше половины. Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Так что еще годик «Новому Орлеану» куковать без выноса. И еще годик, вероятно, без плей-офф.

Над пропастью

Обмолвился я о медлительности новоприбывших ди-бэков. А сейчас подумал – и что с того? Для дивизиона их хватит с излишком. Если в дивизионе играет квотербэк Джек Делоум.

Пять «интерсепшенов» сделали защитники «Аризоны». На сим закончилось выступление «Каролины» в плей-офф этой зимой. Широко отметил свой день рождения непогрешимый квотербэк. Никого не обидел, кроме болельщиков «Пантерс» по всему миру. И подарком каким теперь хвастается. Аж черная-черная зависть гложет. Тоже хочу опростоволоситься против «невообразимой» защиты.

Безусловно, некорректно в высказываниях опираться на единственную игру. Но у меня четко сложилось впечатление: наступает закат «пантер». У любой команды нормальными этапами существования являются временные паузы в развитии. Спазмы, не позволяющие двигаться вперед. И зачастую – отстраняющие назад. Именно такой спазм мучает ныне «Каролину».

С Делоумом, несмотря на уйму перехватов, заключили свежий контракт. На четыре года. Наверное, карьеру завершит в составе «пантер». Сколько поводов для радости. Менять его нужно – и быстрее. За Кассела можно было бы побороться. За Катлера или Санчеза. Или готовиться к активной работе по квотербэку на следующем драфте.

Но теперь этот вопрос закрыт. Не для того продлевали, чтобы отдать.

Из новичков команду способен усилить лишь Эверетт Браун. Молодой, взятый на драфте энд защиты. Скоростной. Любит безжалостно запихивать квотербэков «в мешок». Чем-то смахивает на Джулиуса Пепперса. И так же, как и он, предпочитает схему защиты 4-3. А «Пантерс» будут играть 3-4. Не исключено, что ему придется стать лайнбэккером.

Выходит, усиление команды более чем посредственное.

Не закрыли позицию ушедшего Кена Лукаса. А он, между прочим, был определяющим игроком сэкондари. К пасовой защите и без того были вопросы. Сейчас их количество неумолимо выросло.

Можно возразить. Дескать, остальных лидеров сохранили. Например, Пепперса. Или Стива Смита, Мусина Мухаммеда, ДеАнджело Уильямса, которые давали вектор развития атаки в прошлые сезоны.

Давайте по пунктам. Пепперса сберечь удалось. После многомесячных споров, оскорблений и буйств он расписался под тендером. Теперь он за один сезон получит 16 миллионов долларов. А потом сможет без напряга уйти из команды. Тем более что желания остаться у него недостает. К Джулиусу уже подбивал клинья «Нью-Ингланд». В этот раз не получилось, зато выйдет в следующий. И чем станет обороны «Каролины» без своего лидера. Единственного в команде, кто в прошлом году был автором не меньше чем десяти сэков.

Дальше. Смит и Мухаммед. Классные, бесспорно, ресиверы. Но одному уже тридцать, а другому на шесть лет больше. Пенсионный возраст. Для тех, кто должен много бегать и прыгать. К тому же им пасует Делоум. И второе значительно хуже, чем внушительные лета.

К Уильямсу претензий меньше. Но все они – о бездарной игре против «Аризоны». Что такое 70 ярдов на выносе против такой команды? Когда требуется идеальная мобилизованность всех сил организма?

Это провал. Пропасть. И туда падает, не успевая схватиться за выступы, целая команда.

Паруса или пробоина?

Если от «Атланты» и «Нового Орлена» я смею ждать чудес. Неких удивительных вещей. От «Каролины» – развала, горя и слез. То «Тампа» – наитемнейшая лошадка. Зебра без белых полос. Предсказывать что-то о ней – занятие неблагодарное. Можно лишь отметить конкретные вещи.

Уволили с поста главного тренера Джона Грудена. Он стал экспертом на ESPN. Телезрители от этого выиграли, а «пираты» – не знаю. Его заменил Рахим Моррис. До этого он работал в «Тампе» наставником игроков защитных позиций. Этим венчается его тренерский опыт в лиге. Скромненько.

В первом раунде драфта команда выбрала квотербэка Джоша Фримена. Он выпускник университета штата Канзас. На заметку: в 2006 году Моррис был там координатором обороны. Напрашивается следующий вопрос. В выборе Фримена чего больше? Здравого смысла или желания обзавестись проверенными людьми? Точнее, людьми не самыми одаренными, но которые будут внимать тебе с разинутыми устами?

Второе кажется более правдивым. Уже потому, что команде был нужен тэкл защиты. На драфте такой оставался к моменту выбора «пиратов». Перрейа Джерри, которого схватила «Атланта». Эта была важнейшая позиция, требовавшая усиления. На нее взяли оборонца из третьего раунда. А прямых конкурентов одарили будущим многолетним лидером защиты. Щедрость психа.

Кроме того, в межсезонье, до драфта, был подписан Байрон Лефтвич. Опытный квотербэк, не уступающий Фримену.

Не удается выкинуть из головы, что первый раунд «Тампа» бросила в мусорную корзину.

Добрую улыбку вызывают два момента. Во-первых, оклемался после страшной травмы колена Кадиллак Уильямс. После ухода Уоррика Дана он, вероятно, станет главным раннингбэком клуба. Во-вторых, удалось выманить из «Кливленда» тайт-энда Келлена Уинслоу. Прошлый сезон у него, как и у всех «Браунз», был наперекосяк. Однако мастерство за год пропить непросто. И он все еще в числе лучших на приеме мяча.

У Лефтвича или Фримена будет дополнительный качественный ресивер. Но для цельной команды этого мало.

Вот и решайте сами.

Стали «пираты» опаснее? Закупили паруса, на которых будут мчаться не останавливаясь?

Или на их шхуне обнаружилась новая пробоина?

*Надежда (лат.)