6 мин.

Письмо-ультиматум в биатлоне: комичнее Драчева – только бунтари, которые гонят его в отставку

В нашем биатлоне – мятеж: группа на 20+ тренеров и региональных специалистов через письмо призвала президента СБР Владимира Драчева сложить полномочия.

Основные претензии подписавшихся: сложное финансовое положение СБР, отсутствие полноценного статуса в IBU (за допинг-случаи из прошлого), кадровые и административные ошибки.

По итогам сезона накипело.

Что (и кто) стоит за письмом и как все может закончиться?

Письмо подписали олимпийские чемпионы Александр Тихонов, Анатолий Алябьев, Виктор Маматов, Владимир Барнашов, Дмитрий Васильев, Юрий Кашкаров, Владимир Аликин, Валерий Медведцев, Ольга Медведцева, заслуженные тренеры России Александр Касперович, Виктор Юрлов, Александр Привалов, Геннадий Раменский, Владимир Путров, Геннадий Челюканов, а также главы и тренеры региональных федераций.

1. Практически всем (кроме, наверное, самого Драчева и его ближайших соратников) очевидно: наш последний обладатель Кубка мира совершенно несостоятелен как глава биатлона.

Хотя два года назад – на входе – у него были предпосылки к успеху:

• авторитет в среде. Показательно, что подписавшиеся теперь Тихонов и Алябьев в 2018-м горячо поддерживали Драчева;

• статус и ресурсы. Драчев – депутат Госдумы, но как сейчас кажется, это больше отвлекает, чем помогает;

• понимание реалий. Драчев закончил с гонками относительно недавно (в середине нулевых), в начале десятых даже немного помогал команде Прохорова, а потом все равно не выключался из дел;

• административный опыт. Драчев возглавлял Всеволожский район Ленобласти (ну и опять же что-то получил от работы в Госдуме).

По сути, масштабное недовольство главой СБР – давно не сюрприз; просто теперь оно оформилось в письменный ультиматум.

2. На членов Правления тоже выходили с просьбой подписаться – никто не захотел, хотя многие там согласны с содержанием письма и не доверяют президенту. Да, в Правлении все еще остаются сторонники Драчева, но в явном меньшинстве.

3. На кого из подписавшихся стоит обратить особое внимание?

Александр Касперович и Виктор Юрлов – личные тренеры лидеров сборной (Логинова и Юрловой соответственно). Трактуем как сигнал от команды?

UPD. Как позднее оказалось, Юрлов письмо не подписывал 🤷‍♂️

Александр Привалов и Виктор Маматов – давно отошедшие от дел корифеи, но почетные вице-президенты СБР. То есть в каком-то смысле свои;

Дмитрий Васильев – двукратный олимпийский чемпион, босс федерации Санкт-Петербурга. Васильев с амбициями – он уже сидел в кресле вице-президента СБР, выдвигался на босса, но сходил с дистанции. Инициатор?

Максим Кугаевский – главный тренер Тюменской сборной, еще год назад работавший председателем тренерского совета СБР.

UPD. Кугаевский тоже заявил, что не подписывал письмо.

Все остальные – или люди, прекратившие активную работу (пусть и с именем), или не слишком мощные фигуры.

• Об организованности бунта многое говорит инцидент с двукратной олимпийской чемпионкой Анной Богалий и другими (кстати, женой члена Правления СБР Андрея Левунина). Ее фамилия вроде как указана под письмом, но сама Богалий уверяет, что ничего не подписывала, и призывает проверить весь список.

У Виктора Юрлова – то же самое, он не подписывал это письмо.

Вообще, видно, что подписантов набирали хаотично, предлагая всем подряд: в одном списке соседствуют и враги, и просто люди из разных коалиций (по регионам, интересам, целям). Кто-то сводит с Драчевым личные счеты, кто-то как будто метит на его позицию, кто-то рад участию в громком деле.

С одной стороны, это показательно – провальная работа Драчева объединила многих. С другой, единства у группы подписавшихся нет. А значит, нет ни концепции, ни общего кандидата – не будет и ответственности, если революция зарулит не туда.

Даже золото Логинова не отменяет главного: наш биатлон в диком кризисе. Никто не понимает, что делать дальше

• Правда, на этот случай бунтари страхуются: «Решение — кто, в оставшиеся до очередной (или внеочередной — если до нее дойдет) Конференции время, будет выполнять обязанности Президента, пусть примет Правление».

Тоже любопытно: лично Драчеву они не доверяют, но доверяют Правлению.

• Угрожающая ремарка про внеочередную Конференцию – на самом деле ключевая.

Чтобы убрать Драчева раньше 2022 года, нужна внеочередная Отчетно-выборная конференция. Ее в силах инициировать или сам президент, или регионы, если среди них больше половины выступят за созыв.

По первой реакции Драчева ясно: на уход он не настроен. Не исключено, в ближайшие дни переварит большую имиджевую пробоину, проконсультируется, например, с Минспортом или Правлением в понедельник и сдастся – и там, и там есть кому на него надавить. Но вряд ли Минспорту до локальных биатлонных разборок в дни коронакризиса. Да и вообще Драчев упрямый – и не очень похож на менеджера, который рефлексирует и признает ошибки.

«Желающих порадоваться неудачам у нас всегда много. Только проблемы, которые они озвучивают, принес не Драчев. У нас впереди много задач, которые необходимо выполнить. Работа в Союзе биатлонистов России занимает 80% времени, до начала следующего сезона надо многое успеть», – сообщил глава СБР.

Объективно, ситуация в СБР не хуже, чем была в 2016-м (в середине олимпийского цикла) при Кравцове. По медалям ЧМ – намного лучше; в остальном – плюс-минус те же склоки, неразбериха, абсурд. Российский биатлон живет так, пожалуй, больше десятилетия. До состояния легкой атлетики, которая содрогалась 4 года и за которую всерьез взялись только пару месяцев назад, биатлону далеко.

Все зависит от бунтарей. Готовы ли они уговорить большую часть регионов и организовать Конференцию? У кого хватит энергии, авторитета, ресурсов (в том числе денежных)? И вообще, если все это есть сейчас, например, у Васильева – к чему сцена с письмом?

Еще раз: за пару лет Драчев полностью дискредитировал себя как управленца – идеями, решениями, поведением. И выглядит сейчас скорее фигурой комичной, чем убедительной. Слишком многое он должен пересмотреть и поменять в ближайшие пару лет, чтобы нашему биатлону стало хорошо. И слишком мало надежд, что он на это способен.

Но «Письмо 24» (видимо, уже намного меньше) – еще более нелепое, несвоевременное и бестолковое. Во всяком случае пока хоть кто-то не сделает реальный шаг к Конференции.

Уже понятно, что Драчев не справился с биатлоном. Дело не в 26 гонках без медалей; куда хуже – скандалы и полная растерянность

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Денис Костюченко; vk.com/russianbiathlon; instagram.com/drachev_vladimir; instagram.com/biathlonspb